Надпись на скамейке
Думаю, многие читатели не раз возмущались теми надписями, которые оставляют на парковых скамейках некоторые несознательные граждане. Но бывают исключения даже в этом жанре, далёком от высокого искусства. На одном из своих портретов Иван Крамской сделал на скамейке надписи, благодаря которым удалось разгадать имя его персонажа
В октябре 1990 года на аукционе Christie’s в Лондоне был выставлен портрет сидящего на скамейке пожилого генерала, написанный Иваном Крамским в 1882 году. Через 14 лет картина снова появилась на аукционе Christie’s и была продана 30 ноября 2004 года за £45 410. Но теперь портрет выставлялся как изображение адмирала графа Логина Логиновича Гейдена. Причины нового определения не сообщались. По всей видимости, атрибуция основывалась на том, что в списке работ Крамского, составлен-ном для его посмертной выставки искусствоведом Николаем Собко, среди картин 1882 года значился портрет графа Гейдена. Правда, без указания, какого именно.
На первый взгляд, для «адмиральской» версии имеются основания. Седой ветеран одет в форменное пальто генерал-адъютанта. Действительно, Логин Логинович Гейден имел столь высокое звание. Но на этом сходство заканчивается. Вся иконография адмирала показывает совершенно другие внешние черты. Достаточно взглянуть на его фотографию 1874 года, сделанную знаменитым Карлом Бергамаско. Именно такой образ импонировал самому графу, который в 1878 году заказал по снимку свой живописный портрет художнику Петру Заболотскому. Сегодня он хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
Подлинное имя персонажа помогло установить внимательное изучение всех деталей картины, в том числе самых мелких. Свою авторскую подпись Крамской разместил в виде надписей на рейках скамьи, на которой сидит старый генерал. Под кулаком его левой руки на торце доски читаются слова «Сиверская — Ордежъ». Названия эти хорошо знакомы биографам Крамского. С 1874 года он снимал летом дачу на железнодорожной станции Сиверская в 62 вёрстах от Петербурга. Здесь же на берегу реки Ордеж (Оредеж) в 1881 году художник начал строить собственную большую дачу и мастерскую.
С другой стороны генерала, возле прислонённой трости, на скамейке будто бы вырезано «ОРЛИНО 82». Это название тоже понятно. Усадьба Орлино неподалеку от Сиверской принадлежала в то время шталмейстеруграфу Николаю Сергеевичу Строганову. Крамской был знаком с его семьёй. Летом он неоднократно по-соседски приезжал в Орлино, работал над этюдами и пейзажами в усадебном парке.