Михаил Пиотровский: сказано и сделано
9 декабря 2019 года исполнилось 75 лет Михаилу Борисовичу Пиотровскому, директору Государственного Эрмитажа — музея мирового значения, который он возглавляет с 1992 года.
Даже краткое перечисление его титулов занимает немало строк: историк, исламовед, академик, президент Союза музеев России, лауреат многочисленных государственных премий, почётный гражданин Санкт-Петербурга… Но есть ещё одна функция, которую Пиотровский взвалил на себя абсолютно добровольно, беспокоясь о нынешнем и будущем состоянии отечественной культуры, — быть чуть ли не единственным действующим актором, пытающимся сформулировать политику государства в этой сфере. И в этой своей ипостаси Михаил Борисович делает многое из того, до чего не доходят руки разно этажных государственных органов, зачастую слишком вовлечённых в политиканство и отслеживание конъюнктуры.
Давайте прислушаемся к тому, что говорит Михаил Пиотровский:
Эрмитаж намного больше, чем музей, это исключительное культурное явление, российское и мировое.
Эрмитаж — градообразующее предприятие. Было время, в этом городе ничто нормально не работало, кроме музеев и филармонии. Эрмитаж образует смысл города. Когда-то про него говорили:
«А, Ленинград? Эрмитаж!», потом: «Ленинград? Эрмитаж, Собчак». Теперь: «Санкт-Петербург? Эрмитаж, Путин».
Очень важна связь музея с обществом, в котором он живёт. Не с туристами, которые приходят, а связь со школами, с разными клубами, с общественными организациями. Это очень важно для средних музеев. Для Эрмитажа — особый разговор.
Художник может быть гениальный. Вот это уже машина не может. Всякий художник — пропагандист. Он всё равно пропагандирует.
Искусство состоит из трёх частей. Одна часть — это то, что делается для вечности, это то, ради чего мы работаем. И это, может быть, не нравится никому. Другая часть — это то, что называется «заказ». Там кто платит деньги, тот заказывает музыку. Ну, сегодня это может быть патриотизм, а завтра — интернационализм, завтра — против мигрантов, сегодня — за мигрантов. Сейчас у нас есть ещё третья замечательная