Крестовый психоз бедноты
Весной 1096 года тысячи простых людей отправились в путь, чтобы освободить Святую землю от иноверцев. Но до Иерусалима они так и не дошли. А современникам Крестовый поход бедноты запомнился грабежами и массовыми убийствами.
У нищей толпы, идущей освобождать священный город Иерусалим, не было ни авторитетных командиров, ни оружия, ни еды. Зато на одежде у каждого были прикреплены кресты — как правило, сделанные из лоскутов, сцепленных колючками. Идущие верили, что Бог чудесным образом дарует им всё, что нужно: пищу, ночлег и победу над врагом. Вера их граничила с одержимостью, поведение — с массовым психозом. Это народное шествие получило название Крестьянского или «нулевого» крестового похода, так как случилось накануне Первого «официального» крестового похода. Зачем тысячи бедняков, оставив свои дома, хозяйство и здравый смысл, устремились в далёкий и опасный путь?
Папская инициатива
Поход бедноты начался стихийно. Но кашу заварил папа римский Урбан II. На церковном соборе в городе Клермоне в ноябре 1095-го он призвал народ отправиться на защиту Святой земли «от дикого магометанского племени».
Незадолго до того византийский император Алексей I Комнин попросил папу Урбана о помощи: дескать, нужно выгнать турок-сельджуков, захвативших большую часть Византийской империи. Сельджуки уже завоевали Иерусалим и подбирались к Константинополю. Урбан решил помочь — в том числе по политическим соображениям.
В Клермоне на площади он произнёс страстную речь, которая зажгла толпу. Со слезами на глазах понтифик живописал муки братьев-христиан на Святой земле. «Народ, неверный Богу… вторгся в земли этих христиан, опустошил их мечом, грабежами, огнём… Они опрокидывают алтари, оскверняя их своими испражнениями, обрезают христиан и обрезанные части кидают в алтари или в крещальни. И [если] им хочется предать кого-нибудь позорной смерти, пронзают посреди живота, лишают детородных членов, привязывают к дереву и, гоняя вокруг него, хлещут до тех пор, пока из них не выпадают внутренности», — приводит слова папы монах Роберт Реймский в труде «Иеру салимская история».
Урбан II посулил павшим в бою рай на небесах, выжившим — рай на земле. Дошедшим до Иерусалима обещал сытую жизнь, ибо там «реки текут млеком и мёдом, с каждой травинки капает масло». Всем участникам похода он гарантировал отпущение грехов, прощение долгов и прекращение судебных преследований.
«Так хочет Бог!» — кричала толпа, воодушевлённая словами папы.
Коза укажет путь
Призыв папы народ подхватил с лютым энтузиазмом. Простолюдины жили тяжко: гибли от голода, болезней, изнуряющего труда. Поход в Иеру салим воспринимался ими в буквальном смысле как путь к спасению. Молва о «земле обетованной» быстро распространилась. К марту 1096 года тысячи одержимых священной идеей простолюдинов начали стихийно двигаться на восток.