«Скелеты в шкафах» союзников
По соглашению между странами-победительницами вводился негласный запрет на некоторые темы, которые могли «всплыть» в ходе суда над нацистами.
Нюрнбергский процесс проходил с сохранением всех необходимых атрибутов законности. Поэтому у подсудимых, конечно же, имелись адвокаты. Было очевидно, что опытные немецкие юристы, стремясь защитить своих подопечных, постараются использовать принцип аналогии. Мол, если уж вы судите за то или иное преступное деяние германских руководителей, то тогда уж надо осудить — за сходные деяния — и руководителей советских, английских, американских, французских...
«Кодекс молчания»: круговая порука победителей
Державы-победительницы предвидели подобный поворот событий. Поэтому ещё до начала суда представителями союзников был составлен перечень вопросов, обсуждения которых на Нюрнбергском процессе не следовало допускать.
У каждой страны был свой вариант «запретных тем». Великобритания опасалась, что ей припомнят концлагеря во время Англо-бурской войны и Мюнхенский сговор 1938 года. Упоминания о Мюнхене боялась и Франция. В свою очередь, американцы стремились не допустить обсуждения неполноправного статуса чернокожих в США и свои концлагеря для выходцев из Японии.
Нас, конечно, больше интересует советский «чёрный список». Что же в него вошло? Итак, по требованию Москвы нельзя было обсуждать:
- политический строй в СССР;
- пакт Молотова — Риббентропа и всё, что имело к нему отношение;