Матерь Лжедмитриев
История знает немало примеров того, как царицы становились монахинями. Мария Нагая — единственная женщина, которой удалось проделать ещё и обратный путь.
Жена царя, но не царица
Род Нагих был достаточно могуществен и пользовался исключительным доверием Ивана Грозного. Их не коснулись ни опричнина, ни иные репрессии. А в 1580 году Фёдор Фёдорович Нагой-Федец, третий из восьми братьев, стал ещё и тестем Ивана Грозного. Невесте было 27, жениху — 50. Всё прекрасно, кроме одной юридической закавыки.
Православие трактует повторный брак как глубоко нежелательный. Третий брак — аномалия, но каноническое церковное право его всё-таки допускает. Для Ивана Грозного было сделано исключение, и церковь при не до конца понятных обстоятельствах разрешила ему жениться в четвёртый раз. Вот только Мария Нагая была не четвёртой, не пятой и даже не шестой, а седьмой супругой царя. А это значит, что слово «жена» едва ли может быть к ней применимо. С точки зрения православной церкви их брак незаконен, Мария не может считаться царицей и, самое главное, её дети являются бастардами. И хотя в истории Нагая осталась как жена Ивана Грозного, по сути, она была не более чем сожительницей.
До поры до времени это было не так важно, но после смерти Ивана Грозного (1584) ветер переменился. У Бориса Годунова, фактически правившего страной за блаженного Фёдора Иоанновича, был основательный предлог для борьбы с Нагими: их царевич Дмитрий — незаконный сын, следовательно, на престол он претендовать не может. Сыграв на этом, Годунов победил: Нагие угодили в опалу. Марию с отцом, сыном и братом отправили в Углич, где Дмитрий получил удельное княжение. По сути же это была почётная ссылка, означавшая, что в Москве Нагим ничего не светит. Бездетный Фёдор Иоаннович, очевидно, уже не рассматривал младшего брата в качестве наследника.