Загадки невесты Ильича
У поэта Николая Глазкова есть строчки: «Век двадцатый — век необычайный. / Чем столетье интересней для историка, / Тем для современника печальней». Эту максиму подтверждает история Надежды Петровской, успевшей побывать в своей бурной жизни даже невестой Владимира Ульянова.
Надежда Петровская родилась в Петербурге 5 января 1875 года. Носила фамилию отца — Владимира Вольфсона, писателя, драматур га и переводчика. Он оставил семью, когда дочери было три года. В 1893 году Надя окончила в Санкт- Петербурге Литейную женскую гимназию с серебряной медалью и вскоре вышла замуж за слу шателя Военно-медицинской академии Дмитрия Ерофеева. 25 октября 1894 года родился сын Павел. Четверть века спустя Надежда вспоминала, что в течение двух лет «не занималась политикой, так как пришлось много времени возиться с родившимся сыном»: прислуги не было, и она даже «сама стирала бельё», а через два года бросила мужа, так как он желал одного — «сделать из меня хорошую хозяйку». Сдав сына матери, Надя, по её словам, стала «бегать по урокам» и вращаться в кругах революционной молодёжи, хотя, будучи по убеждениям «социалисткой-народницей», с чисто партийными органами связана не была. В это время родным Владимира Ульянова, арестованного в декабре 1895 года и находившегося в одиночной камере Дома предварительного заключения, потребовалась «невеста». По законам того времени, свидания с арестованными разрешались «обычно через месяц после ареста и по два раза в неделю: одно личное, другое общее, за решёткой. Первое в присутствии надзирателя продолжалось полчаса; второе — целый час. Передачи пищи принимались три раза в неделю, книги — два раза». К заключённым, которые не имели близких родственников, под видом невест, кузин, женихов или братьев на свидания приходили друзья.
Родные Владимира Ильича жили в Москве. По воспоминаниям его сестры Анны Ильиничны, она «приехала в Петербург в первой половине января 1896 года, пробыла приблизительно с месяц, получила несколько свиданий с братом… подыскала ему “невесту”… и уехала… А с мая мы вместе с матерью и сестрою… приехали туда, с тем, чтобы… навещать брата и заботиться о нём». Можно утверждать, что «невеста» или «невесты» потребовались Владимиру Ильичу в промежуток между концом февраля и началом мая 1896 года. Молодая женщина социалистических убеждений, но не входившая в подпольную организацию, хорошо подходила для этой роли. В автобиографии от 5 июня 1919 года Надежда Владимировна следующим образом рассказывала об этом эпизоде: «Моя товарка по партийной работе Л. Раутенберг привела ко мне сестру Владимира Ильича Ленина, которая обратилась ко мне с просьбой… взять на себя заботу о её брате… Для того чтобы меня пустили к нему на свидания, меня назвали и записали его невестой… Ходила я к нему на свидания… в течение двух месяцев».
В 1897 году Надя Ерофеева поступила в Женский медицинский институт. Получив диплом врача, начала работать в Кронштадте, где познакомилась с Алексеем Петровским, человеком незаурядным, ставшим со временем одним из крупнейших российских учёных. В Кронштадте он был инженером-преподавателем в Минном офицерском классе и на этом месте должен был заменить Александра Попова, считающегося в России изобретателем радио.
Петровский свободно владел немецким и французским языками, читал на английском. К этому времени он был женат, в семье росли дети — дочь Ольга и сын Владимир. Знакомство с Надеждой Владимировной вскоре переросло в совместную жизнь. Дети от первого брака были разделены между родителями. Владимир с раннего возраста воспитывался у отца, Ольга осталась с матерью.
Новый брак в течение ряда лет был гражданским. 20 апреля 1904 года у них родилась дочь Наталья. В 1910 году семья переехала в Петербург, так как Алексей Алексеевич стал преподавателем Николаевской морской академии. Надежда Владимировна продолжала работать врачом в нескольких местах. Не будучи членом какойлибо партии, по своим взглядам, по её более позднему признанию, была ближе всего к эсерам.