Сопротивление от-кутюр
Вторая мировая война стала серьёзным испытанием и для модной индустрии. Более того, она ударила мир от-кутюр в самое сердце, отрезав столицу моды, Париж, от его окраин.
Стремительное продвижение войск Третьего рейха по Европе поначалу испугало только двух из великих кутюрье — Коко Шанель и Мадлен Вионне, закрывших с началом войны в 1939 году свои ателье. Все прочие знаменитые парижские модные дома продолжали работать, представляя исключительно экстравагантные модели, в которых непременно использовались цвета национального триколора: синий, белый, красный. Эльза Скиапарелли не замедлила предложить новые оттенки: «красный Иностранного легиона» и «синий линии Мажино», а также особые комбинезоны — «для бомбоубежищ».
Только накануне вступления немцев в Париж в июне 1940 года модельеры демонстративно закрыли двери своих модных домов, а сами разъехались кто куда. Одни уехали в Лион, другие — в Биарриц и Ниццу. Жак Эйм, автор бикини, будучи евреем, перешёл на нелегальное положение и даже участвовал в движении Сопротивления; дома «Мулино» и «Ворт» перебрались в Лондон. Скиапарелли отправилась в США, оставив в Париже небольшой салон, который продолжал работу.
Рассчитывавшие насладиться роскошью в столице мировой моды, а затем создать альтернативные центры от-кутюр в Берлине и Вене, нацисты пытались склонить дизайнеров к сотрудничеству, а потерпев первые неудачи, конфисковали остатки коллекций и тканей закрывшихся салонов, а также документацию Синдиката высокой моды. Тогда президент Синдиката, создатель «косого кроя» и бывший муж главной красавицы русского Парижа Натали Палей (дочь расстрелянного большевиками великого князя Павла Александровича) Люсьен Лелонг уже в 1941 году принял решение