Конструктивная и деструктивная агрессия: в чем между ними разница?
Пора признать, что все мы бываем агрессивны. Зачастую это вовсе не наша вина — сорвалась сделка, украли телефон, растоптали личные границы… И вот он, взрыв. Но всегда ли это плохо? О природе агрессии и о том, чем она может быть нам полезной, рассказывает эксперт.
Каждое утро мы вскакиваем с постели, рискуя наступить на мину. Нет, я не о проделках домашних животных. Мина — это агрессия, после взрыва которой целый день собираешь себя по кусочкам.
Миной можем быть мы сами, когда «подрываемся» на собственном раздражении, неудовлетворенности и печалях. Ею может быть недовольство и боль нашего близкого. И наступить на нее можно где угодно и с кем угодно, умышленно или совершенно случайно. В своей собственной ванне, по пути в офис, в разговоре с мамой...
Откуда же в человеке столько «взрывчатки» в виде агрессии? И можно ли научиться управлять своим детонатором?
Природа агрессии
Агрессия встречается в природе на каждом шагу, ведь без нее невозможны как наступление, так и оборона. Заявить о своих желаниях, потребовать возврат у тех, кто задолжал, сказать «нет», отстоять свою позицию в конфликте... Для этого и многого другого необходима агрессия. Без нее человечество не достигло бы тех успехов, что имеет сейчас.
Рассматривая и изучая агрессию, нельзя игнорировать ни открытия Дарвина о том, что мы с животными одного племени, ни слова Фрейда о том, что нами руководят те же инстинкты, что управляли нашими древними предками.
Также важен эксперимент художницы Марины Абрамович «Ритм 0», который до сих пор считается одним из самых жестоких перформансов в истории искусства. Артистка стояла смирно на протяжении 6 часов, и очевидцы перформанса могли делать с ней и ее телом что угодно, используя для этого любой из 72 предметов, разложенных рядом. Помимо безобидных перьев и цветов они могли воспользоваться лезвиями и даже заряженным пистолетом. И посетители достаточно быстро начали обращаться к тем предметам, с помощью