Современный читатель знает о нём в лучшем случае двустишие Маяковского...

Дилетант18+

Габриэле Д’Аннунцио

Портретная галерея Дмитрия Быкова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ

1.

Современный читатель знает о нём в лучшем случае двустишие Маяковского из «Советской азбуки» на букву Ф: «Фазан красив. Ума ни унции. Фиуме спьяну взял Д’Аннунцио», причём имя писателя говорит ему не больше, чем название города Фиуме. Тщетно, однако, стал бы он искать этот город на карте — он называется теперь Риека и принадлежит не Италии, а Хорватии. Риека, в сущности, всего лишь перевод Фиумена хорватский: река — она река и есть. Республика Фиуме, провозглашённая графом Д’Аннунцио, просуществовала под разными названиями чуть больше года. Литературная слава самого графа — поэта, драматурга, военного лётчика, героя-любовника и впоследствии фашиста — продержалась несколько дольше, но он её пережил: когда в марте 1938 года он умер, двух недель не дожив до 75-летия, — знали его главным образом как главу итальянской академии наук. К тому моменту он уже лет двадцать, как ничего не писал, кроме мемуаров и воинственной публицистики.

Его романтическая жизнь могла бы стать темой выдающегося романа или фильма, когда бы на ней, как и на всех без исключения его сочинениях, не лежал невыносимый налёт напыщенности. Это и время было такое, пошловатое, «отдающее тугой мыльной обёрткой», как говаривал Пастернак о названии скрябинской «Поэмы экстаза». Но и для своей декадентской эпохи Д’Аннунцио очень дурновкусен.

И всё-таки его литературное наследие заслуживает изучения — хотя бы потому, что он был первым из целой плеяды довольно своеобразных авторов, в числе которых и наш Гумилёв. «Бывают странные сближения» — и не только в русской литературе, где в каждом историческом цикле воспроизводятся одни и те же лица, часто с буквальными биографическими совпадениями, как харьковчане Савинков-Ропшин и Савенко-Лимонов; бывают пары и в мировой прозе — как Д'Аннунцио и Мишима, оба с детства одержимые садомазохистскими фантазиями и любившие играть в святого Себастьяна (Мишима даже для фотографий позировал в этом виде, привязанным к столбу и утыканным стрелами). Есть особый тип литераторов — я назвал бы их людьми тревожной, беспокойной, неудовлетворённой сексуальности; в области пола им всего мало — Д’Аннунцио хотя бы обошёлся без гомосексуальных мотивов, которые щедро представлены у Мишимы и Лимонова. Внешних сходств у них немного — разве что атлетизм, результат упорных упражнений; все любят позировать с обнажённым торсом. Все они ищут новых наслаждений, а потом извращений — так у Д'Аннунцио появляется рассказ «У одра», где младший брат и молодая жена покойного бдят у гроба и с особым сладострастием в присутствии мертвеца падают в объятия друг другу, «жадно ища поцелуев». Собственно, ничего нового тут нет, наш Пушкин успел повсюду: «Постой, при мёртвом? Что нам делать с ним?» — «Скажи... Нет, после переговорим». Я даже поставил однажды такого «Каменного гостя», в котором Гуан и Лаура навешивали на покойника свои тряпки в процессе раздевания, их это возбуждало дополнительно.

Так вот, до какого-то момента их удовлетворяют сексуальные приключения, чаще всего с привкусом садомазохизма, — но потом их ненасытный авантюризм начинает искать новых приложений, более рискованных экспериментов, и начинается большая политика. Им одинаково нравится отправлять на смерть других (как Савинкову и его протагонисту в «Коне бледном», где герой возглавляет эсеровскую террористическую ячейку) и лично балансировать на грани жизни и смерти: в конце концов, итальянец прославился личной храбростью в Первой мировой, освоил в 52 года боевой самолёт, бомбил противника, в одном из воздушных боёв повредил самолёт и собственный глаз. Гумилёв отчаянно воевал в той же Первой мировой, Лимонова тянуло в сражающуюся Сербию, а потом он затеял собственную авантюру в северном Казахстане. Мишима поднял самоубийственный вооружённый мятеж. Савинков искренне видел себя диктатором России, освобождённой от большевизма, и дал втянуть себя в операцию «Трест». Насколько серьёзен был таганцевский заговор — спорят до сих пор, но Гумилёву тоже мало было возглавлять «Звучащую раковину» или Цех акмеистов: ему хотелось ощущений более острых и притязаний более масштабных.

Их личной храбрости никто не отрицает — иное дело, что главным мотором этой храбрости является всё то же неутолённое и неутолимое тщеславие; а кто вообще сказал, что истинным героем может двигать любовь к человечеству? Герой — особый тип, он хочет триумфов, хочет, как Д’Аннунцио, въезжать в покоряемый город на открытой машине и устанавливать там свои правила — например, чтобы дети в каждой семье получали музыкальное образование; ведь латинская доблесть — это в первую очередь культ искусств, в том числе искусства военного! Герой расчищает дорогу политику, с которым поначалу дружит, а потом расходится (как Лимонов дружил то с Жириновским, то с Дугиным). Д’Аннунцио во многом сформировал Муссолини, его пристрастия и стилистику, изобрёл для него римское приветствие, которое начал внедрять первым; но потом ушёл в тень, потому что поэт может поиграть в политику, даже увлечься ею, но не способен всерьёз думать об экономике, тарифах, кредитах, о партийном строительстве и снабжении фронтов. Даже Муссолини чересчур увлекался внешней и теоретической стороной фашизма, что уж говорить о диктаторе Фиуме, который вообще кормил свою республику за счёт пиратства.

Подобные типы всегда особенно интересовали Илью Кормильцева — друга и поклонника Лимонова и Летова, и лучшую статью о Д’Аннунцио по-русски — «Три жизни Габриэле Д’Аннунцио», сопровождавшуюся публикацией в «Иностранной литературе» нескольких его статей и речей в кормильцевском переводе, — написал именно он. Кормильцев до славы первого рок-поэта России обладал репутацией одного из лучших переводчиков с итальянского (причём зарабатывал техническим переводом). Кормильцев, в отличие от многих филологов, мог судить о языке и стиле Д’Аннунцио по оригиналам — и, думается, имел все основания сказать: «С ранних лет пристрастие к риторике и театральности вошло в плоть и кровь Габриеле и определило его будущий литературный стиль. И стиль жизни тоже. Забегая вперёд, надо сказать, что именно эти качества делают произведения Д’Аннунцио (особенно драматические) такими тяжёлыми для современного читателя, тем более неитальянца. Невероятные страсти героев, неправдоподобный накал эмоций кажутся порой бредом, родившимся в декадентской опиумокурильне». Сказано по-кормильцевски жёстко, но на современный вкус почти вся литература рубежа веков несколько избыточна — и по части натурализма, и по части стилистической пышности.

2.

Из всех романов Д’Аннунцио, имевших некогда большой успех и сравнительно скоро забытых даже в Италии, — повезло «Невинному», которого экранизировал Висконти; сценарий довольно сильно отклоняется от романа — Туллио Эрмиль (Джанкарло Джаннини) в последних кадрах застрелился, что затруднительно было бы изобразить в записках от первого лица, и жена ему успела сказать, что никогда не любила его, а любила только писателя и сына от писателя; вообще, с этим фильмом получилась занятная вещь, многое проясняющая в эволюции Д’Аннунцио и отношении соотечественников к нему. Сюжет обильного и многословного романа можно пересказать в нескольких предложениях: итальянский аристократ женился по страстной любви, у них с женой родились две прелестные девочки (их нет в фильме), жена стала болеть чем-то женским и вскоре герою наскучила, он стал ей изменять, во всём признаваться и предложил братско-сестринские отношения; она всё кротко приняла. Потом у него начался открытый и страстный роман с богатой вдовой Терезой Раффо (она как раз доминатрикс), он ей, можно догадаться, быстро надоел и вернулся к жене, которая как раз стала его особенно возбуждать бледностью и смирением. Но тут выясняется, что жена страстно влюбилась в сравнительно молодого (35) и модного писателя Арборио, в путешествиях и дуэлях которого как раз узнаётся Д'Аннунцио, и мы узнаём, как он видит себя со стороны. Выглядит он тщедушным, тощим, носатым, но поразительна сила его духа. Как все садомазохисты, Аннунцио мечтал о ранней смерти — его Арборио умирает от «прогрессивного паралича», как и Ницше (в

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
«Я не в ресурсе»: 7 простых способов это исправить «Я не в ресурсе»: 7 простых способов это исправить

Как восполнить свой энергетический заряд, чтобы «быть в ресурсе»?

Psychologies
Ивашки, Якушки и Петрушки… Ивашки, Якушки и Петрушки…

Имена царей содержали в себе зашифрованное послание о будущей политике

Дилетант
Время все начать с нуля: почему зрелость — лучший период вашей жизни Время все начать с нуля: почему зрелость — лучший период вашей жизни

Середина жизни — это время, чтобы начинать заново

Psychologies
Тёплая осень 1964-го Тёплая осень 1964-го

«Не прошу милости — вопрос решён» — так Никита Хрущёв завершил своё выступление

Дилетант
Враги женского здоровья: 5 привычек, которые мешают укрепить мышцы тазового дна Враги женского здоровья: 5 привычек, которые мешают укрепить мышцы тазового дна

Отрывок из книги о женском здоровье «Влюбиться в свое тело»

Psychologies
«...Умер Плеханов. Его съела родина...» «...Умер Плеханов. Его съела родина...»

9 июня страна провожала в последний путь выдающегося человека своего времени...

Дилетант
Мусульманское серебро Древней Руси Мусульманское серебро Древней Руси

Воздвиженский клад в Новгороде — настоящее сокровище

Наука
Русский Зондервег? Или немецкий «особый путь»? Русский Зондервег? Или немецкий «особый путь»?

«Особый путь» (нем. Sonderweg) — понятие столь же русское, сколь и немецкое

Дилетант
Фудблогинг Фудблогинг

Среди разнообразия страниц соцсетей блоги о еде пользуются особой популярностью

Здоровье
Гарриет Бичер-Стоу Гарриет Бичер-Стоу

Самая известная американская писательница XIX века родилась в 1811 году

Дилетант
«Наука о чужих. Как ученые объясняют возможность жизни на других планетах» «Наука о чужих. Как ученые объясняют возможность жизни на других планетах»

Как инопланетян начали искать с помощью радиотелескопов

N+1
У Яниса Тиммы была маскированная депрессия? Как вовремя заметить невидимую боль близкого У Яниса Тиммы была маскированная депрессия? Как вовремя заметить невидимую боль близкого

Почему человек может маскировать свое депрессивное состояние?

Psychologies
Власть тайной азбуки Власть тайной азбуки

История развития криптографии

Знание – сила
Храп — это нормально, а прививки вызывают аутизм: мифы о здоровье, в которые многие продолжают верить Храп — это нормально, а прививки вызывают аутизм: мифы о здоровье, в которые многие продолжают верить

Устаревшие представления о здоровье, в которые мы до сих пор верим

ТехИнсайдер
Туве Янссон Туве Янссон

Правила жизни писательницы Туве Янссон

Правила жизни
Непростой узелок Непростой узелок

О чем сообщают увеличенные лимфоузлы у ребенка?

Лиза
«Махнул пером – отдал сыграть...» «Махнул пером – отдал сыграть...»

Отнести ранние драматургические опыты Грибоедова к «комедийкам» будет неверно

Знание – сила
Мамбл-ром-хоррор Мамбл-ром-хоррор

«Мой сосед — монстр»: «Красавица и чудовище» нового времени

Weekend
Михаил Державин: «Мечтаю никому не мешать» Михаил Державин: «Мечтаю никому не мешать»

Эх, вернуть бы еще молодость, которая так быстро пронеслась

Караван историй
Покоритель вершин: как прошел тест-драйв кроссовера WEY 07 по Приэльбрусью Покоритель вершин: как прошел тест-драйв кроссовера WEY 07 по Приэльбрусью

Стоит ли обращать свое внимание на китайский гибридный кроссовер WEY 07

Forbes
Его ошибка — война Его ошибка — война

Началось всё со случайного разговора в спортивном комплексе «Форо Италико»

Дилетант
Психологический портрет: что такое обсессивно-компульсивное расстройство, или ОКР Психологический портрет: что такое обсессивно-компульсивное расстройство, или ОКР

Что такое ОКР, как проявляется диагноз и можно ли от него избавиться

Forbes
Желтая кофта Маяковского: как поэты Серебряного века становились иконами стиля Желтая кофта Маяковского: как поэты Серебряного века становились иконами стиля

Как галстук-бант и желтая кофта Маяковского стали символами нового искусства

Forbes
«Белград»: фрагмент из нового романа Нади Алексеевой «Белград»: фрагмент из нового романа Нади Алексеевой

Отрывок из романа Нади Алексеевой об «одиночестве в толпе»

СНОБ
Анна Кузнецова: «Можно ли перестать обижаться?» Анна Кузнецова: «Можно ли перестать обижаться?»

Возможно, кто-то разочаруется, но я считаю, что перестать обижаться невозможно

Здоровье
«Немного солнца в холодной воде» «Немного солнца в холодной воде»

Почему янтарь может стоить больше, чем бриллиант?

Зеркало Мира
Тормоз в пол Тормоз в пол

Полтора процента роста ВВП — это еще довольно благоприятный прогноз

Монокль
HR-директор — об инвестициях в людей и трендах кадровой политики HR-директор — об инвестициях в людей и трендах кадровой политики

Как ставка на человекоцентричность меняет HR-политику современных компаний

ФедералПресс
В стиле джапанди В стиле джапанди

Неординарное пространство — в стиле джапанди, комфортное и уютное

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении