Власть тайной азбуки
Секретная голова египетского раба
Писать и изобретать способы сокрытия от чужих глаз написанное человечество, похоже, научилось одновременно. Подтверждением этому могут служить зашифрованные тексты, которые археологи находят при раскопках ушедших цивилизаций Месопотамии, Египта, Индии, Китая. Древняя криптография, или тайнопись, как переводится с древнегреческого это слово, особой сложностью не отличалась. Писцы просто заменяли письменные знаки, которые мог прочесть любой, кто учился грамоте, условными символами, числами, геометрическими фигурами или рисунками, понятными лишь посвященным. Именно так был зашифрован рецепт изготовления знаменитой вавилонской синей глазури на глиняной табличке, найденной при раскопках на Евфрате и датируемой II тысячелетием до н. э. Ученым не только удалось расшифровать вавилонскую криптограмму, в которой использовались редко употребляемые клинописные знаки, современные химики смогли выполнить описанную операцию и воссоздать глазурь. Со времен Шумера и Аккада на Древнем Востоке существовал тайный язык «эме-саль», предназначенный для религиозных и магических ритуалов. Им пользовались жрецы, исполнители храмовых гимнов и предсказатели.
Тайнописью записывались заклинания и в Древнем Египте. Шифровали египтяне также медицинские рецепты, наблюдения над звездами, магические и религиозные ритуалы, а нередко даже надгробные эпитафии, предназначенные лишь для «прочтения» богами. Сами письменные знаки египтяне называли «Mdue ntr» – «слово бога». Не для чужих глаз предназначались и военные распоряжения правителей и полководцев. В «Истории» Геродота рассказывается о довольно своеобразных способах «пересылки» секретных фараоновых посланий: рабу обривали наголо голову и водостойкой растительной краской наносили на нее текст тайного письма. Когда волосы отрастали, раба отправляли к адресату, который, чтобы прочитать послание, снова брил его. Если, конечно, «ходячее письмо» не сбежало в пути или не было убито врагами и разбойниками.
В Древней Греции распространенным способом сокрытия информации был акростих, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образовывали какое-либо слово или фразу. Это было не особо надежно, но возвышенные эллины ценили такое тайнописание за эстетичность. Из древнегреческих текстов известно, что письмо, понятное лишь избранным, использовали греческие философы Пифагор, Платон, Гераклит.
В Древней Спарте еще в V веке до н. э. для отправки и получения секретных сообщений было создано одно из первых шифровальных приспособлений – скитала. На жезл по спирали наматывалась узкая полоса пергамента, на которую наносился текст. Когда полосу разворачивали, написанное превращалось в бессвязный набор букв, и прочитать послание мог лишь обладатель скиталы аналогичного размера.
Особую важность криптография приобретала в условиях войны. Поэтому многие криптографические изобретения связаны с именами древнегреческих полководцев. Большинство придумок оказалось давно забыто. Но шифровальный диск, который создал в IV веке до н. э. политический деятель и полководец Аркадийского союза Эней Тактик, и «квадрат Полибия», носящий имя в честь своего изобретателя, древнегреческого военачальника III века до н. э., пережив тысячелетия, использовались в Европе вплоть до XIX века.
Основой для греческих шифров служила замена и перестановка букв алфавита. Это оказалось настолько удобно, что позже этот способ был заимствован римлянами, с той разницей, что вместо греческих использовались латинские буквы. Собственная тайная азбука для передачи военных приказов и дипломатических сообщений была предметом особой гордости римских императоров Юлия Цезаря и Нерона. Цезарь, по утверждению древнеримского историка Светония, лично разработал шифр подстановки, в котором заменял одни буквы другими, в каждой строке сдвигая их на определенное число. Это число и было шифровальным ключом. Интересно, что, пройдя множество модификаций, алгоритм шифра Цезаря дошел до наших дней и сегодня его можно встретить даже в смартфонах!
А вот в средневековой Европе положение криптографии оказалось двойственным. С одной стороны, шифрование посланий широко использовалось в дипломатии и военном деле. С другой – тайные азбуки церковь отождествляла с черной магией, оккультизмом, алхимией, астрологией, и люди, владеющие криптографическими знаниями, считались еретиками. Чернокнижником был объявлен, например, Роджер Бэкон (1214—1292), монах-францисканец, выдающийся ученый, профессор Оксфордского и Парижского университетов. Церковный суд усмотрел крамолу в описании методов сокрытия текста при помощи тайных шифров, для которых Бэкон предлагал использовать метафоры, пропуск гласных букв, вставки букв из иностранных языков, за что ученый был осужден и провел 14 лет в заточении.
Бэкон был не единственным, кого не миновало пристальное внимание инквизиции, разве что из тех немногих, кому повезло. Чаще чернокнижников отправляли на костер.
Манускрипт Войнича
Долгое время на занятиях Роджера Бэкона криптографией основывалась и гипотеза о том, что именно его перу принадлежит рукописная книга, ставшая самой большой сенсацией криптографической науки – «Манускрипт Войнича» (название он получил по имени владельца, американского библиофила Вильфреда Войнича). Однако радиоуглеродный анализ рукописи, проведенный в XX веке, позволил установить, что к Роджеру Бэкону она не имела никакого отношения, так как создана позже – между 1404 и 1438 годами.