«...Умер Плеханов. Его съела родина...»
Тёплым солнечным днём 9 июня 1918 года улицы в центре Петрограда заполнили людские массы. Страна провожала в последний путь выдающегося человека своего времени — Георгия Валентиновича Плеханова.
В траурной церемонии участвовало не менее десяти тысяч человек, на тротуарах также стояли толпы зрителей. В похоронной процессии плечом к плечу следовали люди различных политических взглядов и убеждений: меньшевики и эсеры, кадеты и ярые сторонники самодержавия. Их объединяло не только стремление отдать последнюю дань усопшему, но и неприятие большевизма и советской власти…
За гробом шли студенты и служащие, учителя и журналисты, юристы и рабочие некоторых фабрик и заводов, которые не подчинились указаниям большевистских руководителей. Лишь официальные петроградские власти во главе с Григорием Зиновьевым демонстративно отказались участвовать в похоронах и призвали рабочих последовать их примеру. Зиновьев заявил в газете «Петроградская правда»: «Мы не пойдём на похороны нашего бывшего учителя, который на склоне своих лет перешёл на сторону наших злейших врагов».
Крупнейший теоретик рабочего и революционного движения, один из основоположников российской социал-демократии родился в декабре 1856 года в селе Гудаловка Тамбовской губернии в семье отставного штабс-капитана. Сначала юноша и сам думал стать военным, но затем избрал нелёгкую стезю революционера. На этом пути он постепенно эволюционировал от радикального народника, одного из лидеров организации «Земля и воля», в бытность которым, по собственному признанию, ему доводилось чуть ли не каждую ночь спать с кинжалом под подушкой, до правого социалиста, чьи взгляды сближались с либералами.
Во время первой в России политической демонстрации 6 декабря 1876 года у Казанского собора 21-летний Георгий Плеханов впервые выступил с обличительной речью против царского самодержавия. При расколе «Земли и воли» на её Воронежском съезде в 1879 году он отвергает путь террористической борьбы и становится руководителем пропагандистской народнической организации «Чёрный передел». Спасаясь от преследований полиции, Плеханов оказывается в эмиграции, проведя в странах Европы в общей сложности 37 лет. В 1883 году в Женеве Плеханов создаёт первую российскую марксистскую группу «Освобождение труда», посвятившую себя пропаганде идей Маркса и Энгельса.
В 1900 году Плеханов вместе с Лениным начинает издавать газету «Искра» и участвует в создании Российской социал-демократической рабочей партии. После её раскола на II съезде в 1903 году на большевиков и меньшевиков Георгия Валентиновича возмущает нетерпимость Ленина, и он навсегда расходится с ним. Во время Первой мировой войны Плеханов в отличие от большевистского лидера, ратовавшего за поражение царского правительства, открыто занимает патриотическую позицию и выступает за победу России над Германией.
После свержения монархии Плеханов 31 марта 1917 года, на четыре дня раньше Ленина, возвращается в Россию, где не был почти четыре десятилетия. Несмотря на торжественную встречу на Финляндском вокзале, которая, кстати, послужила затем эталоном для всех последующих официальных церемоний встречи лидеров революционных партий, возвращающихся из эмиграции, в том числе и Ленина, оборонческая позиция не позволила ему приобрести поддержку широких народных масс.
Зинаида Гиппиус записала в дневнике 5 апреля семнадцатого года: «Приехал Плеханов… совсем европеец, культурный, образованный, серьёзный, марксист несколько академического типа… Кажется мне, что не придётся он по мерке нашей революции, ни она ему. Пока восторгов его приезд будто не вызвал…» Слова Гиппиус оказались пророческими. Возглавляя небольшую социал-демократическую группу «Единство», Плеханов открыто поддержал Временное правительство и его политику «войны до победного конца». Даже для эсеро-меньшевистских лидеров Петросовета Георгий Валентинович с его проповедью «классового мира» оказался слишком правым, и ему пришлось ограничиться редактированием своей газеты «Единство», в которой он за год стал автором свыше 120 статей и заметок. Формально Плеханову после возвращения из эмиграции воздавались всяческие почести, его избирали в президиумы всероссийских съездов и совещаний, но и там он оставался не более чем свадебным генералом.
Оказавшись на Родине, Плеханов пережил глубокую драму человека, который видит всю опасность, нависшую над Россией, но не в силах остановить её сползание в пропасть гражданской войны. Он выступает против «Апрельских тезисов» Ленина, назвав их «бредом». Ленинский призыв к немедленному переходу к социалистической революции Плеханов охарактеризовал как «безумную и крайне вредную попытку посеять анархическую смуту на русской земле». К Октябрьскому перевороту «пророк социализма» отнёсся резко отрицательно, заявив, что захват власти «одним классом или — ещё того хуже — одной партией» может иметь печальные последствия. Осудил Плеханов и разгон большевиками Учредительного собрания, чему была посвящена его последняя статья, опубликованная в «Единстве».