Рейдер, активист, лифтер
Как инвестирует Карл Айкан
Карл Айкан, основатель и владелец контрольного пакета акций инвестиционного холдинга Icahn Enterprises,— легенда мира инвестиций. Айкану 87 лет, из них инвестированием он занимается 55. Его имя в финансовых кругах давно стало знаковым. Если Карл Айкан купил акции какой-то компании, их курс начинает расти из-за притока желающих купить те же самые бумаги. На Уолл-стрит это явление прозвали «лифтом Айкана».
Бедный папа, богатый дядя
Карл Айкан родился в небогатой еврейской семье в Нью-Йорке, его родители были учителями, папа пел в синагоге, хотя был атеистом. Карл получил степень бакалавра в Принстонском университете. Главным источником дохода в студенческие годы были выигрыши в покер (игре он научился, прочитав за две недели три книги о покере). Учился медицине в Нью-Йоркском университете. Университет бросил. Поступил в резерв армии США.
После увольнения в запас устроился работать брокером в инвестиционную компанию Dreyfus Corporation. Затем работал трейдером, сменив две компании. В 1968 году одолжил $400 тыс. у своего дяди и купил лицензию на брокерскую деятельность для компании, которую создал сам,— Icahn and Company.
На бирже он заинтересовался рисковым арбитражем — инвестиционной стратегией, используемой во время сделок по слиянию и поглощению, позволяющей сыграть на изменении курса акций покупающей и приобретаемой компаний между объявлением о сделке и ее завершением.
Манифест корпоративного рейдера
В 1975 году Айкан и его ближайший соратник Альфред Кингсли разработали революционную для того времени инвестиционную стратегию. Она позволяла не ждать результатов чужих сделок, а самим инициировать сделки по слиянию и поглощению.
В 1976 году Айкан и Кингсли разослали потенциальным инвесторам меморандум (биограф Айкана Марк Стивенс назвал его «Манифестом Айкана»). Вот как выглядели основные положения «Манифеста». В сложившейся экономической ситуации появилась уникальная возможность получения крупных прибылей с относительно малым риском. Реальная стоимость многих американских компаний за несколько предшествующих лет заметно выросла, но это не отразилось на курсе их акций. Топ-менеджеры компаний не заинтересованы в том, чтобы акционеры получали максимальную прибыль, так как сами обычно не владеют крупными пакетами акций. Топ-менеджеры держатся за свои места, поэтому не заинтересованы в том, чтобы их компании были кем-то куплены. В случае попытки враждебного поглощения руководство компании ищет «белого рыцаря» — более «дружелюбного» покупателя, который предложит более высокую цену и оставит топ-менеджеров на их позициях.
Получить крупную прибыль, согласно «Манифесту», можно было следующим образом. Приобрести крупный пакет акций «недооцененной» компании. После этого повлиять на ее судьбу следующими способами: попытаться убедить менеджмент ликвидировать компанию или продать ее «белому рыцарю»; начать битву за приобретение контроля над голосованием в совете директоров; сделать тендерное предложение; продать пакет акций компании обратно.
Четвертый способ известен как greenmail. Термин образован от двух слов: greenback — сленговое название доллара, blackmail — шантаж. Компания покупала у рейдера-шантажиста, грозившего враждебным поглощением, его акции по цене выше рыночной. Впоследствии эта практика была объявлена вне закона. До того как это произошло, Карл Айкан несколько раз воспользовался таким способом (только на обратной продаже акций компании Saxon Industries в 1980 году он заработал около $2 млн, а на акциях Hammermill в 1981 году — $9 млн).
Первый раз изложенная в «Манифесте Айкана» теория была проверена на практике на компании Tappan Stove Company, производившей кухонные плиты, СВЧ-печи и другую технику для дома. Небольшой компанией, основанной в 1881 году, руководил потомок ее основателя Дик Таппан, не настроенный продавать семейную фирму. С точки зрения Айкана, Tappan могла представлять интерес для крупных игроков рынка бытовой техники.
Icahn and Company начала скупать акции Tappan, оказавшись со временем крупнейшим ее акционером. Карл Айкан стал убеждать руководство, что продажа компании может быть очень выгодной, даже подыскал потенциального покупателя. Глава совета директоров Дик Таппан был категорически против продажи. Айкан направил письмо другим акционерам, в котором указывал на цифры: в то время, как компания несла огромные убытки, ее руководство получало огромную зарплату и бонусы. Айкан предлагал проголосовать за его включение в совет директоров компании и принять решение о продаже Tappan.
Ему удалось получить место в совете директоров, добиться продажи части ее активов. Чтобы избежать недружественного поглощения, руководители компании нашли «белого рыцаря» — шведскую IB Electrolux. Сделка с Electrolux была проведена в 1979 году. Айкан получил $5,8 млн за свой пакет акций Tappan, который ему обошелся в $3,1 млн.
Дик Таппан был настолько потрясен этой историей, что стал одним из инвесторов Icahn and Company.
Птица высокого полета
В 1980-е годы Айкан быстро перешел от сделок с семизначными к сделкам с восьми- и девятизначными цифрами в долларах.
После консультации с экспертом рынка авиаперевозок Сэнфордом Редерером он обратил внимание на авиакомпанию Trans World Airlines (TWA), входящую в пятерку крупнейших авиаперевозчиков США.
В сентябре 1984 года Айкан начал скупать акции TWA. К 29 апреля 1985 года он купил 5% от находящихся в обращении акций. 8 мая Айкан объявил, что он лично и контролируемые им компании владеют 20,53% акций TWA и намерены довести размер своего пакета акций до контрольного. Президент и генеральный директор TWA Карл Эдвин Мейер-младший в ответ заявил, что «присутствие мистера Айкана не требуется и нежелательно». Авиакомпания начала поиски «белого рыцаря». В этой роли выступил авиационный холдинг Texas Air Corporation Фрэнка Лоренцо.
Мейер-младший называл Айкана «одним из самых жадных людей на свете» и заявлял, что тот намерен уничтожить авиакомпанию. А тот продолжал скупать акции. 3 июня Айкану принадлежало 31,6%, 8 августа — 45,5% акций TWA.
21 мая Айкан предложил купить еще не принадлежащие ему акции по цене $18 за акцию. 14 июня TWA согласилась на поглощение компанией Texas Air, предложившей $23 за акцию. Айкан сумел заблокировать сделку с Texas Air. Он нашел союзников в лице двух профсоюзов — пилотов и авиационных техников, в которых состояла большая часть сотрудников компании. Профсоюзы согласились в случае продажи TWA Айкану пойти на снижение зарплат в обмен на акции и участие в прибылях компании.
Затем Айкан поднял свое предложение до $24 за акцию. Совет директоров TWA охарактеризовал его как «отличное для наших акционеров». Хотя Лоренцо из Texas Air заявил, что готов заплатить $26 за акцию, совет директоров предпочел Айкана. Ему на руку сыграл и тот факт, что сделку с ним можно было закрыть гораздо быстрее, чем с Texas Air, так как он не имел отношения к авиаиндустрии и поэтому не должен был получать разрешение от Министерства транспорта.
В 1986 году Айкан приобрел авиакомпанию Ozark и объединил ее с TWA, продал половину принадлежащей TWA системы бронирования PARS компании Northwest Airlines за $140 млн. Когда профсоюз бортпроводников объявил забастовку, он нанял не состоящих в профсоюзе работников и сумел убедить часть бастующих вернуться на свои места. В 1987 году компания вышла в плюс, показав чистую прибыль в размере $106,2 млн (против $106,3 млн чистого убытка годом раньше и $193 млн чистого убытка в 1985 году).
В 1988 году акционеры TWA утвердили план приватизации компании. Айкан заработал на приватизации $469 млн. А размер долга TWA увеличился на $539,7 млн.
В 1991 году Айкан продал самый прибыльный актив TWA — право выполнять перевозки из США в Лондон — American Airlines за $445 млн. Некоторые аналитики считают, что этой сделкой Айкан убил компанию. В 1992 году TWA объявила о банкротстве.
В январе 1993 года Карл Айкан объявил об отставке с поста председателя совета директоров TWA. В том же году TWA была реорганизована, кредиторы компании получили 55% акций. Одним из этих кредиторов был сам Карл Айкан. Компания задолжала ему $193 млн.
Не имея средств на то, чтобы расплатиться, компания заключила сделку с принадлежащей Айкану компанией Karabu. Karabu получила возможность покупать билеты на любой рейс, проходящий через аэропорт Сент-Луиса, за 55% цены и перепродавать их. По условиям договоренности билеты нельзя было перепродавать через турагентов. Представители TWA не приняли в расчет быстрое развитие интернета. Айкан стал торговать билетами через специально созданный сайт Lowestfare.com. По оценке American Airlines, объединившейся с TWA в 2001 году, сделка с Karabu приносила TWA ежегодно $100 млн убытка. Как говорится, если кто-то теряет деньги, то кто-то другой их находит.
История с TWA сделала Айкана знаменитым. Существует мнение, что он стал прототипом персонажа фильма 1987 года «Wall Street» Гордона Гекко (хотя есть и другие претенденты в прототипы).
Активист
В 1990 году Айкан начал скупать акции компании American Real Estate Partners (AREP), доведя со временем размер своего пакета акций до 90%.