Существует ли деинфлюенсинг в России и насколько это явление новое

ForbesОбщество

Кто такие деинфлюенсеры и почему они возненавидели дорогие фены, термокружки и тушь

Надежда Румак

Фото Edward Berthelot / Getty Images

На смену блогерам-инфлюенсерам, конвертировавшим свою миллионную аудиторию в доход благодаря рекламе различных потребительских товаров и услуг, пришел новый тренд — деинфлюенсинг. Теперь тиктокеры призывают своих подписчиков не покупать тот или иной продукт — или вообще ничего не покупать, и особенно из того, что рекламируют другие тиктокеры. Рассказываем, почему блогеры стали отговаривать подписчиков приобретать модные товары, существует ли деинфлюенсинг в России и насколько это явление новое.

«Не покупайте этот холодильник!»

«Если вы думаете, что у вас проблемы со здоровьем, идите к доктору, вам не нужно покупать лекарства, которые советуют блогеры», — увещевает инфлюенсер из Канады Мишель Скидельски, которая выпустила несколько десятков видео в своем канале в TikTok c хештегом #deinfluencing. В одном из таких видео, которое посмотрели почти полмиллиона человек, она последовательно рассказывает, почему не нужно покупать те или иные товары, которые рекламируют инфлюенсеры. «Холодильник для средств по уходу за кожей. Зачем он вам? Вы хотите, чтобы ваш крем был холодным? Положите его в обычный холодильник, — продолжает она. — Зачем вам бальзам для губ за $30? Это же просто бальзам для губ. У вас наверняка уже есть бальзам, которым вы не пользуетесь. Не надо покупать еще один».

Деинфлюенсинг — сравнительно свежий тренд, суть которого в том, что популярные блогеры призывают своих подписчиков что-то не покупать. В англоязычном сегменте TikTok пользователи массово ставят тег #deinfluencing и пишут посты, в которых рассказывают, почему абсолютно никому не нужен фен Dyson или другие дорогостоящие вещи. Иногда сразу после этого они предлагают в качестве альтернативы более доступные товары. На сегодняшний день у этого хештега на TikTok больше 700 млн просмотров. Деинфлюенсеры противопоставляют себя инфлюенсерам — лидерам мнений и блогерам, которые имеют большое влияние на свою аудиторию. С ростом популярности соцсетей компании по всему миру обратились к маркетингу влияния, рекламируя продукты и услуги для лояльной аудитории популярных блогеров. Рынок продвижения продуктов и услуг через инфлюенсеров растет с каждым годом, и в 2023 году его объем, согласно прогнозу, составит $21,1 млрд. Мнение влиятельных медиаличностей стало ключевым для определенной аудитории: иногда кажется, что влияние блогеров безгранично.

По данным исследования компании Brightlocal, занимающейся разработкой инструментов для маркетинга, 97% потребителей ищут в интернете отзывы о товаре перед тем, как его купить, 60% утверждают, что негативные отзывы заставили их отказаться от покупки, а 85% потребителей доверяют отзывам в интернете так же, как личным рекомендациям.

Вероятно, обилие рекламных публикаций от инфлюенсеров вызвало у части аудитории раздражение из-за псевдоискренности в рекомендациях. «Я здесь, чтобы перестать влиять на вас, — предупреждает пользовательница в видео, которое набрало более 59 000 лайков. — Не покупайте угги Ugg Mini. Не покупайте стайлер Dyson Airwrap. Не покупайте хайлайтер Charlotte Tilbury Wand. Не покупайте термокружки Stanley Cup. Не покупайте книги Колин Гувер. Не покупайте наушники AirPods Max». В этом ролике она перечисляет модные среди тиктокеров разнообразные товары. Так, у хештега с именем автора популярных романов (преимущественно о любви) Колин Гувер (colleenhoover) сейчас 4,2 млрд просмотров.

Одновременно с этим под постами с тегом #TikTokMadeMeBuyIt (TikTok заставил меня это купить) пользователи выкладывают видео о продуктах, которые они купили, найдя рекомендацию в соцсети. По большей части это импульсивные покупки на основе вирусных видео: массажеры, кухонная утварь, гаджеты для дома, бьюти-товары, разные бесполезные в обычной жизни предметы.

Тег #deinfluenсing появился сначала в TikTok, а потом перешел в Instagram (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России) — в соцсетях, которые считаются главными каналами маркетинга влияния и используются компаниями для рекламы продуктов питания, услуг, модной одежды и бьюти-товаров.

Вопросы этики

Первым импульсом к появлению тренда на «антиинфлюенсинг» стал завирусившийся ролик бьюти-блогера Микайлы Ногейры, в котором та рекламирует тушь Telescopic Lift от L'Oreal и произносит следующее: «Это буквально только что изменило мою жизнь. Это выглядит как накладные ресницы!» Ее подписчики, однако, заподозрили, что для того, чтобы убедительно изобразить волшебный преобразующий эффект от туши, она действительно использовала накладные ресницы, то есть намеренно вводила свою аудиторию в заблуждение. Эта рядовая, в общем-то, ситуация вызвала мощный резонанс в соцсетях — хештег #MikaylaNogueiradrama собрал больше 10 млн просмотров, а журнал Time писал: «Драма с тушью поднимает вопросы о честности среди бьюти-инфлюенсеров». Действительно, случай с (предположительно) накладными ресницами вызвал споры об этике инфлюенсеров и их «честных отзывах», многие из которых на самом деле оплачиваются или спонсируются.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 правил свидания с собой 6 правил свидания с собой

Как провести свидание с собой так, чтобы восполнить ресурс?

Psychologies
История игрушек: три культовые куклы на любой вкус, помимо Барби История игрушек: три культовые куклы на любой вкус, помимо Барби

Пони, трансформеры и фёрби: культовые куклы XX века

Правила жизни
5 книг, которые расскажут об истории создания великих изобретений 5 книг, которые расскажут об истории создания великих изобретений

Книги о любознательных изобретателях, которые двигали человечество вперед

СНОБ
«Cтрах одиночества родом из детства»: как рождается аутофобия — мнение психиатра «Cтрах одиночества родом из детства»: как рождается аутофобия — мнение психиатра

Почему мы так боимся одиночества и при чем тут отношения с матерью?

Psychologies
Проклятие Проклятие

На съемках "Полтергейста" скончались сразу четыре актера

VOICE
Детское время Детское время

Когда игрушки были металлическими и деревянными

Автопилот
Псилоцибин оказался безопасен и потенциально эффективен при нервной анорексии Псилоцибин оказался безопасен и потенциально эффективен при нервной анорексии

Назначение псилоцибина улучшило состояние пациенток с нервной анорексией

N+1
Болотное дело Болотное дело

На Suzuki Jimny туда, где только мокрое место осталось

Автопилот
Вася Ложкин: зачем рисовать котов и откуда появился псевдоним Вася Ложкин: зачем рисовать котов и откуда появился псевдоним

История одного из самых узнаваемых и скрытных художников современной России

Maxim
«Все заменить невозможно»: дефицит каких ветеринарных препаратов ожидает Россию «Все заменить невозможно»: дефицит каких ветеринарных препаратов ожидает Россию

На рынке препаратов для домашних животных ситуация действительно напряженная

Forbes
Уроки стартаповедения: о чем не стоит забывать тем, кто запускает свой проект Уроки стартаповедения: о чем не стоит забывать тем, кто запускает свой проект

Как удержать свой стартап на плаву и сделать его успешным?

Forbes
Как скрыть недостатки фигуры в летних образах: лайфхаки против Как скрыть недостатки фигуры в летних образах: лайфхаки против

Эти модные трюки помогут скрыть недостатки фигуры

VOICE
10 фильмов, которые вы будете смотреть затаив дыхание 10 фильмов, которые вы будете смотреть затаив дыхание

Подборка из лучших психологических триллеров с напряженным сюжетом

Maxim
Екатерина Копанова: «Идеальная семья – это большая семья!» Екатерина Копанова: «Идеальная семья – это большая семья!»

Екатерина Копанова — о том, как совместить счастливое материнство с работой

Здоровье
Направления для управления: где власти хотят использовать искусственный интеллект Направления для управления: где власти хотят использовать искусственный интеллект

Минцифры предложило перечень направлений для развития технологий ИИ

Forbes
На что обратить внимание при международном расширении бизнеса: три совета На что обратить внимание при международном расширении бизнеса: три совета

Три главных совета при расширении бизнеса на другие рынки

Inc.
Климат-контроль: как прогнозирование погоды помогает компаниям стать успешнее Климат-контроль: как прогнозирование погоды помогает компаниям стать успешнее

Как связаны прогнозирование погоды и успех бизнеса?

Forbes
Охота на уток Охота на уток

Как чёрная уточка стала новым символом успеха

Robb Report
Рекорды российского футбола: достижения «Зенита» 20-летней давности и серия ЦСКА Рекорды российского футбола: достижения «Зенита» 20-летней давности и серия ЦСКА

Forbes.Спорт рассказывает других командных рекордах российского футбола

Forbes
Переезд с изъятием: как бизнес сможет поменять иностранную юрисдикцию на российскую Переезд с изъятием: как бизнес сможет поменять иностранную юрисдикцию на российскую

Законопроект, упрощающий переезд в Россию принадлежащих россиянам компаний

Forbes
О чем были песни группы «Звуки Му» О чем были песни группы «Звуки Му»

Чем интересно творчество группы «Звуки Му»

СНОБ
Как вернуться к работе после отдыха и не уволиться в первый день Как вернуться к работе после отдыха и не уволиться в первый день

Почему бывает сложно приняться за работу после отдыха

Правила жизни
Смокинг Шараповой и брюки Надаля: самые запомнившиеся наряды в истории Уимблдона Смокинг Шараповой и брюки Надаля: самые запомнившиеся наряды в истории Уимблдона

Наряды Уимблдонского турнира, которые запомнились или даже вошли в историю

Forbes
Как в русском фольклоре появились русалки? Как в русском фольклоре появились русалки?

Кого на Руси называли русалками?

Культура.РФ
Как обыграть дилера Как обыграть дилера

«Гонка вооружений» между казино и хакерами

Цифровой океан
Близость, страсть, привязанность: какой ваш тип любви — определите чувства Близость, страсть, привязанность: какой ваш тип любви — определите чувства

В любых отношениях есть важные составляющие

Psychologies
Роль цикличности в истории Роль цикличности в истории

Как обвинитель по делу Бейлиса стал обвиняемым

Weekend
Посторонним вход строго запрещен: 5 мест на земле, которые недоступны для посетителей Посторонним вход строго запрещен: 5 мест на земле, которые недоступны для посетителей

Почему эти загадочные места старательно ограждают от посетителей?

ТехИнсайдер
Люди смогут «отращивать» третий набор зубов? Вот чего добились ученые из Японии! Люди смогут «отращивать» третий набор зубов? Вот чего добились ученые из Японии!

Новаторское лекарство, которое сможет позволить людям выращивать новые зубы

ТехИнсайдер
Театр, который начинается с человека | A Theater that Begins with a Human Театр, который начинается с человека | A Theater that Begins with a Human

Комьюнити-театр как новый вид искусства

Позитивные изменения
Открыть в приложении