Существует ли деинфлюенсинг в России и насколько это явление новое

ForbesОбщество

Кто такие деинфлюенсеры и почему они возненавидели дорогие фены, термокружки и тушь

Надежда Румак

Фото Edward Berthelot / Getty Images

На смену блогерам-инфлюенсерам, конвертировавшим свою миллионную аудиторию в доход благодаря рекламе различных потребительских товаров и услуг, пришел новый тренд — деинфлюенсинг. Теперь тиктокеры призывают своих подписчиков не покупать тот или иной продукт — или вообще ничего не покупать, и особенно из того, что рекламируют другие тиктокеры. Рассказываем, почему блогеры стали отговаривать подписчиков приобретать модные товары, существует ли деинфлюенсинг в России и насколько это явление новое.

«Не покупайте этот холодильник!»

«Если вы думаете, что у вас проблемы со здоровьем, идите к доктору, вам не нужно покупать лекарства, которые советуют блогеры», — увещевает инфлюенсер из Канады Мишель Скидельски, которая выпустила несколько десятков видео в своем канале в TikTok c хештегом #deinfluencing. В одном из таких видео, которое посмотрели почти полмиллиона человек, она последовательно рассказывает, почему не нужно покупать те или иные товары, которые рекламируют инфлюенсеры. «Холодильник для средств по уходу за кожей. Зачем он вам? Вы хотите, чтобы ваш крем был холодным? Положите его в обычный холодильник, — продолжает она. — Зачем вам бальзам для губ за $30? Это же просто бальзам для губ. У вас наверняка уже есть бальзам, которым вы не пользуетесь. Не надо покупать еще один».

Деинфлюенсинг — сравнительно свежий тренд, суть которого в том, что популярные блогеры призывают своих подписчиков что-то не покупать. В англоязычном сегменте TikTok пользователи массово ставят тег #deinfluencing и пишут посты, в которых рассказывают, почему абсолютно никому не нужен фен Dyson или другие дорогостоящие вещи. Иногда сразу после этого они предлагают в качестве альтернативы более доступные товары. На сегодняшний день у этого хештега на TikTok больше 700 млн просмотров. Деинфлюенсеры противопоставляют себя инфлюенсерам — лидерам мнений и блогерам, которые имеют большое влияние на свою аудиторию. С ростом популярности соцсетей компании по всему миру обратились к маркетингу влияния, рекламируя продукты и услуги для лояльной аудитории популярных блогеров. Рынок продвижения продуктов и услуг через инфлюенсеров растет с каждым годом, и в 2023 году его объем, согласно прогнозу, составит $21,1 млрд. Мнение влиятельных медиаличностей стало ключевым для определенной аудитории: иногда кажется, что влияние блогеров безгранично.

По данным исследования компании Brightlocal, занимающейся разработкой инструментов для маркетинга, 97% потребителей ищут в интернете отзывы о товаре перед тем, как его купить, 60% утверждают, что негативные отзывы заставили их отказаться от покупки, а 85% потребителей доверяют отзывам в интернете так же, как личным рекомендациям.

Вероятно, обилие рекламных публикаций от инфлюенсеров вызвало у части аудитории раздражение из-за псевдоискренности в рекомендациях. «Я здесь, чтобы перестать влиять на вас, — предупреждает пользовательница в видео, которое набрало более 59 000 лайков. — Не покупайте угги Ugg Mini. Не покупайте стайлер Dyson Airwrap. Не покупайте хайлайтер Charlotte Tilbury Wand. Не покупайте термокружки Stanley Cup. Не покупайте книги Колин Гувер. Не покупайте наушники AirPods Max». В этом ролике она перечисляет модные среди тиктокеров разнообразные товары. Так, у хештега с именем автора популярных романов (преимущественно о любви) Колин Гувер (colleenhoover) сейчас 4,2 млрд просмотров.

Одновременно с этим под постами с тегом #TikTokMadeMeBuyIt (TikTok заставил меня это купить) пользователи выкладывают видео о продуктах, которые они купили, найдя рекомендацию в соцсети. По большей части это импульсивные покупки на основе вирусных видео: массажеры, кухонная утварь, гаджеты для дома, бьюти-товары, разные бесполезные в обычной жизни предметы.

Тег #deinfluenсing появился сначала в TikTok, а потом перешел в Instagram (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России) — в соцсетях, которые считаются главными каналами маркетинга влияния и используются компаниями для рекламы продуктов питания, услуг, модной одежды и бьюти-товаров.

Вопросы этики

Первым импульсом к появлению тренда на «антиинфлюенсинг» стал завирусившийся ролик бьюти-блогера Микайлы Ногейры, в котором та рекламирует тушь Telescopic Lift от L'Oreal и произносит следующее: «Это буквально только что изменило мою жизнь. Это выглядит как накладные ресницы!» Ее подписчики, однако, заподозрили, что для того, чтобы убедительно изобразить волшебный преобразующий эффект от туши, она действительно использовала накладные ресницы, то есть намеренно вводила свою аудиторию в заблуждение. Эта рядовая, в общем-то, ситуация вызвала мощный резонанс в соцсетях — хештег #MikaylaNogueiradrama собрал больше 10 млн просмотров, а журнал Time писал: «Драма с тушью поднимает вопросы о честности среди бьюти-инфлюенсеров». Действительно, случай с (предположительно) накладными ресницами вызвал споры об этике инфлюенсеров и их «честных отзывах», многие из которых на самом деле оплачиваются или спонсируются.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему стигматизация женского алкоголизма мешает избавляться от зависимости Почему стигматизация женского алкоголизма мешает избавляться от зависимости

Почему гендерные стереотипы усугубляют женский алкоголизм

Forbes
Даже лишенные почти всех генов бактерии могут эволюционировать: невероятное открытие Даже лишенные почти всех генов бактерии могут эволюционировать: невероятное открытие

Даже очень скромная клетка может мутировать и адаптироваться

ТехИнсайдер
Старт дан: что дальше? Старт дан: что дальше?

Для успешного развития проекты фермеров нуждаются в нефинансовой поддержке

Агроинвестор
Дочери голливудских актеров, которые пошли в модели - Депп, Бейл, Лоу и другие Дочери голливудских актеров, которые пошли в модели - Депп, Бейл, Лоу и другие

Дочери голливудских актеров тоже стремятся стать моделями

VOICE
«Каракули» из молитвенника Генриха VIII, возможно, указывают на его депрессию «Каракули» из молитвенника Генриха VIII, возможно, указывают на его депрессию

Как Генрих VIII боролся с тревогой и религиозным чувством вины

ТехИнсайдер
Свет в конце туннеля: что такое околосмертный опыт — мистика или наука Свет в конце туннеля: что такое околосмертный опыт — мистика или наука

Почему наука все активнее пытается проникнуть на территорию мистики?

Psychologies
Большой разговор о современной литературе с Александром Цыпкиным и Татьяной Соловьевой Большой разговор о современной литературе с Александром Цыпкиным и Татьяной Соловьевой

Александр Цыпкин и Татьяна Соловьева — о том, почему читать стало так сложно

СНОБ
«Бросить вызов голливудским ожиданиям»: как Флоренс Пью меняет образ женщины в кино «Бросить вызов голливудским ожиданиям»: как Флоренс Пью меняет образ женщины в кино

Как Флоренс Пью стала новым лицом феминизма в киноиндустрии.

Forbes
Убывающий субъект: почему Курганская область теряет население Убывающий субъект: почему Курганская область теряет население

Чем занимаются курганские предприниматели и какое у них будущее?

Forbes
Все, что нужно знать о мороженом: когда, кому и почему летний десерт опасен Все, что нужно знать о мороженом: когда, кому и почему летний десерт опасен

Кому мороженое противопоказано и как наслаждаться им?

Psychologies
Директор Музеев Московского Кремля о новом здании, туристах и отношениях с властью Директор Музеев Московского Кремля о новом здании, туристах и отношениях с властью

Почему музейное оборудование невозможно импортозаместить

Forbes
Индийская принцесса-суфражистка: как София Далип Сингх добивалась избирательных прав Индийская принцесса-суфражистка: как София Далип Сингх добивалась избирательных прав

Как дочь индийского махараджи билась за избирательное право

Forbes
Ученые нашли эффективный способ отличать сигналы из глубин космоса от «фонового шума» Земли Ученые нашли эффективный способ отличать сигналы из глубин космоса от «фонового шума» Земли

Новый метод распознавания радиосигналов может значительно сузить поиск

ТехИнсайдер
Я — сноб. Режиссер Игорь Твердохлебов Я — сноб. Режиссер Игорь Твердохлебов

Режиссер Игорь Твердохлебов о своем главном достижении последнего года

СНОБ
Панк, алкоголь, нечисть: из чего состоит группа «Король и Шут» Панк, алкоголь, нечисть: из чего состоит группа «Король и Шут»

Покопаемся во вселенной группы КиШ и рассказать, из чего она устроена

Правила жизни
От принтера и CD-диска до джедайского меча. Кто придумал лазер От принтера и CD-диска до джедайского меча. Кто придумал лазер

Как советские физики придумали первое лазерное устройство?

СНОБ
Самый сок: как юрист и рекламщик выжали из сосны новый ингредиент для косметики Самый сок: как юрист и рекламщик выжали из сосны новый ингредиент для косметики

Как вытяжка из сосны пробивала себе путь на рынок, занятый иностранным сырьем

Forbes
Остеодермы гигантских ленивцев указали на заселение Южной Америки 27-23 тысячи лет назад Остеодермы гигантских ленивцев указали на заселение Южной Америки 27-23 тысячи лет назад

Ученые изучили остатки ископаемых гигантских ленивцев Glossotherium phoenesis

N+1
Всё о Вине Дизеле. Актеру из «Форсажа» исполнилось 56 лет Всё о Вине Дизеле. Актеру из «Форсажа» исполнилось 56 лет

В автомобильной истории нашлось место для двух Дизелей

РБК
Ален Эриль: «Я помогаю умереть прежней паре, чтобы родилась новая» — интервью сексолога Ален Эриль: «Я помогаю умереть прежней паре, чтобы родилась новая» — интервью сексолога

Сексолог Ален Эриль — о парах, любви и отношениях

Psychologies
«Переполненная комната»: Том Холланд в сериале о подростке с множеством субличностей «Переполненная комната»: Том Холланд в сериале о подростке с множеством субличностей

«Переполненная комната» — новый проект шоураннера Акивы Голдсмана

Forbes
Лео Бокерия: «Я обожаю само слово «сердце» Лео Бокерия: «Я обожаю само слово «сердце»

Кардиохирург Лео Бокерия — одна из самых легендарных личностей в нашей медицине

Коллекция. Караван историй
Как понять, что вы столкнулись с темным эмпатом: 6 признаков Как понять, что вы столкнулись с темным эмпатом: 6 признаков

Темный эмпат потенциально опаснее просто человека с чертами темной триады

Psychologies
ТОП-10 самых горячих мест на Земле. В этих городах все еще живут люди! ТОП-10 самых горячих мест на Земле. В этих городах все еще живут люди!

Самые жаркие точки планеты: температура там поднимается выше 50°C

ТехИнсайдер
Как отключить подписку Кинопоиск HD: 4 способа Как отключить подписку Кинопоиск HD: 4 способа

Как отменить подписку на Кинопоиск на смартфоне, компьютере, телевизоре

CHIP
Все мы театр Все мы театр

Что происходит с театром сегодня? Рассказывают актеры

Men Today
Как правильно определять размер ноги – вы все это время ходили в обуви не вашего размера! Как правильно определять размер ноги – вы все это время ходили в обуви не вашего размера!

Как правильно измерять размер нужной вам обуви

ТехИнсайдер
Икона скама: что происходит в бренде ÖMANKÖ и почему его покинул Артем Ермилов Икона скама: что происходит в бренде ÖMANKÖ и почему его покинул Артем Ермилов

Разбираемся, что происходит с популярным сообществом ÖMANKÖ

Правила жизни
Жертвоприношения, голод и изоляция: что пережили звезды, которые были членами секты Жертвоприношения, голод и изоляция: что пережили звезды, которые были членами секты

Ты удивишься, как много знаменитостей были связаны с сектами

VOICE
Прагматический выбор: зачем предпринимателям становиться романтиками Прагматический выбор: зачем предпринимателям становиться романтиками

Новый "инь-янь" для ведения стартапов: прагматизм и романтизм

Forbes
Открыть в приложении