Митя Фомин: «Мечтаю полететь в космос!»
«Все имеет свою цену. У успеха и признания, безусловно, есть обратная сторона. Каждый человек чем-то за это заплатил, отказавшись от возможности построить отношения или исполнить какую-то другую мечту, от поддержания здоровья или наличия свободного времени».
Митя, память обладает особенностью: мы не помним четкой цепочки событий, а в голове остаются картинки, которые часто не связаны логикой и не касаются каких-то грандиозных событий в жизни. Какие картинки хранит ваша память?
— Самые яркие, пожалуй, из детства. Всегда с теплотой вспоминаю наши семейные выходные в Новосибирске на улице Народной. Просыпаешься в воскресенье в двухкомнатной «хрущевке». Мама уже вовсю жарит оладьи, в квартире пахнет свежевыстиранным бельем, ведь накануне они с отцом провернули большую стирку. По коридорам парусами развешаны простыни. Папа на кухне традиционно натирает свежую морковку и заправляет ее сметаной и сахаром. По телевизору на первом канале «Утренняя почта» с Юрием Николаевым. Мы с сестрой неспешно просыпаемся, потягиваемся и встречаем новый день.
— А каким было ваше первое воспоминание в жизни?
— Не первое, но очень яркое — моя детская любовь. Наташа Фомина, моя однофамилица, жила в квартире под нами. Целыми днями мы, что называется, шухерили. Шатались по улицам, безобразничали, иногда даже били стекла на первых этажах детского сада. А еще впечатлялись взрослым кино и неуклюже пытались имитировать те редкие любовные сцены, которые были допущены цензурой в то время. С тех пор я знаю, что детская сексуальность существует. Потом семья Наташи переехала, и мы потеряли связь. Хотя я с удовольствием бы встретился.
— В какой семье вы росли? Как вас воспитывали?
— У меня было счастливое детство, очень мудрые родители, которые прожили вместе 50 лет, и прожили бы больше, если бы не несчастный случай, после которого папы не стало. Это была не обычная советская семья: папа — преподаватель, мама — инженер-патентовед. Некоторые удивляются, что у такой пары родились дети, оба музыканты. Моя старшая сестра Светлана классический музыкант, окончила Новосибирскую консерваторию и консерваторию в Италии, играет в больших и маленьких оркестрах с такими известными мировыми исполнителями, как Чечилия Бартоли, Людовико Эйнауди. Живет в Европе и гастролирует по миру.
Мама всегда любила искусство, отец был душой любой компании, прекрасно играл на гитаре, любил внимание и жизнь. Они всегда поддерживали наши идеи и интересы, позволяли проявлять собственную волю и давали свободу. На третьем курсе института, например, я взял академический отпуск и уехал на год за границу записывать музыку. Можете представить, что это такое для молодого парня из постсоветского пространства, очутиться в центре Лондона? Это как будто бы сейчас полететь на Луну. При этом нет ни мобильной связи, ни интернета, да и денег вообще. Но эта поездка стала такой школой жизни для меня! Очень благодарен, что родители тогда не запретили. Так и росли.
— О чем вы мечтали в детстве и как мечты трансформировались с возрастом?
— Главные мечты трансформировались очень просто — сбылись. (Улыбается.) В детстве я мечтал стать артистом, но эта мечта была тайной. Идея была сумасшедшей, к известным людям «из телевизора» относились как к небожителям, и рассказать о такой мечте кому-то было безумием. Тебя бы высмеяли или посчитали сумасшедшим. И тем не менее втайне, но я мечтал. Очень благодарен себе маленькому и затем юному за то, что не предал мечту и шел к ней.
Что касается новой мечты, я предпочитаю не говорить о сокровенном. А вообще, мечтаю полететь в космос! (Смеется.) Актрисы ведь летают, почему я не могу? Еще хочу расширить границы своих путешествий и замахнуться не только на неизведанные просторы нашей страны (которых для меня осталось совсем мало, потому что я много где был), но и съездить в Южную Америку, посетить Южный полюс, а оттуда махнуть через Тихий океан и оказаться в Австралии и Новой Зеландии. Ну разве не мечта?
— Прекрасная мечта, я тоже хотела бы побывать в Южной Америке, а вот космос точно не для меня, боюсь высоты... Митя, а можете рассказать, кто повлиял на формирование вас как личности?
— Помимо моих замечательных педагогов в общеобразовательной и музыкальной школах, которым я благодарен, а также моих родителей, большую роль сыграли друзья. Вчера мы встречались с моим близким другом Андреем Бутриным — преподавателем Новосибирского театрального училища. Именно этот человек приблизил меня к мечте и в свое время, когда я уже был студентом медицинского института, привел меня в театральное училище. Именно тогда передо мной открылась та дверь, которую другие ищут годами. Я понял суть профессии, сформировал отношение к ней, степень ответственности и другие профессиональные грани.
Андрей быстро и кратчайшим путем привел меня не столько к освоению, сколько к пониманию этой сложнейшей профессии. Неважно, каким артистом ты станешь — эстрадным, драматическим, актером кино, — у всего этого одни основы.
Впоследствии именно благодаря этой дружбе я, окончив медицинский институт, оказался в Москве, куда приехал поступать в театральные вузы. И в один из них даже поступил при бешеном конкурсе, но это уже другая история.
— О чем можете сказать: «В моей жизни произошло чудо»?
— Я вообще везунчик по жизни! Не знаю, можно ли называть это чудом, но со мной часто происходят наиболее благоприятные и желаемые события. И я такие вещи, как правило, замечаю и за них благодарю. Придаю значение разного рода совпадениям.
С тех пор как я твердо решил становиться артистом, все само собой стало выстраиваться. И вся моя карьера, которая началась с группы, доказывает, что какие-то вещи ты приближаешь и генеришь сам.
Учитывая контекст, время, когда я мечтал, и тот факт, что мечта все же осуществилась, можно было бы назвать это чудом. Но немногие знают, что за этим стоит не волшебство, а мои целенаправленные действия. Шаги, которые приближали меня к сцене. Уроки, которые я проходил и на которых учился. Круг общения, который помогал мне двигаться к цели. Ведь с тем же Павлом Есениным — продюсером и композитором группы Hi-Fi — мы познакомились задолго до появления группы, я работал с ним в Новосибирске, гастролировал по Сибири. Паша в это время работал над другими проектами, тоже получал собственный опыт. Слава Hi-Fi не свалилась на всех нас из ниоткуда. Со стороны все кажется легко. И только будучи внутри, ты видишь, как все на самом деле.
— Что жизнь отбирала на пути к осуществлению мечты?
— Жизнь ничего не отбирает. Она представляет из себя набор возможностей, которыми, очевидно, нужно пользоваться. Просто не каждый человек видит и различает такие возможности. И получается, что мы сами себя обираем, не используя того, что судьба нам предоставляет, ссылаясь на то, что хотелось бы лучше или что-то не так. Но жизнь складывается таким образом, что, получив что-то менее предпочтительное, ты можешь обменять это на другое или получить что-то большее на следующем шаге. Надо лишь четко понимать, что это твое, использовать шансы и быть благодарным. Я не могу сказать, что всегда использовал все возможности. Именно поэтому я остаюсь на определенных уровнях этой игры под названием «жизнь», а мог бы быть, наверное, на других. Мой совет всем: не надо проматываться.
— От чего вы свободны и от чего не свободны?
— Человек не может быть полностью свободным, в любом случае у него есть какие-то предрассудки. А потом, все люди зависимы друг от друга, от законов и собственных нормоэтических представлений. О какой-либо свободе мы можем говорить лишь в том случае, если находим правильный для себя компромисс среди множества ограничений. В этой реальности, здесь и сейчас.
— От каких иллюзий избавились на протяжении жизни?
— От ощущения, что все в этой жизни для тебя. От иллюзий, что человек идет по жизни исключительно правильным путем, и все, что с ним происходит, — это то, о чем он всегда мечтал и чего всегда хотел. На самом деле ты можешь делать совершенно взаимоисключающие шаги. И жизнь так же круто меняется вслед за твоими действиями — как в хорошую сторону, так и в плохую. Это как в шахматах: ты можешь пойти любой фигурой в любую сторону, и твой выигрыш или проигрыш не является гарантией. Вселенная мультиформатна и мультимедийна.
Мой опыт говорит о том, что однажды что-то ставшее большим и значимым лично для вас или в истории не обязательно таковым останется навсегда. И, к сожалению, самые яркие легенды и рекорды меркнут со временем, в том числе и твои. И ты должен их постоянно оправдывать, повышать. Поэтому то, что раньше казалось тебе большим и многозначительным, через некоторое время становится никчемным и мелким. Как и наоборот — что-то не особо значимое вдруг в какой-то момент возрастает до величины небоскреба. Получается, что правил нет, не существует.