Свобода лучше, чем несвобода
От героини советских анекдотов до граффити в американских городах — Анджела Дэвис почти полвека остаётся иконой борьбы с несправедливостью.
Активистка
«Моих близких друзей убили бомбы, которые заложили расисты. Я очень хорошо помню звуки взорвавшихся бомб. В детстве наш дом сотрясался от взрывов», — вспоминала в одном из интервью Анджела Дэвис, афроамериканская активистка, за судьбой которой внимательно следил весь Советский Союз.
Детство Анджелы прошло в Алабаме, южном штате с сегрегацией и расизмом. Это не помешало ей получить блестящее образование — правда, для этого пришлось покинуть юг. В Массачусетсе она стала любимой ученицей немецкого философа Герберта Маркузе, который был одним из теоретиков фрейдо-марксизма, хотя фрейдизма в его философии было больше, чем марксизма.
Маркузе писал, что прогресс ведёт к усилению несвободы, а культура подавляет инстинкты индивида. Столь вольное прочтение классиков не могло найти понимания в СССР с его сложными отношениями к идее индивидуальной свободы — там Маркузе быстро объявили антимарксистом и записали в агенты ЦРУ. Парадоксально, что его поклонница Дэвис позже оказалась советской суперзвездой.
По приглашению Маркузе Анджела Дэвис начала преподавать на философском факультете в Калифорнийском университете. Одновременно она вступила в американскую компартию — можно сказать, что с этого начался её путь к славе. В сентябре 1969 года ТАСС сообщил, что «Анджела Дэвис, ассистент профессора философии Калифорнийского университета, была уволена с работы за принадлежность к Коммунистической партии США».