Дамы-этнографы царской России
В эпоху турнюров и корсетов они пускались в рискованные экспедиции, вооружившись блокнотом, фонографом, фотоаппаратом, а иногда и лопатой. Особенно заметным оказался их вклад в новые научные дисциплины — этнографию и археологию, востоковедение и фольклористику. Женщины, пришедшие в большую науку в 70-е годы XIX века, выстраивали культурные связи между Востоком и Западом, фиксировали те стороны народной жизни, куда не допускались мужчины, участвовали в раскопках древних поселений. Об их судьбах рассказывает портал «Культура.РФ».
Александра Ефименко: по стопам Ломоносова
Первой в России женщиной — профессором истории стала уроженка поморского села Варзуга. Александра Ставровская родилась в 1848 году. Еще будучи гимназисткой, она работала домашней учительницей, чтобы помочь семье. Ее юность прошла в Холмогорах, на родине другого известного помора — Михаила Ломоносова. В 1870 году она обвенчалась с Петром Ефименко — сосланным на Север участником Харьковско-Киевского тайного общества. Их объединил интерес к этнографии и истории, они вместе ездили в экспедиции, изучали архивные материалы, готовили научные публикации. Новым словом в науке стали статьи Александры Ефименко об архангельских артелях, о быте саамов, зырян, карелов.
В 1874 году супруги переехали на родину Петра Ефименко, на Украину, — сначала в Чернигов, а затем в Харьков. Из-за слабого здоровья мужа Александра стала главным кормильцем в семье. Она писала статьи и читала лекции. В 1907 году ее как признанного специалиста по истории Украины пригласили преподавать на высших женских Бестужевских курсах в Петербурге. В 1910 году Харьковский университет присвоил ей степень почетного доктора истории — она стала первой женщиной в России, получившей ученое звание. Александра Ефименко написала более сотни статей, стала членом Русского географического общества, поддерживала женское движение.
После революции 1917 года Александра Ефименко поселилась на хуторе близ Харькова. В ночь с 17 на 18 декабря 1918 года в ее дом ворвались петлюровцы и застрелили вместе с дочерью Татьяной и слугами. В 1978 году ее останки изъяли из братской могилы и перезахоронили на территории сельской школы.
Евгения Линёва: певица, марксистка, собирательница
Оперная певица с немецкими корнями Евгения Линёва (урожденная Паприц) вошла в историю как собирательница народных песен. Она родилась в 1853 году в Бресте. После учебы в Петербургской и Венской консерваториях обладательница контральто (редкого низкого голоса) выступала в Европе и в Большом театре в Москве. В это же время она стала членом московской подпольной организации, издававшей социалистическую литературу, переводила работы Энгельса и даже лично встречалась с ним за границей.
В 1880-е годы Евгения Паприц вышла замуж за инженера-народовольца Александра Линёва, покинула оперную сцену и организовала в Москве любительский хор. Для хора она и начала собирать фольклорный репертуар. В 1890–1896 годах супруги жили в США. Там Евгения Линёва создала хор из русских эмигрантов: концерты русских народных песен проходили в Нью-Йорке, Чикаго и других городах Америки. В 1897 году, вернувшись на родину, отправилась в экспедицию по Центральной России. Во время этой поездки она одной из первых в мире применила для записи русского фольклора фонограф. В 1901 году Линёва зафиксировала мелодии севернорусских песен в Новгородской губернии, а в 1903 году собрала богатый материал украинских песен в Полтавской губернии. Прежде музыковеды интересовались только напевом, а филологи-фольклористы — только словами. Линёва же была убеждена: «Для народного певца текст немыслим без напева, а напев без текста. Это правило должно быть священно и для собирателя».
Евгения Линёва разработала собственный метод нотирования, то есть записи нотными знаками, стояла у истоков Музыкально-этнографической комиссии при Обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В деятельности комиссии принимали участие известные композиторы — Николай Римский-Корсаков, Сергей Танеев, Анатолий Лядов, Михаил Ипполитов-Иванов. С 1906 года собирательница преподавала в Народной консерватории, через пять лет она была удостоена Малой серебряной медали Русского географического общества за сообщение о музыке закрытых религиозных общин.
Ольга Лебедева: загадочная Гюльнар-ханым
Ольга Лебедева родилась в 1854 году в имении близ Казани. Она с юности общалась с татарскими писателями и изучала восточные языки. В 1886 году вышел ее перевод с татарского на русский памятника персидской литературы XI века «Кабус-наме». В 1887 году Лебедева предложила создать востоковедческое общество, Высочайшее позволение на это было дано в 1900 году.
В 1889 году на международном конгрессе в Стокгольме россиянка познакомилась с турецким журналистом и просветителем Ахметом Медхатом. Его так поразили познания Лебедевой, что Медхат пригласил ее в Стамбул. В Турции Лебедева стала изучать положение женщин в исламском мире. Она подружилась с первой турецкой поэтессой Нигяр-ханым и первой турецкой писательницей-романисткой Фатмой Алийе. В 1891 году султан Османской империи Абдул-Хамид II вручил Лебедевой орден Милосердия II степени за заслуги перед востоковедением.
«Русская литература» Ольги Лебедевой стала первой книгой на турецком языке о русских писателях. Под псевдонимом «Гюльнар-ханым», «госпожа Гюльнар», Лебедева перевела на турецкий произведения Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и Льва Толстого. С последним у нее завязалась переписка.
Милостивый государь, граф Лев Николаевич!
Занимаясь восточными языками, я особенно хорошо изучила турецкий язык и его литературу. С этой целью я провела несколько времени в Константинополе и познакомилась со многими литераторами. Это дало мне возможность убедиться в том, что они с жадностью читают Ваши дивные произведения в французском переводе и сумели оценить в них всю Вашу гениальность. Ольга Лебедева, 1894 год
Востоковед вынашивала мысль издать книгу со сходными по смыслу фрагментами Библии и Корана, чтобы показать общность нравственных идеалов христианства и ислама. Лев Толстой идею поддержал, но книга так и не вышла. После 1909 года следы Ольги Лебедевой затерялись.
Ольга Семёнова: летописец русской жизни
Дети известного путешественника Петра Семёнова-Тян-Шанского пошли по стопам отца. Среди его сыновей было два географа, метеоролог и статистик. Единственная дочь, Ольга, родилась в 1863 году. Дома она получила естественно-научное образование, которое и сформировало у нее интерес к истории и географии. Многие годы она собирала русский фольклор, записывала обряды Данковского и Раненбургского уездов. В 23 года Ольга Семенова была удостоена Серебряной медали Русского географического общества за сборник песен Рязанской губернии. Она собирала артефакты и фотографировала крестьян, изучала обычаи и нравы жителей Рязанщины, где находилось имение Семёновых, а также ездила в экспедиции в Тамбовскую, Орловскую и Тульскую губернии. Она могла попасть туда, куда не пускали этнографов-мужчин: на родильные и предсвадебные обряды, женские ритуалы в поле.
После смерти своего жениха Ольга с головой ушла в работу, помогала отцу готовить многотомный труд «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Главным ее произведением стало собрание очерков «Жизнь «Ивана» — о крестьянах Центральной России. Семенова с симпатией и состраданием относилась к деревенским женщинам и, как ученый, стремилась фиксировать факты: «В большинстве семей умирает более половины всех рожденных детей. Редкая баба не родит восьми, а то и десяти, двенадцати ребят, а из них остается в живых три-четыре». Иногда в ее записях проскальзывало сравнение нравов образованной публики и крестьян: «Вообще при выборе невесты или любовницы крестьянский вкус совсем не сходится с нашим. Нам нравятся строгие или чистые линии и очертания, а всякий мужик предпочтет дебелую, расплывшуюся девку или бабу». Ольга Семенова не успела закончить книгу «Жизнь «Ивана» — рукопись была найдена в 1906 году, когда этнограф скончалась. Очерки опубликовали через восемь лет, в 1914 году.
Вера Харузина: исследователь первобытного мира
Первая в России женщина — профессор этнографии родилась в 1866 году в семье московских купцов, стоявших в одном ряду с такими известными фамилиями, как Третьяковы, Боткины, Щукины. Три брата Харузиных — Михаил, Алексей и Николай — получили университетское образование в России и стали этнографами. Прошедшая в 1877 году в Москве этнографическая выставка подтолкнула и их 11-летнюю сестру Веру к изучению этой науки. Но Высшие женские курсы на несколько лет закрылись, и после окончания гимназии девушка отправилась учиться в Париж.
В 1887 году Вера Харузина сопровождала брата Николая в экспедиции на Кольский полуостров. Результаты поездки Николай обобщил в книге «Русские лопари», за которую получил Золотую медаль Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Николай Харузин скончался незадолго до своего 35-летия. Написанный им учебник — первый курс по этнографии в России — уже после его смерти готовили к печати сестра и средний брат Алексей.
В 1900-е годы вышли самостоятельные работы Веры Харузиной про первобытные религиозные воззрения, древнейшие родильные и крестильные обряды. Ее научной специализацией стала история и этнография первобытности. С 1907 года Харузина преподавала на Высших женских курсах и в Московском археологическом институте. Она продолжала работать, даже несмотря на паралич, которым страдала с 1908 года. Прикованная к инвалидному креслу, Харузина стала профессором Московского университета. Ее учебник «Введение в этнографию» переиздавался до революции и в советское время. В 1914 году она была удостоена Золотой медали Русского географического общества за ученые труды. Вера Харузина скончалась в Москве в 1931 году.
Юлия Гендуне: археология и мистика
О жизни первой российской женщины-археолога известно мало. Она родилась в 1869 году, фамилия Гендуне досталась ей от мужа, обрусевшего финна. Через несколько лет после свадьбы выпускница Императорского археологического института в Петербурге (она была первой принятой туда девушкой) стала проводить все свое время на раскопках. В 1896–1902 годах Юлия Гендуне раскапывала могильники XII–XIV веков на Клязьме, известные как Болшевская и Городищенская курганные группы. Она также вела раскопки древнего Радонежа, пережившего свой расцвет в XIV веке. В 1903 году Гендуне обнаружила следы поселения раннего железного века между Тулой и Калугой и предположила, что оно было разрушено в V веке гуннами. В верховье Волги Гендуне раскопала древнефинское городище Топорок. Среди уникальных находок были предметы, принадлежавшие шаману, жертвенник и непонятные объекты, которые посчитали детскими игрушками.
В 1909 году, заканчивая раскопки Топорка, Гендуне выбрала место на кладбище в близлежащем селе Никольское-Сучки и распорядилась построить там склеп в виде пирамиды. Вскоре она застрелилась, оставив записку: «Любопытство — один из смертных пороков». Логического объяснения поступку Гендуне так и не нашли, но местные жители были уверены: во время раскопок она потревожила дух древнего шамана, за что и была наказана.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl