«В каком-то смысле каждый предприниматель должен лгать своим сотрудникам».
Навал Равикант — о богатстве, свободе и ответственности
В 2009 году венчурный инвестор Навал Равикант устал от утомительных встреч за кофе со стартаперами — и создал сервис AngelList, чтобы предприниматели могли искать и оценивать друг друга онлайн. Сейчас тысячи стартапов собирают команды и поднимают инвестиции с помощью AngelList — это важный элемент экосистемы Кремниевой долины. Равикант родился в Индии и переехал с матерью и братом в Нью-Йорк, когда ему было девять. Своей первой любовью он называет чтение: после переезда семья жила в небезопасном районе, а мать работала на нескольких работах, поэтому Навал после школы шел в библиотеку и сидел в ней до закрытия. Равиканта часто называют «философом» или «мыслителем» за умение ярко формулировать — сам он стремится к тому, чтобы «уйти от мысли о необходимости как-то определять свою роль или должность». Вот что он говорил в разные годы о бизнесе, отношении к деньгам и саморазвитии.
О бизнесе
Стартапы — это игра для молодых. Лучше создавать их в раннем возрасте, до того, как у вас появится слишком много обязательств. Если вы собираетесь запустить стартап, вы должны попробовать хотя бы раз до того, как вам исполнится 30 или 35 лет. После все становится намного сложнее.
В каком-то смысле каждый основатель должен лгать своим сотрудникам. Он должен убедить их, что лучше работать на него, чем на себя. Но вместо этого честнее сказать: «Уже завтра вы будете готовы начать собственный бизнес, и я вас поддержу. Я никогда не помешаю вам основать свою компанию. Но здесь хорошее место, чтобы научиться создавать команду и культуру, искать продукт на рынке, совершенствовать свои навыки и знакомиться с удивительными людьми. Оставайтесь здесь до тех пор, пока точно не поймете, что собираетесь делать».
Предпринимательские усилия часто заканчиваются неудачно. Но в своей карьере предприниматели редко терпят неудачу.
Инвесторы ищут в компаниях что-то особенное. Вместо того, чтобы пытаться сделать все хорошо — и команду, и продукт, и позиционирование, и PR — станьте исключительным хотя бы в одном отношении.
Компании, которые не могут привлечь финансирование, слишком много говорят и мало делают. Биография — это прошлое. Работа над текущим бизнесом — это настоящее. А говорить, что вы собираетесь делать в будущем, почти бессмысленно. Людям нужны доказательства, а не мечты о том, кем вы хотите стать.
Case studies, которые преподают в бизнес-школах, — это просто анекдоты. Вам пытаются показать паттерны, бросая в вас множество данных. Но, на самом деле, вы никогда не поймете их полностью, пока сами не окажетесь внутри ситуации. Даже основные понятия из теории игр, психологии, этики, математики, информатики и логики помогут сильнее. Люди идут в бизнес-школы, чтобы научиться, наблюдая, как другие делают бизнес. Но в реальности вы намного больше поймете о бизнесе, продавая лимонад на стенде или открыв небольшой розничный магазин.