«Чудовищный эксперимент» Уэнделла Джонсона: как психолог провел жестокий опыт с заиканием на детях-сиротах
Это история о том, как детская обида, эгоизм и нежелание отказываться от своих ошибочных идей покалечили психику сирот, которые даже не подозревали, что участвуют в научном эксперименте. Рассказываем о том, как в середине прошлого века американский психолог Уэнделл Джонсон вместе с аспиранткой Мэри Тюдор провели один из самых жестоких опытов над детьми.
В отличие от других жестоких, но полезных для науки экспериментов, этот опыт лишь покалечил психику детей и не принес желаемых плодов, доказав лишь ошибочность предположений Уэнделла Джонсона
До пяти лет Уэнделл Джонсон был самым обычным ребенком с вполне себе внятной и неплохо построенной для его возраста речью. Однако в один момент его учитель решил сообщить родителям, что мальчик начинает заикаться. Неизвестно, стало ли именно это толчком к появлению нарушения, однако после того разговора Джонсон стал буквально одержим собственной речью. Вскоре мальчик действительно стал повторять звуки по несколько раз, а после — начал заикаться так сильно, что иногда из-за дефекта у него буквально пропадал дар речи.
В достаточно раннем возрасте парень стал анализировать свой недостаток и пришел к выводу — проблему породил он сам, забеспокоившись о своей речи после слов учителя. Позже он заключил: «Заикание начинается не во рту ребенка, а в ухе родителя» и отправился подтверждать свою гипотезу в университет Айовы, где на тот момент был особенно развит центр дефектологии.
Как собственный дефект повлиял на будущее Уэнделла Джонсона
Других путей после школы Уэнделл Джонсон для себя не видел. Он целенаправленно пошел в университет Айовы, который на тот момент был главным местом страны, активно изучающим патологии речи. В учебном заведении парень получил бакалавра, магистра, а после — стал аспирантом.
Вместе со своими коллегами-однокурсниками молодой специалист увлеченно проводил самые разные опыты. Многие из аспирантов, как и он сам, страдали от похожей проблемы, а потому молодые люди часто сами выступали подопытными в экспериментах друг для друга. Иногда исследования были весьма жестокими: молодые люди применяли электрошок, стреляли рядом с ушами из пистолетов, накладывали друг другу на руки гипс, чтобы проверить, может ли обездвиживание доминирующей руки распутать сигналы мозга.