Юлия Кожемяко: компьютерные игры как художественное высказывание

Цифровой океанHi-Tech

У самурая нет цели

Пять историй Юлии Кожемяко

Текст Наталия Овчинникова

Компьютерные игры, в которых нельзя выиграть, предназначены для другого. Например, для того, чтобы быть произведением искусства. Художница, независимая разработчица игр Юлия Кожемяко (Supr) рассказала «Цифровому океану» истории…

Юлия Кожемяко (Supr)

Родилась в 1985 году в Новосибирске, окончила Институт искусств Новосибирского государственного педагогического университета, сейчас живет и работает в СанктПетербурге. В 2019 году в Северной столице у нее была персональная выставка «Юхин Полигональный Приход». Участница многочисленных групповых проектов, а также разнообразных мероприятий: международного фестиваля Games and Playful Media A Maze (Берлин, 2018; онлайн, 2020), Триеннале российского современного искусства (Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2020), Российского павильона XVII Венецианской архитектурной биеннале (2021) и других.

Об ужасах бунюэля

В одной из первых игр-инсталляций, которые я делала, The Tender Cut («Нежный надрез». — Прим. «Цифровой океан») у игрока есть, пусть поначалу неявная, задача: выйти из комнаты. При этом ему не надо решать никаких головоломок, хотя, впрочем, поломать голову все равно придется — просто потому что мир, в который попадает человек, сюрреалистичный. Началось все с того, что мы с напарником Ильей Кононенко участвовали в геймджеме, тема которого была связана со страхами. Илья сказал, что у него вызывает ужас сцена разрезания глаза из фильма «Андалузский пес» сюрреалиста Луиса Бунюэля. Это стало нашей отправной точкой. Мы создали эту игру, The Tender Cut, по мотивам начала «Андалузского пса», и если человек фильм смотрел, то ему, наверное, проще понять, что делать в игре.

The Tender Cut (2015). Чувства, которые вы испытываете, когда не в состоянии повлиять на сюрреалистичный сон: вы можете видеть, слышать или даже что-то делать, но не можете убежать и нарушить правила сна

Работа над этим проектом меня на многое вдохновила. Так, я увидела, как меняется восприятие пространства, если изменить камеру с перспективной на ортографическую. Захотела дальше работать в этом направлении, только делать что-то более абстрактное. Стала изучать выразительные средства 3D-графики в реальном времени — как их можно применять и показать игроку то, чего он обычно не видит. И с ортографической камерой я решила тоже поэкспериментировать. Сделала игру, она так и называется — Orthographic experience. В ней вид и механика ходьбы от первого лица, но камера ортографическая. Игрок ходит туда-сюда, при этом из-за отсутствия перспективы у него есть ощущение какого-то перемещения, но нет ощущения, что он именно идет. Этот эффект сильно расширяет границы сознания.

Ортографическая камера — в гейм-дизайне камера, использующая ортографическую проекцию, когда размеры всех объектов на изображении показаны одинаково, независимо от их удаленности.

В дальнейшем я так сформулировала свой подход: то, что я делаю, — не совсем игры в привычном понимании. Это нечто более глубокое, чем просто развлечение, — это арт-проекты. Там нет вызова в виде решения каких-то задач, которое отвлекало бы от погружения в мир игры. Это больше экспириенс, чем игра: можно сказать, у игрока нет цели, только путь. Но при этом уже моя задача — делать так, чтобы этот экспириенс был интересным.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Леонид Черный: «Нужно не следовать за трендом, а создавать его» Леонид Черный: «Нужно не следовать за трендом, а создавать его»

Леонид Черный — о главных компетенциях цифровой эпохи и дифиците кадров

РБК
Дизайн Дизайн

Натуральные материалы, обтекаемые формы и живые растения

Robb Report
Русский фастфуд быстро не накормит Русский фастфуд быстро не накормит

Фастфуд уверенно теснит рестораны на рынке общественного питания

Эксперт
Война Алой и Белой розы: из истории термина Война Алой и Белой розы: из истории термина

Как сцена из пьесы стала страницей английской истории

Знание – сила
Булка из детства: какой хлеб пекли в СССР и чем полезна ностальгия Булка из детства: какой хлеб пекли в СССР и чем полезна ностальгия

До сих пор с ностальгическим вздохом вспоминаете хлеб, который продавали в СССР?

Psychologies
Стандарты общения Стандарты общения

Как компаниям выстроить коммуникацию с аудиторией

Деньги
Философы освещения. Кто придумал лампу накаливания Философы освещения. Кто придумал лампу накаливания

История Александра Лодыгина, изобретателя лампы накаливания

СНОБ
Что такое секс-шантаж и что делать, если вы стали его жертвой Что такое секс-шантаж и что делать, если вы стали его жертвой

Секс-шантаж: кто становится жертвами мошенников чаще всего?

РБК
Как создается экономический рост Как создается экономический рост

РЖД — один из крупнейших инвесторов в инфраструктуру в России

Эксперт
Театр божественных действий Театр божественных действий

«Голда»: история первых дней войны Судного дня

Weekend
«Хочу, чтобы мои станки по всей России продавались» «Хочу, чтобы мои станки по всей России продавались»

Дмитрий Зырянов разрабатывает и строит токарно-фрезерные автоматы с ЧПУ

Эксперт
Едим и… худеем! Едим и… худеем!

Полезные продуктов, которые снижают усвоение жира

Добрые советы
Алло, мы ищем таланты! Алло, мы ищем таланты!

Что делать, когда вы не знаете, где искать свое призвание?

Добрые советы
Выйти за рамки Выйти за рамки

Пять новых книг о креативности в 2023 году

FP. BusinessReview
Ученые впервые вырастили из стволовых клеток модель человеческого эмбриона возрастом две недели Ученые впервые вырастили из стволовых клеток модель человеческого эмбриона возрастом две недели

Ученые разработали этический способ заглянуть в первые недели беременности

TechInsider
Записки отельера: что гость может забрать из отеля? Записки отельера: что гость может забрать из отеля?

Почему гостиницам не стоит скупиться на подарки для гостей

Правила жизни
«С женщинами мне как-то проще» «С женщинами мне как-то проще»

Дарья Савельева о своих ролях в двух ярких дебютах 2023 года

Weekend
Мой мальчик Мой мальчик

Пары, в которых мужчина заметно моложе женщины, вызывают неоднозначную реакцию

VOICE
Левински Левински

Тель-авивский рынок Левински — гастро-жемчужина Израиля

Seasons of life
Дзержинский и дети: почему в России не получилось декоммунизации Дзержинский и дети: почему в России не получилось декоммунизации

Почему в постсоветской России не появилось нового символа спецслужб

Forbes
Как Ксения Сосункевич выращивает клубнику в Карелии, несмотря на климат и кризисы Как Ксения Сосункевич выращивает клубнику в Карелии, несмотря на климат и кризисы

Как живут и строят карьеру женщины в российских регионах

Forbes
Деньги есть? А если найду Деньги есть? А если найду

Где бизнесу взять инвестиции

FP. BusinessReview
«Интимная Русь. Жизнь без Домостроя, грех, любовь и колдовство» «Интимная Русь. Жизнь без Домостроя, грех, любовь и колдовство»

Как наши предки блудили на праздниках, говорили про секс и предлагали жениться

N+1
Киборги Киборги

Что если сращивание человека с техникой давно произошло, просто мы не заметили?

Правила жизни
Эпоха транспортных мегапроектов в столице подходит к концу Эпоха транспортных мегапроектов в столице подходит к концу

Фаза интенсивного развития транспортной сети Москвы заканчивается

Эксперт
Время доставки Время доставки

Можно ли на самом деле обуздать свою страсть к онлайн-шопингу?

VOICE
Кто и зачем покупает премиальную недвижимость в Москве Кто и зачем покупает премиальную недвижимость в Москве

Почему желающих вложить миллионы в трофейные московские метры по-прежнему много

СНОБ
Старые песни о главном: что происходит с музыкальной индустрией и почему выходит так много каверов? Старые песни о главном: что происходит с музыкальной индустрией и почему выходит так много каверов?

Почему все так полюбили каверы и что это значит для индустрии?

Правила жизни
Лесные барабанщики Лесные барабанщики

Лес в середине лета затихает, но только кажется безжизненным

Наука и жизнь
Птичий нюх Птичий нюх

С обонянием птицам не повезло — во всяком случае, так очень долго думали

Наука и жизнь
Открыть в приложении