«Великая ирония»: цепь убийственных случайностей
В российский прокат выходит новый фильм Вуди Аллена
Вуди Аллен — один из лучших рассказчиков последних пяти десятилетий. Его герои узнаваемы, ритм повествований безупречен, юмор обаятелен и ненавязчив. Все это есть в его новой истории — «Великой иронии». В предыдущем фильме, «Фестивале Рифкина», он не угадал с исполнителями главных ролей: ни Шон Уоллес, ни Джина Гершон не прижились в его кинематографическом мире. Как можно догадаться, это произошло во многом потому, что на тот момент возможность режиссера выбирать актеров была резко ограничена. Период, когда лучшие звезды Голливуда с легкостью соглашались на предложенные Вуди Алленом роли, закончился в 2017 году, после того как дочь Миа Фэрроу Дилан напомнила читателям Los Angeles Times об обвинении Вуди Аллена в совершении им по отношению к ней, на тот момент семилетней, действий сексуального характера. Мини-сериал HBO «Аллен против Фэрроу», в котором не было приведено ни одного доказательства обоснованности обвинения, разрушил репутацию лучшего комика второй половины XX века едва ли не до основания.
В «Великой иронии» Вуди Аллен подошел к кастингу более тщательно. Он выбрал на главные роли европейских актеров второго ряда: Лу де Лааж, Нильса Шнайдера и Мельвиля Пупо, но как раз им удалось создать персонажей, органичных для кинематографического стиля режиссера. Возможно, в выработанном Вуди Алленом стиле и заключается притягательность его фильмов. С годами он почти не меняется, разве что совершенствуется. Вуди Аллену каким-то непостижимым образом удается вписать в него актеров с самыми разнообразными шлейфами ролей. В фильмах режиссера почти все они становятся вариацией его альтер эго. Кажется, даже женщины. Еще совсем недавно — всего лишь в прошлом десятилетии — Вуди Аллен был в силах сам исполнять главные роли в своих фильмах, и это (не такой уж частый в кинематографической практике случай) всегда были образцовые актерские работы. В его новых фильмах мы наблюдаем искусство режиссера — настроить актеров на необходимую ему частоту эмоциональных вибраций. В результате чего каждый из них становится немного Вуди Алленом.
Оставаясь под прессингом обвинений со стороны бывшей жены Миа Фэрроу и приемной дочери Дилан, которые в медиа поддерживает его родной сын, один из самых влиятельных журналистов Америки Ронан Фэрроу, Вуди Аллен снимает свои фильмы так, будто в его жизни не происходит ничего экстраординарного. Более того, на фестивале в Венеции, где состоялась премьера «Великой иронии», он рассказал, что считает себя необыкновенно везучим человеком. В отличие, например, от его почти ровесника Романа Полански (в этом году он тоже представлял свой новый фильм на фестивале в Венеции), находящегося в аналогичной ситуации: еще в конце семидесятых тот был обвинен в изнасиловании несовершеннолетней. С годами эти обвинения множатся. Эмоциональная реакция на судебное преследование и общественное порицание все же прорывается в его фильмах. В «Великой иронии» Вуди Аллен ограждает зрителя от личных проблем. Он всего лишь продолжает последовательно визуализировать тезис, когда-то сформулированный одним из созданных им кинематографических персонажей: «Жизнь — это комедия, написанная писателем-садистом».
В «Великой иронии» Вуди Аллена нет сцен насилия. Когда герой Мельвиля Пупо прицеливается из ружья, оператор показывает его цель — оленя, а потом отводит объектив в сторону. Мы слышим выстрел и понимаем, что охотник не промахнулся. Из этой сцены натренированный разгадывать драматургические замыслы голливудских сценаристов зритель должен понять: ружье выстрелит еще не однажды, а также распознать героя, который затем станет основным источником опасности: тот, кто способен убить оленя, может выстрелить и в человека. Драматургический язык «Великой иронии» прост и понятен. В ней есть классический любовный треугольник: идеальный муж, которому жена изменяет с бывшим одноклассником. Увлекающейся детективами теще предстоит раскрыть его убийство. После непродолжительного романтического увлечения к однокласснику приходят киллеры и выносят на улицу его мертвое тело в сумке, чтобы выбросить ее в воду посреди океана.
Ничего экстраординарного. Финал, в котором преступник, вместо того чтобы совершить очередное преступление, погибает в результате нелепой случайности, выглядит несколько искусственным. Но кажется, Вуди Аллен и не пытался сделать его реалистичным. Возможно, как раз его нелепость и призвана обнажить необъяснимость логики, на основании которой происходят в жизни человека те или иные события. Он и она случайно встречаются друг с другом в Париже спустя много лет после того, как виделись в последний раз. Он приехал, чтобы написать роман. Между ними вспыхивает роман, заканчивающийся трагическим исходом — гибелью одного из любовников. Вуди Аллен не пытается при этом выжать из зрителей слезы. Мужчина слышит звонок в дверь, за ней стоят люди с мрачными лицами, по которым легко считать их намерения. Следующий кадр — они тащат через дорогу тяжелую сумку, куда может поместиться человеческое тело. Режиссер словно убирает с доски «съеденную» шахматную фигуру.
Ревнивый семьянин сначала нанимает детективов, чтобы убедиться в том, что жена ему изменяет, а потом киллеров — убить любовника жены. Но разве он не совершает преступление ради того, чтобы сохранить семью? Великая ирония заключается еще и в том, что преступником оказывается внешне благополучный человек с трогательным пристрастием к игрушечной железной дороге. Тогда как жертвой становится писатель, не желающий считаться с семейными ценностями. Вуди Аллен обнажает одно из противоречий в устройстве человеческих отношений и визуализирует его. Одновременно пытается убедиться сам и убедить зрителей в устойчивости существующего мира. Зло может перейти черту, но в финале будет наказано. Да, ради этого придется «пожертвовать» писателем, подобно тому как шахматный игрок жертвует фигуру ради выигрыша. Но истина рано или поздно восторжествует. Вуди Аллен гарантирует.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl