Как NFT меняет арт-рынок и выходит в России в легальное поле
В этом году VIII Восточный экономический форум проходит во Владивостоке, на территории кампуса Дальневосточного федерального университета, с 10 по 13 сентября. В своей Гостиной «Интеррос» и российская платформа «Атомайз» анонсировали проект выпуска NFT-токенов, привязанных к произведениям искусства, которые находятся в коллекции Эрмитажа. «Сноб» рассказывает, как живопись обосновалась в метавселенной и как государство поддерживает развитие этого сегмента инвестиционной экономики.
Работы мастерской итальянского живописца Рафаэля Санти стали элементами цифрового мира: фрески XVI века «Венера и Амур на дельфинах», «Венера и Адонис» и «Венера, вынимающая занозу» из коллекции Эрмитажа сфотографировали до начала реставрации, наделили индивидуальным кодом и преобразовали в цифровой арт-объект. Проект выпуска NFT-токенов на Восточном экономическом форуме представила группа «Интеррос» и российская платформа «Атомайз». Теперь, когда ценные работы из фондов музея отреставрированы, живопись в уникальном, по сути утраченном, состоянии можно приобрести и получить индивидуальные цифровые права. Средства, полученные с продажи NFT, будут направлены на другие реставрационные работы в коллекциях Эрмитажа.
Как NFT менял арт-рынок
На рынке сегодня существует немало NFT-проектов в сфере искусства. Например, практически легендой этого сегмента стала компания Yuga Labs, которая получила известность благодаря коллекции из 10 000 изображений обезьян, стоимость которых на этапе дебютов метавселенных доходила до $2,8 млн. При этом любую картинку из их коллекции желающий мог скачать в интернете абсолютно бесплатно, но без NFT-метки — такое изображение не имеет инвестиционной ценности. Финансисты и консервативная аудитория посмеивались над незадачливыми коллекционерами, тем более что в последнее время, на фоне кризиса на рынке «крипты», большая часть «коллекционных обезьян» сильно обесценилась.
Рынок NFT удивляли и своего рода перфомансами. Так, американская блокчейн-компания Injective Protocol за $95 тысяч купила у нью-йоркской картинной галереи Taglialatella работу Бэнкси Morons (White) и сожгла ее в прямом эфире. После этого произведение искусства оцифровали и превратили в уникальный виртуальный актив. Едва ли такой подход вызвал восторг у большей части аудитории любителей искусства, но в целом NFT для арт-рынка стали уже почти мейнстримом. Даже старейший в мире аукцион Sotheby’s в октябре 2021 года открыл проект Sotheby’s Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ), который занимается NFT-объектами. Аналогичные проекты открыли и другие топовые галереи, в том числе Pace с проектом PaceVerso и König Gallery с проектом misa.art.