Путь воды
Как цифровизация помогает развивать российское ЖКХ

В цифровизацию ЖКХ вкладывается не только государство, но и бизнес. «Умные» приборы учета и системы аналитики сильно меняют облик отрасли. Рассказываем, что получает бизнес благодаря цифровым решениям.
Зачем цифровизировать ЖКХ
ЖКХ — одна из самых сложных отраслей российской экономики. Исторически здесь сложился целый комплекс проблем: высокий износ фондов, который достигал в 2021 году 70%, убыточность и непрозрачность расчетов. Чтобы решить их, коммунальные предприятия начали передавать в частные руки через концессию: бизнес инвестирует средства в инфраструктуру предприятия и зарабатывает благодаря повышению его эффективности, то есть работает над сокращением потери ресурсов, улучшением энергоэффективности и оптимизацией внутренних процессов. По данным Национального центра государственно-частного партнерства, всего к концу 2022 года частные инвесторы вложили в коммунальную сферу практически триллион рублей — ₽985,2 млрд.
Чтобы повысить управляемость и прозрачность предприятий сферы ЖКХ, а также сократить расходы и потерю ресурсов, государство делает ставку на цифровизацию. В рамках нацпроектов «Цифровая экономика» и «Жилье и комфортная среда» запущен проект «Умный город», он предполагает масштабную цифровизацию отрасли. Среди его основных принципов — технологичность городской инфраструктуры, повышение качества управления городскими ресурсами, комфортная и безопасная среда. Государство выделило на проект ₽13 млрд и планировало наращивать финансирование.
В целом Минстрой оценивал расходы на цифровизацию ЖКХ в ₽375 млрд. При этом государство не готово повышать тарифы и пытается простимулировать компании в сфере ЖКХ к большей инвестпривлекательности и внедрению технологий. Например, в жилых домах и на бизнес-объектах с 2025 года начнут устанавливать «умные» счетчики воды и тепла.
«Цифровизация ЖКХ позволяет наглядно видеть, что происходит на распределенной сети, а также автоматизировать процесс передачи данных с тысяч устройств. Больше не нужно вручную обходить и переписывать показания, — объясняет директор по развитию облачных и инфраструктурных решений «МегаФона» Александр Осипов. — Благодаря передаче данных автоматизируются и все расчетные операции, значительно повышается скорость реакции на аварии, появляется возможность на основе данных прогнозировать ремонт оборудования и контролировать его качество. Все это существенно повышает операционную эффективность участников рынка ЖКХ и удовлетворенность граждан».