До сотворения мира: Пять историй Ипполита Маркелова
Создавать новые формы жизни, управлять животными и даже людьми, даровать бессмертие… может ли это сделать наука? А искусство? Ученому и художнику Ипполиту Маркелову удалось объединить эти подходы — и достичь невозможного. Он рассказал «Цифровому океану» истории…
Об управлении тараканами и балериной
Первые мои работы были связаны с нейротехнологиями. В 2012 году мы — молекулярный биолог, художник, IT-специалист — создали арт-группу 18 Apples.
Наш первый проект назывался Mindcontrolled cyborgroach: мы силой мысли управляли поведением тараканов Blaberus giganteus. С помощью нейроинтерфейса мы подменяли сигнал, благодаря которому эти насекомые осознают, что впереди препятствие. Интересно было следить за реакцией самого биологического объекта: он выступал здесь как «Другой», есть такое философское понятие. Этот «Другой» может вмешиваться и менять ход событий. Спустя какое-то время тараканы начинали понимать на своем базовом уровне, что органы чувств их подводят, и пытались корректировать свое поведение. Так мы перешли от философии управления к взаимодействию.
При работе с насекомыми нельзя отделаться от кафкианской темы. Но, когда проходят страх и отвращение, начинаешь восхищаться архитектоникой их тела, их невероятной красотой. Это такая темная эстетика, как у Ханса Гигера в его «Чужих».
На тараканах мы не остановились. Тема присутствия «Другого» была развита в нашем следующем проекте — Mindcontrolled Mioperformance. Это танец балерины, основанный на идеокинезисе. Так называется направление в современном танце, которое предполагает осознанность каждого движения. Балерину готовила специалист по идеокинезису — замечательный хореограф Наталья Крутилина. В танец был вовлечен «Другой» — моя коллега Люси. Через нейроинтерфейс она подавала четыре ментальные команды, которые соотносились с определенной танцевальной фразой. Перед нами не стояла задача контроля над человеком — важна разница между контролем и дирижированием. Главное — создать цельное аудиовизуальное произведение. На теле балерины размещались электроды, которые могут вызывать миостимуляцию— сокращение мышц. В рамках этого проекта мы протестировали технологии, которые потом с моими коллегами с кафедры биофизики МГУ использовали при разработке прибора, способного помогать парализованным людям.
Девиз арт-группы 18 Apples — Data Infinity Gnosis. Data, то есть единица в бинарной системе 1.0, — наличие и отсутствие информации. Infinity — бесконечность, ее обозначает восьмерка. А Gnosis — яблоко, символ познания.
О создании жизни за семь дней
Мы в арт-группе 18 Apples как люди, обремененные биологическим образованием, всегда задавались вопросом, что такое жизнь. Проект Metabol.A.I. — сценарий недалекого будущего, где искусственный интеллект создает новые формы жизни и контролирует их развитие.
Все началось в 2014 году, когда появилась программа Google DeepDream. Интернет тогда наводнился мордочками психоделического вида — артефактами обучения этой нейросети. А наша нейросеть должна была создать жизнь. Если говорить упрощенно, форма, которую может принимать жизнь, — это клетка. Мы выкачали из открытых источников все возможные на тот момент графические материалы, связанные с биологическим разнообразием клеток. В этой огромной выборке алгоритм компьютерного зрения стал искать общие черты, которыми характеризуются с графической и художественной стороны все формы жизни. А потом мы попросили нейросеть немножко пофантазировать и придумать паттерны, которые, по его мнению, отвечают на запрос, что такое жизнь.