Он был предан Мао
В китайской традиции карп олицетворяет невероятную жизненную силу и упорство. В нём присутствует и божественная сущность: из всех рыб только карп может превратиться в дракона. Для этого ему нужно проплыть вверх по течению реки и подняться по водопаду к Драконьим вратам. Только преодолев эти испытания, можно переродиться и возвыситься. Си Чжунсюня, отца нынешнего главы КНР, не просто так сравнивали с карпом.
Если вы никогда прицельно не интересовались историей Китая, скорее всего, она делится в вашем представлении на два периода. Первый — это многовековая эпоха шёлка и фарфора, всемогущих императоров и седовласых Он был предан Мао мудрецов, эпоха, ассоциирующаяся с величием, красотой и загадочной восточной философией. И второй — краснознамённая Китайская Народная Республика, судьба которой имела много общего с Советским Союзом. А вот как старый Китай превратился в новый, рассказать сможет далеко не каждый. И не удивительно — переходный период занял десятилетия, которые состояли из государственных переворотов, внутренних и внешних войн. Именно на эти сложные годы пришлись детство и юность Си Чжунсюня, впервые попавшего в тюрьму в неполные 15 лет, а при Мао сидевшего неоднократно.
В тюрьме — в коммунисты
Как и многие революционные деятели Китая, Чжунсюнь родился в крестьянской семье. Это был 1913 год. Родные его не бедствовали, но и о каком-то богатстве говорить не приходилось. Несмотря на прилежную учёбу и впечатляющие интеллектуальные задатки, юный Чжунсюнь был не из тех сыновей, глядя на которых родители начинают планировать тихую старость без тревог и невзгод. Уже в 13 лет мальчик вступил в китайский комсомол, а в 15 впервые оказался в тюрьме за участие в революционной деятельности. Именно там, в тесной камере, Си был принят в коммунистическую партию, несмотря на столь юный возраст. Там же он постигал и основы классовой борьбы, перенимая опыт старших товарищей по заключению. Через четыре месяца бунтовщиков освободили, приняв во внимание их малолетство.
Настоящая революционная деятельность Чжунсюня началась с внедрения в ряды правительственных войск и создания парт ячеек. Он постепенно наращивал авторитет и склонял на сторону коммунистов всё больше мирных жителей и военных, поднимая восстания против находящейся у власти партии Гоминьдан. Крестьянское прошлое, несомненно, играло ему на руку: где бы Си ни оказался, он не чурался тяжёлой работы, жил и в шалашах, и в разбитых на горных склонах лагерях.
Между тем в Китае вспыхнула гражданская война. То затухая, то разгораясь, она продлилась больше двух десятилетий, и даже Вторая мировая не смогла её завершить. В ходе войны отдельные регионы Китая переходили под власть коммунистов, возникла даже Китайская Советская Республика, просуществовавшая с 1931 по 1934 год (официальная историография КНР настаивает, что КСР прекратила своё существование лишь в 1937-м). Во главе этого государственного образования встал Мао Цзэдун, тогда впервые получивший в свои руки власть. На контролируемых коммунистами территориях создавались революционные базы, Красная армия защищала эти территории от Гоминьдана, а руководство мирной и военной жизнью брала на себя компартия. Это было время молодых управленцев. Чжунсюню не было и двадцати, когда ему поручили должность секретаря парткома одного из уездов. В 21 год он уже стал председателем.