Артерии Интернета
Отрасль, занимающаяся прокладкой подводного кабеля, пережила свой бум еще во времена доткомов. Теперь крупные интернет-компании предпочитают прокладывать собственные кабели. Тем самым они продвигают прогресс, а также меняют инфраструктуру Интернета в свою пользу.
Когда Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Microsoft 21 сентября объявили о завершении проекта Marea, это стало не просто очередной технологический вехой. С пропускной способностью в 160 Тбит/с и протяженностью в 6605 км это самый мощный кабель такого типа — и первый трансатлантический кабель с тех времен, как лопнул пузырь доткомов. Поэтому он является символом отрасли в переходном периоде: эпоха подводного кабеля только началась.
Передача данных на глубине 8000 метров
Подводный кабель уже 20 лет определяет форму и качество интернет-соединения. 99% всех международных потоков данных и 90% всех пакетов данных в целом на своем пути как минимум один раз проходит через оптоволокно, проложенное по морскому дну. Так будет и дальше: если дело касается больших расстояний, преодолеваемых по воде, то альтернативы подводному кабелю пока нет. Хотя это и требует огромных технических и финансовых вложений — стоимость кабеля исчисляется сотнями миллионов долларов США, проектирование и конструкторские изыскания длятся не менее трех лет, и ежегодно тратятся миллионы на техническое обслуживание, модернизацию и ремонт. Тем не менее это решение почти всегда оказывается дешевле, надежнее, гибче и, прежде всего, гораздо эффективнее, чем передача сигнала по спутниковой связи. Быстрее и дешевле только наземный кабель — например, между Европой, Ближним Востоком и Азией.
Для сравнения: самые производительные спутники (Highthroughput, или HTS) характеризуются пропускной способностью в 500 Гбит/с. Это 0,03% производительности кабеля Marea при более высокой стоимости, меньшей гибкости и вдвое большем времени отклика (латентность 140 мс против 60 мс). Так что в ближайшем обозримом будущем спутники — это только план B для областей, которые пока невозможно охватить по-другому, и для обеспечения специализированной связи, например, в судоходстве. Но это и не входит в задачи, выполняемые подводным кабелем: он является единственным средством обеспечения интернет-соединения, которое гарантирует высокую пропускную способность при достаточной надежности. Этот факт привлекает крупных интернет-провайдеров, чьи вычислительные центры становятся настоящими драйверами роста полосы пропускания. И именно они представляют собой причину роста инвестиций в прокладку подводных кабелей.
20 000 километров под водой
В настоящее время около 430 кабельных систем с общей протяженностью 1,1 млн км пролегают по морскому дну. Многие из этих линий имеют протяженность сотни километров. Другие охватывают почти весь земной шар. Кстати, еще пять лет назад насчитывалось всего 150 таких систем.
В 2013 году начался новый бум прокладки кабелей, после того как со времен заката эпохи доткомов и банкротства многих компаний, специализировавшихся на монтажных работах, еще долго занимались только расширением старых кабельных систем. С 2016 года рынок стал по-настоящему привлекательным. За год было проложено 100 000 км новых кабелей — годом ранее этот показатель составлял 21 000 км. И тенденция должна сохраниться: до 2020 года планируется построить 33 новые системы — в первую очередь между Китаем, США, Австралией, Индией и Юго-Восточной Азией.
Морской кабель — это артерия Интернета. За исключением времен раздувания пузырей в этой отрасли линии прокладывались там, где требуется высокая пропускная способность. Мы живем в эпоху быстрых изменений — меняется и физическая структура Интернета. «Отдельные компании могут оказать большое влияние на спрос», — говорит специалист по подводным кабельным линиям Алан Молдин из компании TeleGeography. Новые приложения, географическое расположение центров обработки данных и новые сетевые топологии могут изменить потоки данных по всему миру. Чтобы застраховаться от подобных колебаний, такие компании, как Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Amazon, Google, Microsoft и Tencent, стремятся к обретению большего контроля и права голоса в отношении проектирования, маршрутов и размещения точек соединения кабельных линий на суше.
Так что собственный кабель может обеспечить их потребности в пропускной способности и надежности, а также попутно вернуть к жизни заброшенный рынок.
Неутолимый голод
Каждые два года мировая потребность в ширине полосы пропускания удваивается. В первую очередь рост определяют облачные вычисления и трафик между центрами обработки данных, а не Интернет вещей или Netflix, как это часто утверждается (они определяют прежде всего локальный трафик). Но с ростом центров обработки данных изменяется и структура потребности в данных. Здесь более ярко проявляются географические различия. Меняющиеся потребители кабельных систем также могут предъявлять совершенно разные требования к технологии подключения, доступности и цене. Кабель, проложенный во времена доткомов, не может удовлетворять эти требования. Ресурс дооснащения уже исчерпан. Поэтому сейчас прокладываются новые линии, такие как Marea.
Специалист по подводным кабельным линиям Молдин подсчитал, что важные линии, пролегающие по дну Атлантического и Тихого океанов, могут быть перегружены уже через пять лет. Если до этого времени не проложить достаточно кабеля, то существует угроза возникновения «узких мест» в трафике, сбоев и нестабильности. А если возникнет проблема, когда важный кабель выйдет из строя из-за того, что какой-нибудь рыбак зайдет в запретную зону, или якорь вырвет кабель из грунта? Между прочим, как показывают исследования, акулы не имеют отношения к повреждениям кабеля. А вот охрана окружающей среды — это больной вопрос для отрасли.