Париться правильно
Перед всеми видами отдыха у бани есть бесспорное преимущество. После нее сразу виден результат: мы чистые. Конечно, результат в широком смысле можно предъявить и после лыжной прогулки (бодрость), и после дружного застолья (сытость), и после просмотра фильма (впечатления).
Но в отличие от бани, эти результаты нельзя потрогать. А свежую кожу, шелковые волосы, ожившие пяточки — можно: вот они, тут как тут.
Баня — институт старинный. Но с годами он не просто не уходит в архив, а успешно преображается в контексте времени и места. Я, например, — поклонница бани городской. Однажды я даже праздновала день рождения в бане, и имела в виду при этом не cауну и отдельный кабинет с персональными креветками — а общую помывочную, парную, душевые и зеленый чай.
Девичник мой в буквальном смысле плавал в счастье, руля шайками, вздымая паруса простыней, теряя друг друга из виду в пару — и сбиваясь русалочьей стайкой в квадратной ледяной купели. Еще бы — все мы чувствовали себя частью одной стихии, хранительницами тайн вечной молодости и здоровья. Немаловажно и то, что все оказывались постоянно заняты — мочалками, скрабами, масками.
Телесная нагота в бане не имеет ничего общего с сексуальной или эротической провокацией
Баня в этом случае идеальный аниматор, то есть, согласно определению, «тот, кто воодушевляет участников мероприятия на деятельное участие в нем» — если, конечно, это понятие применимо к компании взрослых… Впрочем, взрослых ли?
Открытые телесно и душевно, доверчивые, в бане мы блаженно нащупываем тот образ себя-ребенка, с которым так непросто встретиться в суетливой регламентированной жизни мегаполиса.
Как не стыдно
Много лет назад, впервые прилетев в Амстердам, мы с мужем попали в городские бани. Друзья-голландцы прямо с них начали знакомить нас с культурой. Бани в Амстердаме — масштабное сооружение с несколькими бассейнами, я уже не говорю о бесконечном количестве парных, хаммамов, саун и массажных кабинетов. И мужчины, и женщины перемещаются по территории в чем мать родила, компаниями, парами, семьями… Смущались только мы с мужем.
Но напрасно — никого, судя по всему, обнаженность не волновала, хотя, по нашим представлениям, должна была волновать. И только позднее, вкусив медитативную прелесть коллективной помывки, я убедилась в правоте европейцев.