Как избежать появления бесчувственных монстров

СНОБПсихология

Галия Нигметжанова, Светлана Кривцова: Без сердца и тормозов

Студент Бауманки убил свою бывшую девушку и в подробностях рассказал об этом в соцсетях. Психологи Галия Нигметжанова и Светлана Кривцова — о том, как избежать появления бесчувственных монстров

Беседовала Анна Алексеева

Жестокое убийство и последовавшее за этим признание, выложенное в соцсети, вызвало широкую дискуссию. Многие жалеют студента и во всем винят его подругу. Почему?

Галия Нигметжанова: В России традиционно ответственность за конфликты в отношениях между мужчиной и женщиной возлагается на женщину: расстались — значит, женщина не удержала, изнасиловали — девушка дала повод, вела себя провокационно и т. д. И это перекладывание вины на женщину не зависит от тяжести совершенного мужчиной преступления.

Светлана Кривцова: Это давным-давно описанная в социологии история маскулинного общества.

Можно ли сказать, что в нашем обществе произошла девальвация сочувствия?

Светлана Кривцова: Общая изоляция, отчуждение и безразличие к чужим страданиям — особенность нашего времени, однако не все равнодушные становятся убийцами и некрофилами. Хроническое отсутствие эмпатии по большей части результат родительского воспитания. Сегодня люди с дефицитом эмпатии могут открыто о себе заявлять, и это не осуждается обществом, потому что никому ни до кого нет дела. Разумеется, пока ситуация не коснется кого-то лично.

Галия Нигметжанова: Хочу добавить, что СМИ и реклама формируют у подрастающего поколения идею: ты этого достоин — правда, непонятно, на каком основании. Ты этого достоин, поэтому бери. Если у тебя что-то не сложилось в отношениях, заполучи это любым способом.

Сразу же после появления новости об убийстве в соцсетях появились тематические фанатские группы. Чем объяснить такой бурный интерес? И есть ли в этом что-то новое?

Галия Нигметжанова: Похожая история с убийством была и в моем детстве. В советское время не было интернета, информация распространялась не так быстро, более того, даже в прессе об этом не писали. Все было на уровне слухов. Однако общество всколыхнулось, появились фан-клубы, которые поддерживали одну из сторон конфликта. Любой переход за границу допустимого вызывает грандиозный интерес. Так было всегда, просто раньше люди обсуждали это на кухнях. Когда мы открываем соцсети и видим, что там только и говорят об этом убийстве, — это как если бы в советское время мы забрались во все кухни сразу и услышали, о чем там говорят.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении