Борис Зарьков: «Успешные люди не позволяют стереотипам управлять своей жизнью»
Мы взяли первое совместное интервью у Бориса Зарькова и его жены Ирины, чтобы узнать, как они познакомились, зачем начали работать вместе, почему любят побеждать и как шаблоны мешают развиваться.
Когда вы впервые подумали, что нужно заняться ресторанным бизнесом?
Борис: Первый ресторан я открыл в 2003 году. Правда, это был неудачный опыт.
Что это был за ресторан?
Б:«Пуазон».
Почему неудачный?
Б: Я совершил несколько ошибок, которые делают все начинающие предприниматели. Больше я их не повторял.Проблема была в том, что первый ресторан я открывал не как бизнес. Для меня это был источник серотонина, гормона признания и уважения. Я хотел потешить самолюбие.
Но ведь желание создавать грандиозные проекты осталось?
Б: Все хотят чего-то грандиозного. Просто не все знают, как этого достичь. Вначале должна быть большая идея.
С одной стороны, да. Но если мы понимаем большую идею как стремление создавать что-то инновационное и прорывное, то далеко не всем это нужно. Кто-то придерживается проверенных старых схем.
Б: Возможно, но есть глобальная причина заниматься именно прорывными проектами. 70 000 лет назад случилась когнитивная революция, потом аграрная, затем индустриальная, сейчас наступило время цифровой трансформации. И это эпоха масштабных изменений, которые происходят повсеместно. Меняется продукция, меняются условия, меняется маркетинг, меняется менеджмент. В условиях постоянной трансформации создавать то, что уже есть у всех, – значит заведомо отставать. У каждого из нас есть выбор: или догонять изменения и адаптироваться к ним, или создавать эти трансформации самостоятельно. А создавать изменения – это создавать новые продукты. Я хочу заниматься этим.
Ирина: Меняющиеся маркетинг и менеджмент требуют трансформации и от нас. Потому что сейчас бизнес во многом зависит от коммуникации и связей с общественностью. В White Rabbit Family этим занимаюсь я. Недостаточно просто кормить людей, надо создавать у них правильный образ бренда и поддерживать лояльность на высоком уровне, появляться во всевозможных рейтингах, устраивать съемки и интервью для поваров, информировать СМИ и клиентов обо всех новинках и достижениях.
Б: Интересно менять мир самим. Как это делают, например, Bvlgari. Они не стали ждать, пока в моду войдут тонкие часы. Выпустив Bvlgari Octo, они задали новый тренд и навязали всем борьбу
Как к вам приходят инновационные решения?
Б: В моей голове, как и у любого другого человека, есть своя матрица иллюзорного мира. И там появляются фигуры, которые говорят: «А давай-ка ты сейчас станешь великим», «Давай откроешь что-то крутое». И мозг такой: «Да, давай». Ему это нужно исключительно для того, чтобы получать гормоны счастья, нейромедиаторы. По большому счету наш мозг – наркоман, который все время хочет кайфовать. Он ставит цели, а сознание задается вопросом: «Как бы нам этого достичь?» И тогда мы начинаем рефлексировать, вспоминать, что и где нам понравилось из того, что мы видели. Затем мы думаем, как увиденное адаптировать к нашему контексту, к нашей среде, к нашим клиентам.
То есть вы говорите о том, что какие-то идеи копируете?
Б: Глобально все люди в каком-то смысле что-то копируют. На одном из мероприятий World’s 50 Best Restaurants владелец ресторана El Celler de Can Roca в Жироне (один из братьев Рока) вышел и сказал: «Ребята, мы все копируем, это нормально!» Он рассказал, что, когда был в Москве, попробовал суп из раков приготовления Владимира Мухина, и теперь они будут на ферме в Испании выращивать раков, чтобы у них в меню тоже появилось такое блюдо. Я с ним согласен в том, что это абсолютно нормально. Если бы мы ничего не копировали, так и жили бы в пещере.
Возьмем идею ресторана «Сахалин». Вы рассказывали, что на его создание вас вдохновила Ирина. Это правда?
Б: Как-то я ее спросил: «Какой надо делать ресторан?» Она сказала: «Слушай, все эти рестораны, куда можно приходить в кроссовках, джинсах и футболках, — это прекрасно. Но они уничтожили фактически весь Fine Dining и вечерний люкс. Нам нужен ресторан-праздник, ресторан-выход».
И: Борис мне, конечно, немного льстит. Он все решения, которые касаются бизнеса, принимает сам. Все идеи — его. Но я действительно намекнула ему, что в Москве «некуда сходить». Мы часто в пятницу идем куда-то с подругами. И нам хочется надеть красивые платья, взять с собой фотографа, устроить праздник. А вокруг одни рестораны с деревянными скамейками и железными столами. Они, безусловно, классные, мы любим и такой формат, но нарядного ресторана с вкусной кухней не было. Остались разве что какие-то старые пережитки нулевых, но в такие заведения никто не ходит.