Биохакинг на экспорт: как запустить медицинский бизнес на постсоветском пространстве
Часто российские компании, настроенные на международное развитие, начинают свою экспансию с ближнего зарубежья. Для медицинского бизнеса это может быть особенно актуально из-за сходства законодательства и отраслевых регуляторных требований. Но сложности могут возникнуть и там. Об особенностях развития сети клиник в СНГ рассказывает в колонке для Forbes сооснователь сети клиник биохакинга Biorise, которая за два года работы по франшизе запустила сеть клиник в Казахстане, Армении и Киргизии.
Какие медицинские франшизы развиваются за рубежом
Рынок франчайзинга в России растет, и больше половины его объема сегодня занимают франшизы в сфере услуг. В частности, востребованы франшизы, связанные со здоровьем: как классические клиники, так и проекты в области профилактической медицины и биохакинга.
В СНГ быстрее всего развиваются два направления. Первое — лабораторные исследования (например, «Инвитро» в Казахстане и Армении, и «Гемотест», который развивает франшизу в Казахстане и Кыргызстане). Второе направление — франшизы IV-терапии (внутривенной терапии). Это медцентры, которые предлагают иммунные и энергетические бустеры, лечение похмелья, борьбу со стрессом и с ожирением, а также омоложение.
Работают такие франшизы по всему миру приблизительно одинаково. Потенциальный франчайзи может выбрать из нескольких пакетов, например, IV-терапии в существующую медицинскую организацию, чтобы расширить спектр ее услуг. В Евросоюзе и Великобритании есть практика, когда франчайзи создают мобильных операторов IV-терапии, чтобы делать разные процедуры дома или в офисе у клиентов, что снижает затраты на открытие франшизы.
Цена запуска франшизной точки сбора анализов зависит от конкретной компании и населенного пункта, где появится новая лаборатория. Например, у «Гемотеста» стартовый взнос начинается от 2,2 млн рублей (для лайт-версии 200 000 рублей), роялти — 0,36%, паушальный взнос — от 100 000 рублей. Стоимость открытия клиники биохакинга варьируется от 1 млн до 10 млн рублей за паушальный взнос. В зарубежных франшизах цены выше, но ненамного. Например, у американского бренда The DripBar франшиза стоит $55 000, роялти составляет 7%.
Появляются за рубежом и российские многопрофильные и узкопрофильные клиники — например, стоматологические. В том числе они открываются в странах СНГ. Например, медцентр «Чайка» в 2023 году появился в Грузии, а в начале 2024 года — в Армении. Такие клиники, как правило, выходят за рубеж не по франшизе.
Что нужно знать, запуская медицинскую франшизу в СНГ
Во-первых, вам придется вложиться в обучение будущих сотрудников. Любая франшиза предполагает подготовку франчайзи, а в медицинской сфере это особенно важно. Крупные франшизы обязательно проводят обучение не только общим принципам ведения конкретного бизнеса, но и работе с продуктами, в том числе для сотрудников: медсестер, терапевтов. Так как в странах СНГ русский язык широко распространен, это дает большое преимущество для компаний из России. Кроме того, сама система медицинского образования в СНГ во многом выходит из советской школы, поэтому медики из стран содружества обычно легко находят общий язык.
Во-вторых, вам необходимо детально изучить условия получения медицинской лицензии. Для медицинских организаций существуют законодательные акты, регламентирующие требования к помещениям, работе врачей, содержанию сайта. Например, врачи должны иметь не только диплом о высшем образовании, но и сертификат на осуществление деятельности в клинике. Еще и по этой причине компании, продающие медицинские франшизы, проводят обучение и внутреннюю сертификацию своих специалистов. Соответственно, для получения лицензии в странах СНГ владельцу франшизы необходимо организовать полноценную профессиональную переподготовку медперсонала с прохождением экзамена и получением диплома гособразца.