Перегрелись: зачем останавливать глобальное потепление, если оно уже наступило
Температура на Земле уже 12 месяцев держится на 1,5 градуса выше, чем 200 лет назад, когда уголь и нефть еще не были главным топливом человечества. На этом фоне желание притормозить глобальное потепление выглядит пустой тратой времени. О том, как бороться с изменением климата, когда оно уже наступило, в своей колонке для Forbes рассуждает научный журналист и консультант по стратегическим коммуникациям Ольга Добровидова.
«Абсолютно ошеломляюще безумные» (absolutely gobsmackingly bananas), — так назвал в соцсети X (ранее Twitter; соцсеть заблокирована в России) средние температуры на планете в сентябре 2023 года американский климатолог Зик Хаусфазер. Именно в тот месяц они были в среднем на 1,8 градуса выше уровня доиндустриального периода (1850-1900-х годов). Но научная работа идет небыстро, поэтому только сейчас Хаусфазер с коллегами предлагает научному сообществу обсудить в декабре 2024 года «загадку аномальных температур 2023 года» на специальной сессии ежегодной конференции Американского геофизического союза.
К сожалению, тема «аномалий» в обозримом будущем вряд ли потеряет актуальность. Служба климатического мониторинга ЕС Copernicus в начале июля сообщила: предыдущие 12 месяцев, с лета 2023 года, средняя температура планеты стабильно была не менее чем на 1,5 градуса выше показателя середины XIX века. Так, в сентябре, как заметил Хаусфазер, превышение составило 1,8 градуса, а в январе 2024-го — 1,66 градуса.
Несмотря на тревогу в научных кругах, на международных переговорах ООН по проблеме изменения климата все как будто идет своим чередом — очень медленно и без оглядки на происходящее буквально за окном. С начала 1990-х представители почти 200 стран каждый год собираются, чтобы обсудить, как противостоять грядущей климатической угрозе. Угроза эта — не только потепление, но и увеличение числа засух, наводнений и других опасных погодных явлений, подъем уровня океана, таяние ледников, исчезновение видов и много других рисков для выживания homo sapiens. В 2015 году в Париже участники переговоров выработали соглашение, цель которого удержать изменение климата в этом веке в сколько-нибудь приемлемых пределах. Ученые подсказали переговорщикам, что такие пределы — это менее двух градусов Цельсия, а еще лучше — те самые 1,5 градуса.
Последние переговоры проходили в «нефтяном» Дубае в 2023 году. Страны договорились уходить от использования ископаемого топлива: теоретически это стоило сделать еще 30 лет назад, но на практике напрямую связать нефть, газ и уголь с изменением климата в политических, а не научных документах оказалось очень сложно. Сложности эти никуда не делись: в этом году переговоры принимает столица еще одного государства, чье благополучие связано с нефтью, — Баку. И президент Азербайджана Ильхам Алиев успел публично выступить в защиту инвестиций в нефтегазовый сектор.
При этом, согласно последнему докладу Межправительственной группы экспертов по вопросам изменения климата (МГЭИК) — это самое авторитетное профильное сообщество научных экспертов, — даже существующей инфраструктуры нефтегазового сектора достаточно, чтобы человечество с треском провалило цель ограничить глобальное потепление 1,5 градуса.
И здесь можно задаться вопросом: учитывая скорость изменения климата и переговоров политиков, а не провалена ли миссия по спасению планеты? Может быть, избежать опасного потепления, как предполагают Парижское соглашение и другие международные документы, уже не удастся?
Ответ на оба этих вопроса: «Нет». Во-первых, «миссия 1,5 градуса» не провалена, во-вторых, избежать опасного потепления уже не удастся. Но парадокс двух «нет» здесь только видимый.