Софья Эрнст
Актриса Софья Эрнст дебютировала как креативный продюсер. Ее авторская ТВ-программа «Играем свадьбу» — мэтч тревел-шоу и свадебного гида по традициям регионов России на Первом канале — стала хитом эфира. Синтез народных традиций и современной культуры оказался супертрендом — и вот Софья с продюсером Юлией Журавлевой (кстати, экс-стилистом журнала «Собака.ru») уже открывает ДК «Исток» (к сожалению, только в Москве, а не на исторической родине Софьи Павловны в Петербурге!). Сначала деятели из ДК «Исток» устроили выставку-блокбастер «Русская свадьба» во Всероссийском музее декоративного искусства, затем — резиденцию на выставке «Россия» на ВДНХ, где фольклорные мастер-классы собирали толпы. И там же по всем правилам поженили 48 пар, завершив поп-ап ДК фееричным фестивалем «Деревня Московская», где сошлись ансамбль бабушек «Воля», Хаски и певица Линда.
Осенью ДК «Исток» обретет прописку на Большой Никитской. Что ж, считаем, при этом доме культуры просто необходимо свадебное агентство. Только хардкор фольклор!
Преисполнившись, мы с Софьей отправились в фольклорную экспедицию в подмосковную деревню Святогорово и узнали всё о русских слепнях кодах.
Как фольклор и промыслы стали супертрендом
Ровно десять лет назад мы снимали тебя для нашего сентябрьского номера, и в фотосессии на тему русской сказки на обложке ты, Софья Павловна, была с аленьким цветочком. И вот этой осенью в центре Москвы ты открываешь ДК «Исток» — целую экосистему проектов по развитию и распространению русской народной культуры.
Что и говорить, «Собака.ru» — журнал-пророк! Да, мы с командой задумали сделать пространство для выставок, концертов, лекций по изучению корневых смыслов и понимания своей идентичности — назовем это так. Планируем кафе, книжный магазин с изданиями об этнографии и деревянном зодчестве, коллаборации с дизайнерами на тему русского культурного кода. Но чтобы рассказать, откуда взялась эта идея, нужно начать очень издалека.
Так, ну я устроилась поудобнее.
Я всегда обожала ремесленные изделия и артефакты народной культуры. Думаю, мне передалось это от бабушки, Натальи Ростиславовны, которая брала всего руководящего: кружавчики, бисер, вязание. Хотя у нее лютый артрит и пальцы уже скрючены, она с удовольствием вышивает и переделывает вещи, более того, любит отыскать что-то в секонд-хенде и подогнать это под себя: перелицевать, отрезать, пришить кружавчики.
То есть бабушка занималась апсайклингом и кастомизацией до того, как миллениалы придумали этому название.
Точно! Появляются новые слова, но суть не меняется. Приданое русские крестьянки собирали с детства, часто оно передавалось по наследству, поэтому вещи из сундуков приходилось подгонять по размерам: в этнографических музеях можно увидеть надставленные или укороченные подолы юбок, переделанные бретели сарафанов, пришитые на видное место лоскуточки дорогой ткани — пэчворк как он есть. Кстати, бабушка с самого моего детства показывала мне ящик, где лежит одежда, приготовленная для ее похорон, — это тоже важная народная традиция. И Слава Богу, бабушка жива!
Так вот, я люблю все плетеное, расшитое, связанное и всегда тащила винтаж и рукоделие из поездок по миру. На ремесло сейчас огромный тренд в дизайне и моде: итальянцы Bottega Veneta продвигают фирменную плетенку из кожи, которую делают их мастера. Испанцы Loewe по-настоящему воспевают ручной труд. Американский бренд Bode делает жакеты из старых стеганых одеял и рубашки из скатертей. Наконец-то и у нас появляются дизайнеры, которые не косплеят, а переосмысляют русские коды — винтажные кружева превращаются в одежду Atelier Odor. Старинные вышивки на рушниках и скатертях прабабушек становятся корсетами и платьями в руках Леши Бабанина. Юханн Никадимус делает головные уборы по старинным технологиям, например шитые речным жемчугом.
Я всегда удивлялась, почему в палатках с сувенирной продукцией наших промыслов мне особенно ничего не хотелось купить, не отзывалась эта продукция душе. Только потом, занявшись вопросом вплотную, я поняла, что в советское время народная культура превратилась в массовую, ремесло умирало, фабрики выпускали продукцию не для любви, а для галочки, чтобы отчитаться в плане и точке. Меня дико радует возвращение запроса на ручной труд и то, что молодые дизайнеры стали делать коллекции с Гжелью, вологодскими кружевами, ростовской финифтью, тульскими хрустальными. Что удивительно, на рубеже XX века княгиня Тенишева в селе Талашкино, где она хотела устроить центр просветительства и возрождения традиционной народной национальной культуры, и промышленник-меценат Савва Мамантов и его абрамцевский кружок модернистов, когда художники Врубель, Серов, Васнецов, Коровин обратились к фольклорным темам.
И за это им прилетело: мол, фантазии злят на тему народного искусства не передают и не сохраняют коды, а насаждают исключительно художественный вымысел.
Это как Александру Сергеевичу выкатывать претензию, что он записал подлинный фольклор из книг, а имя свое поставил. Кто отвечать будет, Пушкин? Творчество — всегда фантазия на тему. Сохранением наследия занимаются ученые-этнографы, а мне интересна актуализация. Собственно, ДК «Исток», который мы открываем, как раз про это. Мы же современные люди и не можем жить в прошлом, только в настоящем. Интересно вдохновиться базой, но пропустить ее через тренды, багаж своих знаний, умений, вкусов, представлений о прекрасном и какого-то художественного дара, все это соединить и выдать что-то новое.
Это сейчас мы видим большой тренд на народную культуру. А в начале 2000-х все искали дворянские корни, заказывали родословные от Рюрика, устраивали балы дебютанток и реконструкции торжеств времен Наполеоновских войн. Как ты думаешь, почему взят новый вектор “O, rus!”?
Культура балов — это все-таки жизнь придворных, которые после петровских реформ взяли курс на западную культуру. Ну согласись, странно, когда элита страны говорит на французском языке, как это было принято в России с середины XVIII века. Однако какие-то традиции допетровских времен сохранились именно в деревнях, где уклад жизни особенно не изменился. И вот эта ниточка памяти тянулась веками, даже в советский период она не оборвалась. Сейчас мы переживаем болезненный процесс разрыва отношений с Западом. И когда ты отворачиваешься или изолирован от привычных якорей, то невольно ищешь, а что своего у тебя есть, кроме этих привнесенных ценностей.
Кстати, вспомни про мощный косплей — костюмированный бал 1903 года в Петербурге (грандиозный маскарад в Зимнем дворце, посвященный 290-летию правления Дома Романовых, где знать империи было предписано появиться в специально сшитых к событию исторических костюмах допетровских времен, один из последних императорских балов. — Прим. ред.). Думаю, желание припасть к корням особенно сильно во времена турбулентности: когда трясет, судит и выносит, то хочется заземлиться.
И ты заземлилась на ТВ!
Да! Мой драгоценный супруг Константин, наблюдая, как я собираю огромное количество папочек, закладочек и альбомов на тему народной русской культуры, года два назад мне сказал, что самое время сделать программу про фольклор. Он, конечно, абсолютно гениальный человек, который всегда чувствует приближение тренда. Я не знаю, как он это делает.