Финифть: мир в стиле мини
Через скипидар и клубы пыли — к настоящим шедеврам в миниатюре можно прийти только так. Вот такой он, не самый простой, но однозначно стоящий эффектного результата труд финифтянщика

Когда речь заходит о Ростове Великом, возникают три ассоциации: Ростовский кремль, ростовский колокольный звон и ростовская финифть. Первый увековечен во многих фильмах, снятых в этом городе (вспомните хотя бы «Иван Васильевич меняет профессию»), о втором нет смысла говорить, его надо слушать... А вот про третью известно до обидного мало. Ведь финифть — это не только женские украшения и шкатулки, но и портреты, пейзажи, драгоценные вставки на книгах и посуде и, конечно, иконы. Чтобы узнать побольше о тонкостях древнего ремесла, о кропотливой работе и творчестве, о жизни в небольшом российском городе, мы отправились в гости к художнику — мастеру в технике «ростовская финифть» Светлане Кичковой.


Наше знакомство состоялось за чашкой чая в доме у Светланы и ее дружной семьи. Большой деревянный дом наполнен уютом, теплом и светом. Здесь чувствуешь себя желанным гостем, даже если познакомился с хозяевами лишь несколько минут назад. Все открыты, доброжелательны, улыбчивы. Такое впечатление, что даже кот рад гостям. А тут еще чай с домашним вареньем и пирожками, которые напекла мама Светланы. Как же вкусно! Ну а после чая, как и положено, экскурсия по дому. Это гордость семьи: Светлана с мужем сама придумывала проект, тут многое сделано своими руками. Украшают дом работы хозяйки, рисунки детей. Чувствуется, что в семье творческая атмосфера. Мы проходим в мастерскую Светланы — ее рабочее место. Здесь чистота и строгость, никак не соответствующие расхожим представлениям о творческом беспорядке, присущем мастерской художника. Почему так?

Иконы, выходящие «из-под пера» Светланы, впечатляют гармонией цвета и необыкновенной прозрачностью ликов


Оказывается, пыль — главный враг финифтянщика: при обжиге пластины мельчайшие частички создают «шевеление», и возникают некрасивые цветовые разводы, способные испортить вещь. Поэтому Светлана не только все инструменты, кисточки, краски убирает по ящичкам-баночкам-коробочкам, но и перед обжигом внимательно просматривает свою работу и тонюсенькой кисточкой выбирает все пылинки. Не удивляйтесь обилию уменьшительных суфиксов: миниатюра как жанр требует мелких и тонких инструментов. Палитра умещается на небольшом стеклышке, краски меряются граммами. Художники, бывает, используют лупу и пишут специальными кисточками. Их Светлана готовит к работе вручную: из профессиональных специальным череночком выщипывает те волоски, которые вставлены наоборот (не острым, а тупым концом волоса кверху). А еще мы выясняем, что только подготовка пластины-основы к работе занимает два дня и требует обжига для каждой стороны. И тут понимаешь: чтобы состояться в профессии художника по эмали, нужно помимо таланта фантастическое терпение.