Мария Орлова: «Чтение – это в первую очередь удовольствие»
Эксперт в области современной детской и подростковой литературы, куратор программы «БДФ Книга» Большого Детского фестиваля Мария Орлова рассказала GRAZIA, как привить ребенку любовь к чтению и что не обязательно расти на классике.
На вопрос, зачем вы хотите, чтобы ваши дети читали, родители обычно говорят о расширении кругозора, словарного запаса и т. д. Но сейчас вокруг нас и детей огромное количество источников, из которых получить информацию проще и быстрее. Ключ же к любви к чтению в том, чтобы не относиться к книге утилитарно и помнить, что чтение – в первую очередь удовольствие, источник эмоций. Поэтому важно выбирать вместе с детьми не только книги для чтения, но и место и время для этого процесса. Совсем разные вещи – читать книгу на пикнике и вместе хохотать или уютно устроиться перед сном, обсуждая события в жизни героя и вашей семьи, и читать по приказу, на время, в качестве наказания или на скорость.
Также важно помнить, что все же главный навык, который дает чтение, – это возможность понимать чувства другого человека и самого себя, проживать новый опыт. Чтение, как ничто другое, развивает те самые софт скиллс, которые так ценны в жизни. Но, как всегда в вопросе эмоций, все очень индивидуально. Ребенок не обязан полюбить чтение или конкретную книгу. И книга не должна нравиться всем, нужно совпасть, а для этого пробовать. И помните, читают не все и не всегда: кто-то любит слушать музыку, кто-то бегать в парке по утрам, и заставлять читать неэффективно.
Как показывает мой опыт, вообще-то малыши очень любят, когда им читают. И если 15–20 лет назад книжек для детей от 0 до 3, кроме условной «Курочки рябы», на рынке практически не было, в 2015 году такие издания уже составляли огромную долю книжного рынка. Ребенок в этом возрасте познает мир, и ему все невероятно интересно. Но это не означает, что вам нужно посадить ребенка, когда ему хочется бегать, ползать, стучать, и начать монотонно читать. Наоборот, рассматривайте вместе книжки с картинками, обсуждайте их с ним, покажите, что там может быть что-то интересное, что книга может подарить яркую эмоцию, переживание. В возрасте 4–6 лет дети также активно слушают, как родители им читают, но уже сами с удовольствием рассматривают книжки и начинают с интересом складывать буквы. В начальной школе происходит самая большая потеря читателей, потому что чтение становится обязательным и часто скучным, дети начинают от книг отдаляться. Для того чтобы вернуть ребенка к литературе, нужно ему показать, что чтение может быть интересным: вместе ходить на книжные ярмарки, в библиотеки, где сейчас постоянно что-то происходит – мастер-классы, творческие встречи с авторами и книжными блогерами.