Как технологии повлияли на карьерное развитие в IT и где искать предсказуемость

РБКБизнес

Андрей Себрант: «В карьере нет заранее известной конечной точки»

Беседовали Юлия Макарова, Людмила Клейменова

Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу сервисов  «Яндекса». Фокусируется в основном на продвижении образовательных продуктов. Профессор ИТМО,  кандидат физико-математических  наук. Эксперт по ИИ, автор телеграм-канала TechSparks

Можно спланировать карьеру на десять лет вперед, но нельзя предугадать, в какой компании ее придется строить, считает директор по стратегическому маркетингу сервисов «Яндекса» Андрей Себрант. В интервью РБК он рассказал, как технологии повлияли на карьерное развитие в IT, где сегодня искать предсказуемость, сколько времени мы проводим на цифровой стороне реальности и что произойдет со средним классом на горизонте десяти лет.

Новая норма: уйти из IT и стать музыкантом

РБК: Как сейчас меняются карьерные траектории в IT и смежных сферах?

А. С.: Меня всегда настораживает слово «траектория». Оно подразумевает, что есть какая-то заданная, заранее известная конечная точка. А зачастую в современном мире такой точки применительно к карьере нет и принципиально быть не может. Потому что ту точку, в которую человек захочет прийти через несколько лет, сейчас просто невозможно вообразить.

РБК: Получается, никаких траекторий больше нет?

А. С.: И это тоже неправильно. Развитие технологий увеличивает вариативность.

Появляется огромное количество нормальных жизненных путей, при которых человек меняет профессию каждые несколько лет. Уходит из IT и становится, например, музыкантом. И это уже более или менее норма.

Однако это не означает, что теперь нет людей, которые знают, с какой должности они уйдут на пенсию. Потому что люди очень разные.

РБК: Разве в новом мире остаются предсказуемые маршруты?

А. С.: Если человек хочет полной предсказуемости, то для него есть как минимум два очевидных пути. Во-первых, работа ученого. Новые инструментарии и новые задачи всегда были в науке, но сама по себе профессиональная деятельность ученого — такая же, как и 50 лет назад. Человек, который хочет стать академиком, спокойно идет по этой траектории: аспирантура, кандидатская, хорошие конференции, 50 публикаций, докторская, звание члена-корреспондента и, наконец, академика.

То же самое с медициной. Никакие годовые онлайн-курсы и буткемпы не сделают из тебя хирурга. Это все равно шесть лет в вузе, потом ординатура, потом ты будешь стоять на вторых ролях у операционного стола. Инструментарий меняется, но подготовка к профессии выглядит так же, как 50 лет назад.

РБК: То есть новые подходы к карьере будут мирно сосуществовать со старыми?

А. С.: Утверждения о том, что одно убьет другое, — очень плохой и неточный штамп. Совсем необязательно все будут непрерывно перескакивать из одной сферы в другую. Конечно, все эти новые варианты с зигзагообразными траекториями бросаются в глаза. Но они не отменяют старые.

Информатика как наука об окружающем мире

РБК: Среди всей этой вариативности можно выделить какой-то главный тренд?

А. С.: Во всем мире медленно, но неизбежно меняется структура экономики. В начале прошлого века было невозможно никому объяснить картинку с нынешним средним классом: люди сидят в офисах и получают за это большие деньги. Рабочие — понятно, крестьяне — понятно, банкиры тоже. Но чтобы целый город сидел в офисах? А едят они, простите, что?

За счет автоматизации промышленного производства число людей, востребованных экономикой, сейчас меньше, чем десятки лет назад. Все так или иначе постоянно смещается в сторону работы с информационными технологиями. И даже в профессиях с консервативными траекториями типа ученого или врача нельзя не быть высококвалифицированным пользователем айтишных продуктов.

IT становится очень междисциплинарной штукой и потихоньку заходит в «классическую» гуманитарную сферу. Дай историку современные технологии машинного зрения, и он сможет прочитать то, что поколения историков до него считали нечитаемым.

РБК: Если цифровые компетенции нужны всем, то их надо давать уже в школе?

А. С.: Конечно. Я считаю, что информатика — это не профориентационная дисциплина. Это наука об окружающем нас мире — как физика, биология, химия. Мы же учим детей физике в школе не для того, чтобы они все потом пошли в большую науку и строили ускорители. А чтобы они просто немножко лучше понимали, например, отчего бывает гроза и почему машина не может мгновенно затормозить.

Мы проводим на цифровой стороне нашего мира не меньше времени, чем в мире материальном. Поэтому информатика или цифровая грамотность — как ее ни называй — это обучение законам той действительности, того окружающего мира, в котором мы живем.

РБК: Какие именно блоки знаний о цифровом мире должны быть в школьной программе?

А. С.: Школьникам не надо подробно рассказывать, как устроен процессор. Устройство процессора важно только тем, кто потом пойдет в глубокое IT.

Но нужно давать все, связанное с безопасностью в интернете, базовыми сервисами, практическими навыками. Школьнику больше пригодится правильный навык работы с камерой телефона, чем знание о том, как там устроена матрица.

Курсы, вузы и стартап вместо диплома

РБК: Допустим, человек все-таки выбрал IT или смежные направления как сферу своих профессиональных интересов. Как здесь меняются подходы к профессиональному обучению? Нужно все-таки вузовское образование или обойдемся онлайн-курсами?

А. С.: Развитием технологий в «Яндексе» долгое время занимался человек, который окончил театральный институт (бывший топ-менеджер компании Григорий Бакунов, окончил Свердловский театральный институт. — РБК). Он пользовался непререкаемым авторитетом у программистов, окончивших профильные институты, аспирантуры и так далее.

Все важные курсы, причем мирового класса, есть в интернете. Но люди, повторюсь, разные. Часть из них действительно обладает такой самодисциплиной, чтобы учиться самостоятельно. Но большинству не хватает дисциплины и мотивации. В этом главная проблема Coursera и вообще любых видеокурсов: люди их бросают, не доходят до конца.

При этом сама по себе деятельность становится все более сложной. Совсем без подготовки начать что-то делать трудно. И платформы вроде Skillbox, «Практикума» и тому подобных — это история про сокращение времени. Прийти в профессию, начать зарабатывать деньги можно без четырех или шести лет обучения. Но если ты хочешь совершенствоваться, расти как профессионал, все равно придется много учиться.

РБК: Но необязательно в вузе?

А. С.: Необязательно. Тем более вузы просто не успевают за развитием рынка. Поэтому внутри больших компаний, таких как «Сбер», МТС или Т-Банк, есть собственные системы обучения. Хотя в хороших вузах налажено сотрудничество с людьми из практики, из крупного бизнеса.

Недавно я сидел на защите дипломов в ИТМО, и там вместо классических дипломных работ выпускники показывали свои стартапы. Последние два-три года они не учились в традиционном понимании этого слова, а пилили свой промышленный стартап в области логистики, например.

При этом у ребят все нормально с фундаментальными знаниями. Когда им чего-то не хватало, они всегда могли послушать то, что нужно, потому что находились внутри ИТМО.

Ментор от скуки и позавчерашние знания

РБК: Про фундаментальное образование часто говорят, что его главная задача и ценность — научить человека думать, сформировать системное мышление. Эту систему можно как-то хакнуть? То есть научиться думать без фундаментального вузовского образования?

А. С.: В принципе можно себя замучить так же, как студентов мучают на первых курсах физтеха, который я оканчивал. Выпускники физтеха сейчас кем только не работают. Куда ни глянь, везде наши — банкиры, финансисты, управленцы. Они до сих пор радуются, что изучали теоретическую физику, потому что это научило их думать.

Сейчас все боятся, что на экзаменах будут пользоваться «Гуглом». Когда я учился в физтехе, интернета не было, но на экзамен разрешалось приносить любые книги. Тебя никто не спрашивал, что в этих книгах. Задавали вопросы, которые требовали подумать над теоремами и доказательствами.

Умение думать — это навык, который дается только практикой. Тренировать его вне среды экзаменов, зачетов, здорового соревнования с одногруппниками очень-очень сложно. Надо себя заставлять самому, а в вузе тебя заставляет система. Поэтому, как бы дико это ни звучало, фундаментальное образование — это шорткат к умению думать.

РБК: Как сейчас учатся управленцы в IT?

А. С.: Я не верю, что здесь есть универсальный ответ. Но вспомним науку. Когда ты становишься ученым — защитил диссертацию, тебя знают в твоей области, — ты почти перестаешь следить за литературой, как раньше. Пока ты студент, другого варианта нет: «А вдруг я что-то пропущу? Надо все читать». А так ты уже знаешь тех трех-четырех человек, которые реально что-то меняют в твоей области, и следишь за ними. Стараешься ездить на конференции, где с ними можно поболтать на обеде.

И это на порядок важнее, чем читать работу, которая была в голове ученого полтора года назад и опубликована только сейчас. Ты отстаешь, если ждешь публикации. Поэтому профессиональные сообщества, закрытые клубы, конференции — зачастую более важная и актуальная практика, чем традиционные курсы.

Я с уважением отношусь к институтам менторов, трекеров и так далее. Но все это передача позавчерашнего знания.

РБК: А почему менторы так отстают?

А. С.: Если человек полностью погружен в текущее управление, ему не до менторства. Как правило, менторы — это люди, которые обобщили свой опыт и ушли из совсем уж практической работы. Я знаю некоторых людей, которые считаются очень хорошими менторами. Им надоело заниматься одним и тем же на работе, стало скучно. Но есть желание поделиться опытом. Поэтому человек начинает писать книгу и становится ментором. А книга, опять же, — вещь, которая неактуальна по определению.

Неизбежный эйджизм и майндсет зумеров

РБК: Вариативность, о которой вы говорили, влияет и на возрастное распределение ролей. Раньше все было понятно: к 40–50 годам надо стать начальником и руководить младшими коллегами. Сейчас все смешалось. Это порождает какие-то проблемы?

А. С.: Порождает, конечно. Часто всплывает тема эйджизма в разных видах. С одной стороны, это противоречит современным установкам о том, что этично, а что нет, с другой — я могу понять этих людей. Потому что не всем комфортно отдавать приказы человеку на 20 лет старше тебя. Это психологически сложно. Никто не говорит: «Ой, эти старики ничего не знают». Они все знают, сотрудник ценный, но работать трудно, это тормозит дело. Хотя, с обратной стороны, я особых проблем не вижу.

РБК: Тут есть какие-то решения? Кадров больше не становится, новое поколение довольно малочисленное, и, видимо, придется как-то работать со взрослыми людьми.

А. С.: В больших компаниях при найме сложно ограничивать возраст кандидатов, это чревато скандалами. Но, например, в стартапе можно формировать команду под себя. И просто не брать людей, с которыми тебе некомфортно по возрасту.

РБК: Сейчас происходит смена поколений — миллениалы становятся руководителями, и зумеры часто не оправдывают их ожидания: не хотят «упарываться» на работе, даже если за это больше платят. Как с этим быть?

А. С.: Я не очень люблю теорию поколений, люди очень разные, в том числе внутри одного поколения.

Например, про зумеров говорят, что у них клиповое мышление и они не могут ни на чем сосредоточиться. Но я вижу их на хакатонах: 48 часов фантастической фокусировки, большинство взрослых людей так не умеют. Штампы про поколения часто мешают.

Но чем моложе ребята, тем больше их интересуют смыслы, а не деньги. Там такой майндсет: «Если я буду зарабатывать больше, занимаясь тем, что меня раздражает и кажется мне бессмысленным, эти деньги уйдут на психотерапевта».

РБК: Такой майндсет может привести к трансформации экономики, бизнеса?

А. С.: Думаю, что нет. Во-первых, это страшно медленный процесс. Во-вторых, с возрастом многое меняется. В какой-то момент смыслы упираются в то, что тебе срочно нужна ипотека, а твоему ребенку — дорогие лекарства. Вдруг оказывается, что вес денег в принятии решений стал гораздо больше.

Я более чем уверен, что новые поколения, которые сейчас очень озабочены смыслами, на многое посмотрят совершенно по-другому, когда им будет за 40.

В каждой профессии свои таперы

РБК: На какую вообще перспективу сейчас можно планировать свою карьеру? Например, в том же IT.

А. С.: Смотря о какой карьере идет речь. Допустим, ты понимаешь, что не хочешь всю жизнь заниматься одним и тем же и в итоге стать, условно, senior-разработчиком 20-го грейда. А хочешь расти как человек, который сначала руководит группой, потом отделом, через десять лет становится CTO бизнес-юнита, затем техническим директором компании.

Это нормальная траектория, и ты можешь по ней спокойно идти. Только ты понятия не имеешь, чем будет заниматься эта компания, когда ты дорастешь до уровня СTO, и какие у нее будут бизнес-юниты.

РБК: Как может выглядеть штат крупной IT-компании через 10– 15 лет? Останется ли вообще штат как таковой?

А. С.: Трудно сказать. Недавно один из топ-менеджеров Intel заметил, что благодаря развитию технологий через несколько лет появятся стартапы «единороги», в которых будут работать по два-три человека. В больших компаниях такого, наверное, не произойдет. В отличие от стартапов, которые тестируют решения, в крупных компаниях велика доля продуктовой разработки. И в ней всегда занято больше людей, чем на стадии тиражирования и эксплуатации.

Тем не менее я ожидаю, что рост численности компаний сильно замедлится благодаря современным алгоритмам. Хотя рост компаний самих по себе совершенно не обязан замедляться. Все больше продукции и стоимости будут производить все меньшее число людей.

РБК: Что тогда произойдет со средним классом? Он вымрет?

А. С.: Он трансформируется во что-то другое. Работу вроде сверки документов в бухгалтерии крупного банка можно алгоритмизировать за полгода.

Или возьмем, к примеру, переводчиков. Понятно, что личный переводчик министра иностранных дел или тот, кто хорошо переводит худлит, без работы не останутся. Но для многих задач можно просто использовать функцию перевода в браузере.

То же самое с креативными профессиями. Примерно век назад, в 1930-е годы, произошла технологическая революция, появилась звукозапись и звуковое кино. Среди музыкантов в США даже возникло движение «Лига защиты музыки», которое боролось со звукозаписью.

Но в итоге музыка не умерла. Хорошие музыканты стали получать еще больше денег за счет продажи пластинок. А вот таперы, которые сопровождали живой музыкой немое кино и были самой массовой музыкальной профессией, вымерли.

К сожалению, в любой профессии есть свои таперы. И какая-то их часть будет вынуждена искать себе другой заработок.

Фото: Андрей Любимов / РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сложные связи Сложные связи

Какими удивительными чертами могут обладать человеческие языки

Вокруг света
«Наша награда очень справедлива» «Наша награда очень справедлива»

NILETTO, Олег Майами и Лёша Свик — о совместной работе в «ЕКБойз»

ЖАРА Magazine
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
6 главных отличий нарцисса от обычного обиженного эгоиста 6 главных отличий нарцисса от обычного обиженного эгоиста

Не каждый токсичный человек — нарцисс. Как отличить его от эгоиста?

Psychologies
Рескиллинг как новая норма Рескиллинг как новая норма

Почему набирает обороты тренд на переобучение сотрудников

РБК
Только для себя Только для себя

7 ошибок в отделке ванной комнаты, которые стоит исправить

Лиза
Сумасшедшие поневоле: женщины самой известной психиатрической клиники Сумасшедшие поневоле: женщины самой известной психиатрической клиники

«Бедлам» стало именем нарицательным

Cosmopolitan
Криминальный гардероб: как спортивный костюм стал символом обездоленного класса Криминальный гардероб: как спортивный костюм стал символом обездоленного класса

Как одежда становится маркером преступности?

Forbes
Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной

Философы античности верили во множественность обитаемых миров

Наука и жизнь
Муж приковал ее на 40 дней к дереву! Как американка пережила домашнее насилие Муж приковал ее на 40 дней к дереву! Как американка пережила домашнее насилие

История женщины, которую бывший муж оставил в джунглях умирать

ТехИнсайдер
Дом из дерева Дом из дерева

Деревянный дом — это целый мир со своими правилами, устоями и обычаями

КАНТРИ Русская азбука
Деликатесы со всего мира Деликатесы со всего мира

Необычные деликатесы, которые вы есть не стали бы

Зеркало Мира
Груминг вызвал стресс у самок медвежьих павианов Груминг вызвал стресс у самок медвежьих павианов

Почему продолжительный аллогруминга повышает стресс медвежьих павианов?

N+1
Трон во крови: истории таинственных исчезновений наследников престола Трон во крови: истории таинственных исчезновений наследников престола

Борьба за власть — вечный сюжет из школьных учебников истории

ТехИнсайдер
«Познавая боль: история ощущений, эмоций и опыта» «Познавая боль: история ощущений, эмоций и опыта»

Как ученые пытались измерить боль

N+1
Многоразовый космический корабль Многоразовый космический корабль

Как космический корабль «Буран» опередил свое время

Наука и техника
История Набатеи: расцвет и упадок История Набатеи: расцвет и упадок

Мало кто знает историю древнего народа Набатеи

Зеркало Мира
Баклуши бить Баклуши бить

Кто из нас не мечтал хоть разок побить баклуши?

КАНТРИ Русская азбука
Золотой завтрак: как хлопья стали символом успеха для олимпийских чемпионов Золотой завтрак: как хлопья стали символом успеха для олимпийских чемпионов

Почему попасть на коробку хлопьев Wheaties — мечта многих спортсменов

Forbes
Как себе помочь, если нет денег на психолога? Как себе помочь, если нет денег на психолога?

Как помочь себе самостоятельно, развивая осознанность?

VOICE
Владимир и Рогнеда Владимир и Рогнеда

Картина Антона Лосенко: как Владимир ходил свататься к дочери полоцкого князя

Дилетант
«Пойми меня, если сможешь»: как работает эмпатия и чем может помочь искусственный интеллект «Пойми меня, если сможешь»: как работает эмпатия и чем может помочь искусственный интеллект

Насколько ограничены мы в понимании друг друга? И что это вообще значит?

Psychologies
Полина Luxury Girl: «Не надо выкладывать в дейтинг-сервисы свою фотографию из гаража с гаечным ключом в руках» Полина Luxury Girl: «Не надо выкладывать в дейтинг-сервисы свою фотографию из гаража с гаечным ключом в руках»

Полины Luxury Girl — о сервисах для знакомств и поиске партнера

Maxim
Эти рыбы должны создать красивые круги из песка, чтобы привлечь самок! Интересные факты Эти рыбы должны создать красивые круги из песка, чтобы привлечь самок! Интересные факты

Самцы японской рыбы-фугу принимают необычный вызов в брачный период

ТехИнсайдер
Крах по расписанию: продажи московских новостроек рухнули в июле Крах по расписанию: продажи московских новостроек рухнули в июле

В июле количество заключенных ДДУ в Москве снизилось на 40%

Forbes
Куда уходят кадры: проблема «атомных городов» Куда уходят кадры: проблема «атомных городов»

Как обстоит ситуация с привлечением сотрудников в «атомных» ЗАТО

ФедералПресс
Почему собаки и кошки дергаются во сне Почему собаки и кошки дергаются во сне

Разгадываем сонные тайны наших питомцев

Maxim
Перерыв на обед Перерыв на обед

Несколько доступных вариантов легкого обеда и перекусов в офисе

Лиза
Вместе мы фруктовый сад: как работают стволовые клетки в косметике Вместе мы фруктовый сад: как работают стволовые клетки в косметике

Как могут быть полезны стволовые клетки яблони, черешни или кактуса?

Правила жизни
Парень молодой: лучшие фильмы про холостяков Парень молодой: лучшие фильмы про холостяков

Лучшие фильмы о тех, кто выбрал свободу от отношений

Правила жизни
Открыть в приложении