Автор книги «Эксплейнер по современной философии» — о призраках и медиа
Накануне выхода книги «В чем истина? Эксплейнер по современной философии от Фуко и Делеза до Жижека и Харауэй» автор, Максимилиан Неополитанский, рассказал, может ли философия излечить душевные раны и почему такая книга нужна нам именно сейчас
Максимилиан Неаполитанский — философ и поэт из Санкт-Петербурга, автор академических публикаций, видеолекций, а также исследований в области концепции любви, психотерапевтического поворота и других явлений эмоционального сообщества. С ним мы поговорили о современных философских концепциях, и о том, как их изучение помогает осмыслить себя и происходящее вокруг.
Не так давно в журнале New Yorker вышел текст «Когда философы становятся психотерапевтами». Как вы относитесь к тенденции, в силу которой философы начинают выполнять роль терапевтов? Может ли философия излечить душевные раны?
Поворот к терапии и повсеместной психологизации, конечно, затронул философию. Тем более, почва для этого уже была: философия помогала «познавать себя», утешала, учила стоическому терпению. Однако сейчас философы реагирует на сверхпопулярность психологии скептически.
Тут можно вспомнить Бен-Чхоль Хана, немецко-корейского автора, которого, кстати, тот же New Yorker недавно назвал самым известным философом современности. Хан говорит, что мы живем в «обществе усталости», главными болезнями которого являются депрессия и выгорание. По Хану, психология не помогает в этой ситуации, а наоборот — становится частью культа успеха и позитивности. Человек вынужден все время работать над собой и самосовершенствоваться. В конечном итоге это и становится главной причиной тотального выгорания.
О том же говорит Аленка Зупанчич, психоаналитик и философ. Она называет это «биоморалью». В рамках биоморали, если ты чувствуешь себя хорошо, у тебя все в порядке с настроением, то значит, ты хороший человек. Если ты чувствуешь себя не очень, то и человек ты плохой. Все это погружает человека в строгие рамки нормы, а психология и терапия в таком случае становятся новыми инструментами надзора и контроля — только теперь человек контролирует себя сам.
Безусловно, философия способна излечить душевные раны, но делает она это другими способами — например, с помощью рефлексии и критического анализа.
Вы утверждаете, что философия не менее захватывающая, чем другие гуманитарные науки. Можете привести пример философской идеи, которая могла бы увлечь даже далекого от философии человека?
Один раз мой хороший друг заметил, что в художественном тексте главный герой всегда кто-то другой. Ты ему симпатизируешь, относишься к нему нейтрально или осуждаешь. В философском тексте все по-другому. Главный герой в философском тексте — ты сам. Именно поэтому идеи, которые внутренне совпадают с человеком, могут легко увлечь даже тех, кто далек от философии. А таких идей действительно очень много.