ПДД: соблюсти нельзя нарушить
Как быть, если обстоятельства вынуждают нарушить ПДД?
Порой сложившаяся ситуация подталкивает к нарушению правил дорожного движения. Наверняка с таким встречался каждый, а многие даже еще до того, как официально стали водителями. Помните, как хитрый инспектор, принимая экзамен по вождению, предлагал остановиться после запрещающего знака, тем самым еще раз проверяя знание теории? Многих это ставило в тупик. Увы, но и в дальнейшем подобную задачу придется решать не раз. Одна из таких типичных ситуаций недавно получила огласку в СМИ.
Когда нарушаем?
Все дело в том, что с распространением камер фотовидеофиксации нарушений водители начали получать «письма счастья» за пересечение сплошной линии разметки. Все бы ничего, но идти на нарушение некоторым приходилось вынужденно – для того, чтобы уступить дорогу «скорой помощи» с включенными «мигалками» и сиреной. ПДД обязывают предоставить приоритет спецтранспорту, но, увы, не разъясняют, можно (и нужно) ли при этом нарушать другие правила. В результате некоторые водители начинают упорствовать и отказываются пропускать машину со спецсигналами. Недавно такой случай получил огласку благодаря СМИ: водитель на стал уступать дорогу «скорой», оправдываясь, что для этого ему пришлось бы пересечь сплошную линию разметки. Позиция, откровенно говоря, странная, ведь за непредоставление преимущества машине со спецокраской и включенными специальными световыми и звуковыми сигналами водителю грозит лишение прав сроком до 3 месяцев (ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ), в то время как за нарушение требований разметки – лишь штраф 500 рублей (ч. 1 ст. 12.16). Логично все же из двух зол выбрать меньшее…
Всегда ли пропускать?
На самом деле пропускать тех, кто по долгу службы спешит на помощь другим, надо всегда. По крайней мере, если это не создает опасности. К сожалению, адекватно взвесить риски не всегда возможно, но в наиболее типичных ситуациях – если, например, для этого потребуется перестроиться через сплошную линию разметки на попутную полосу или остановиться в зоне запрещающего знака – надо все же уступать. Если это произойдет на глазах у инспектора ДПС, едва ли он будет наказывать вас, понимая, в каких обстоятельствах вы действовали. Хуже, когда нарушение зафиксировала бездушная камера, а потом водителю пришло «письмо счастья». Такое постановление о привлечении к ответственности необходимо обжаловать. Основанием для прекращения производства по делу и, следовательно, освобождения от ответственности будет статья 2.7 КоАП РФ «Крайняя необходимость». Она позволяет не считать административным правонарушением действия, повлекшие причинение вреда охраняемым КоАПом интересам (в данном случае – нарушение ПДД), если эти действия были направлены на устранение еще более серьезной опасности, причем иной возможности сделать это не было.
Как обжаловать?
Жалобу надо направлять в 10-дневный срок после получения «письма счастья» в орган, вынесший постановление, а именно – в центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП). Его координаты есть на конверте и/или в самом постановлении. Жалобу можно также направить в электронном виде через официальный сайт ГИБДД или лично прийти на прием в Госавтоинспекцию. В качестве подтверждения того, что вы действовали в обстоятельствах крайней необходимости, приложите любые доказательства, свидетельствующие о вынужденном характере нарушения. Это может быть запись с вашего видеорегистратора, письменные объяснения очевидцев, включая ваших пассажиров.
Возникают и иные ситуации, когда действия водителя могут быть признаны крайней необходимостью. Скажем, если для объезда препятствия на дороге пришлось выехать в нарушение ПДД на встречную полосу, вынужденно остановиться в запрещенном месте, повернуть из-за помехи не из положенного ряда и тому подобное. В большинстве случаев при наличии убедительных доказательств избежать ответственности нетрудно. Но злоупотреблять положением закона о крайней необходимости не стоит: непросто будет найти убедительные аргументы, заставившие водителя сесть за руль пьяным или промчаться по встречной полосе.
Остановка по требованию
Нередко возникают ситуации, когда на нарушения водителей толкают те, кто по долгу службы как раз обязан следить за дисциплиной на дороге. Речь идет о сотрудниках Госавтоинспекции. Ведомственные инструкции запрещают им останавливать водителей в местах, где это запрещено правилами дорожного движения. Однако у любого правила есть исключения. В данном случае это ситуации, когда «остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения». Водителю, остановившемуся в запрещенном месте по требования инспектора ДПС, ничего не грозит, ведь обязанность выполнять распоряжения регулировщиков, даже если они противоречат сигналам светофора, знаков или разметки, прямо прописана в ПДД.
Фото: ЕЅeljko Radojko/Fotolia.com; Сергей Бобылев/ТАСС; Светлана Кузнецова/Фотобанк ЛОРИ; Валерий Мельников/РИА «НОВОСТИ»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl