Николай Силаев: Пророссийских кандидатов в Тбилиси нет
России следует оставить любые надежды на появление «людей Москвы» в верхних эшелонах грузинской политики. Грузия сейчас слишком ориентирована на Вашингтон и не без оснований относится к России с опаской. Тем не менее нынешняя правящая партия «Грузинская мечта» может и дальше успешно мобилизовывать грузинских избирателей против опасности возвращения во власть Михаила Саакашвили.
После победы на президентских выборах Грузии представителя нынешней правящей партии «Грузинская мечта» Саломе Зурабишвили в российских СМИ появились сообщения о победе на выборах в Грузии «пророссийского» кандидата. Однако к попыткам рассматривать нынешних грузинских политиков в категориях «пророссийскости» едва ли можно относиться серьезно. Это недоразумение, которое почему-то подхватили российские медиа, скорее всего, возникло из принятых сейчас в Грузии особенностей политической полемики. На протяжении президентской кампании и сама Зурабишвили, и ее оппонент из оппозиционного «Единого национального движения» Григол Вашадзе активно обвиняли друг друга в работе на Кремль и Путина. Отчасти эти разговоры продолжаются проигравшей стороной и сейчас. Просто потому, что выключить этот заведенный механизм не так просто. Да и альтернативы ему в грузинской политике, по большому счету, нет.
Разумеется, никто из кандидатов на пост главы грузинского государства на этих выборах не был пророссийским. Ни один грузинский политик, не желающий выпасть из обоймы, сейчас не сделает шагов навстречу Москве. В любом случае, рассуждения о взглядах и симпатиях грузинского президента не так актуальны в силу очень узких и слабых полномочий главы государства.
Едва ли стоит ожидать от госпожи Зурабишвили самостоятельной игры. Когда-то она появилась в грузинском политическом мире благодаря приглашению Михаила Саакашвили. До 2004 года она много лет работала во французском МИД и была послом Франции в Грузии. В 2004 году по предложению Саакашвили она стала министром иностранных дел. Однако вплоть до этих выборов говорить о каком-то заметном месте Зурабишвили в грузинской политике не приходилось. Подозреваю, что глава правящей «Грузинской мечты» олигарх Бидзина Иванишвили выдвинул ее кандидатуру, просто чтобы не выпускать из своих рук правящую партию и сам президентский пост. Зурабишвили оказалось ему ценна как заведомо зависимый человек, не имеющий поддержки в партии. Так что многие нити государственной политики