Apple уходит из масс-маркета. Почему?
За последний квартал Apple продала столько же iPhone, сколько и годом ранее. Инвесторы справедливо задаются вопросом: где Apple планирует искать новых покупателей? Тем временем публика вправе спросить: что стало с желанием корпорации изменить мир?
Квартальный отчет Apple, опубликованный на прошлой неделе, оставил неоднозначное впечатление. За июль-сентябрь 2018 года компания отчиталась о выручке в $62,9 млрд — на 20% выше, чем годом ранее. Рост прибыли в расчете на акцию оценен в 41%.
На фоне в целом положительных результатов неприятный сюрприз скрывался в разбивке выручки по продуктам. 0% в графе прироста числа проданных iPhone показал, что компания едва ли не впервые практически не увеличила поставки смартфонов по сравнению с прошлым годом. На выручке это не сказалось — доход Apple от iPhone вырос на 29% за счет продаж новых, более дорогих моделей и удешевления их производства. Однако как повлияет эта тенденция на бизнес компании в долгосрочной перспективе?
Прибыль в деталях
Каждый бизнес так или иначе работает на прибыль. Но можно ли однозначно назвать бизнес эффективным, если эта прибыль есть и она даже растет? На технологическом рынке ответ на этот вопрос неочевиден. Хрестоматийным стал пример Amazon, которая первые 6 лет в статусе публичной компании не получала чистой прибыли, однако считалась одной из самых успешных технологических компаний. К слову, прибыль Amazon в последнем квартале оказалась выше ожиданий, однако акции полетели вниз на фоне скромного прогноза на предпраздничный квартал.
Поэтому финотчет компании важен не столько тем, что сделано в прошлом, сколько обозначением вектора развития компании и рынка, на котором она работает. За 9 месяцев 2018 года Apple продала 217,7 млн iPhone — это чуть больше, чем 216,7 млн в 2017 и 211,9 млн в 2016. Однако это меньше, чем 231,2 млн iPhone, проданных за тот же период 2015 года. Если смотреть на картину шире, то уже третий год число проданных iPhone стагнирует.
Естественно, инвесторы не могут игнорировать эту статистику. Сразу после объявления финотчета акции Apple потеряли 6,6% за день. Компания была готова к такому повороту событий: на звонке по итогам квартала финдиректор Лука Маэстри объявил, что Apple больше не будет раскрывать разбивку выручки по устройствам.