Здесь все вспоминают о войне. Часто. По поводу и без. «А что вы хотите, у нас же война была!» – постоянно говорят абхазы. На войну списываются все нынешние проблемы и недостатки. А их, между прочим, хватает. Впрочем, все они отнюдь не мешают Абхазии становиться все более и более популярным туристическим направлением. Всё относительно недорого, легко добраться, есть на что посмотреть. А что еще надо экономному российскому туристу?

АвтоМирАвто

Путешествие

Координаты Абхазии

Здесь все вспоминают о войне. Часто. По поводу и без. «А что вы хотите, у нас же война была!» – постоянно говорят абхазы. На войну списываются все нынешние проблемы и недостатки. А их, между прочим, хватает. Впрочем, все они отнюдь не мешают Абхазии становиться все более и более популярным туристическим направлением. Всё относительно недорого, легко добраться, есть на что посмотреть. А что еще надо экономному российскому туристу?

Традиционный мотопробег российского подразделения BMW Motorrad в этом году было решено провести в Абхазии. Мероприятию дали красивое название «Координаты – Черное море». Мы ввели координаты в навигаторы и поехали! Подробно рассказывать о длинном перегоне от Москвы до Джубги по трассе М4 нет никакого смысла. Дорога быстрая, хорошая: до Краснодара на мотоцикле гарантированно добираешься за день. Первый действительно сложный участок начинается в районе Горячего Ключа. Масштабные дорожные ремонты там еще до конца не завершились, так что будьте осторожны. Проделать путь от Краснодара до Сочи быстрее, чем за 4 часа, у вас вряд ли получится.

Но вот наконец и Сочи – наша точка сбора и место официального старта мотопробега. Сюда съехались любители баварских мотоциклов с всей страны и уже организованным порядком двинулись на границу с Абхазией. Здесь снова небольшой совет: рано утром на пропускном пункте столпотворение. В это время границу пересекают туристические автобусы. Обычно они выдвигаются из Сочи в сторону Гагр около 6 часов, и с ними лучше не пересекаться.

От Гагр до озера Рица – около 70-80 км опасной для мотоциклиста дороги. Само горное озеро красивое, живописное... но какое-то уж очень обыкновенное

Прежде, чем въехать в Абхазию, всем рекомендуют заправить бак под завязку. Все дело в том, что во всей стране всего... три приличные брендированные заправки! Две в Гагрском районе и одна в Сухумском. На всех остальных АЗС продают мутный бензин марки «хороший». Заправляться им стоит лишь в случае крайней необходимости. Справедливости ради скажу, что на обратном пути нам пришлось рискнуть, вызвав неподдельный Координаты Абхазии интерес не только владельца безымянной бензоколонки, но всего его многочисленного семейства. Столько безрассудно отважных мотоциклистов они не видели ни разу в жизни! Но, к счастью, все обошлось.

Летний вечер в Гаграх

От границы к Гаграм ведет относительно приличное, хотя и довольно извилистое, Сухумское шоссе, считающееся главной дорогой страны. В маленькой Абхазии все близко, 20 минут – и вы въезжаете в город. Раньше я никогда здесь не был, но, проезжая по городу, неожиданно увидел множество знакомых мест. Ставший культовым еще в советские времена ресторан «Гагрипш», гостиница «Гагра», колоннада на небережной... Здесь снимали фильм моего детства – «Зимний вечер в Гаграх». Пожилой официант в ресторане даже готов рассказать, как это было. Как люди заранее заказывали столики, чтобы посмотреть на съемки и знаменитых артистов. Как приносили корзины роз для Гундаревой. Где стоял Евстигнеев, где сидел Шахназаров... А потом неизбежно перейдет на тему войны.

Оказавшись в Абхазии, определенно стоит выкроить свободное время для посещения Новоафонской пещеры. Выглядит это природное образование поистине величественно: массивные сталактиты и сталагмиты, причудливые наплывы породы, громадные залы... Достопримечательностью пещера стала не так уж и давно: ее открыли в 1961 году, а в 1975-м, после масштабных работ по благоустройству, она стала доступна для туристов

Со времени ее окончания, кстати, прошло уже почти четверть века. В Гаграх, где боевых действий практически не было, следов совсем не осталось. А, например, в Сухуме до сих пор то и дело попадаются полуразрушенные дома со следами пуль и снарядов. Но в Гаграх все чистенько и аккуратненько. А в первой половине лета еще и довольно пустынно. Местные говорят, что основная масса туристов приедет позже, вот тогда на пляжах будет яблоку негде упасть. Море от тысяч купающихся помутнеет и на улицах станет заметно грязнее. Но, мы-то сюда не купаться приехали! Едем дальше по тому же Сухумскому шоссе. По большому счету это единственная дорога, по диагонали пересекающая Абхазию с северозапада на юго-восток.

Местные жители с удивлением провожают взглядами колонну. Думаю, что тут еще долго будут ходить разговоры «об этих, которые на мотоциклах». Отношение очень доброжелательное. Даже местные гаишники довольно лояльно относятся к туристам из России. Остановят только если уж очень серьезно «накосячить». И то, подойдя, сперва спросят, как вам отдыхается в Абхазии, все ли нравится, и только потом озвучат претензии. Кстати, за «встречку» тут прав не лишают. Обычно не лишают, хотя правилами это и предусмотрено. Но надо здорово постараться, чтобы вместо штрафа ваше дело передали в суд со всеми вытекающими последствиями.

Большинство достопримечательностей здесь, как бусинки на нитку, нанизаны на центральное шоссе, по которому курсируют туристические автобусы. Отклоняться в сторону от побережья придется, только если захотите посетить озеро Рица. Поворот к нему – сразу на выезде из Гагр в местечке Бзыпта. Многие приезжающие к озеру туристы хотят посетить знаменитую дачу Сталина, о которой ходит множество слухов и легенд, и на которой в разное время жили Хрущев и Брежнев. Но нам сказали, что теперь это режимный объект – резиденция правительства республики – и проход на него закрыт. Жаль, хотелось бы увидеть.

ГРЭС в городе Ткуарчале практически полностью разрушена. От железнодорожного вокзала остались одни руины. Большая часть территории, где были бои, разминирована, но, сходя с проторенных троп, лучше все же смотреть под ноги

Эхо прошедшей войны

Видимо, мне придется возвращаться в Абхазию. Я столько не успел посмотреть. Мы буквально ходом промчались через Новый Афон, увидев очертания знаменитого Новоафонского монастыря лишь на горизонте. Кому-то из коллег повезло и у них выдалась свободная минутка для посещения Новоафонской пещеры. Но мы торопились на восток. Очень уж хотелось успеть до темноты добраться до города-призрака Ткуарчала.

Дорога по мере удаления от российской границы становится все хуже, полуразрушенных зданий все больше. А привычные по средней полосе России стандартные воинские монументы встречаются по обочинам все чаще. Все вроде бы как у нас. Но если притормозить и присмотреться, то вместо цифр 1941-1945 на них выбито 1992-1993 – годы большой войны, которую в Абхазии называют Отечественной.

Это именно о ней так много вспоминают местные жители. Интересуетесь? Просто проявите готовность слушать, и вам расскажут про пришедшие со стороны моря вертолеты, поливавшие пулеметным огнем пляжи. И про то, как с охотничьими ружьями и самодельными гранатами ходили на танки. И про то, как с помощью строительных кислородных баллонов взрывали мосты на этом самом Сухумском шоссе, чтобы воспрепятствовать продвижению боевой техники противника. Жуть. Подозреваю, что с другой стороны рассказывают не менее впечатляющие истории. Боюсь, что кто там был прав, а кто виноват, уже не рассудит даже время.

А времени прошло много. Мосты восстановлены, дорога более-менее в порядке. Большая часть территории, где проходили боевые действия, разминирована. Утверждают, что где-то в горах мины еще остались. Саперы туда еще просто не дошли. Но, оказывается, не только в горах. Например, в окрестностях Ткуарчала нам показали место, где еще в начале лета работал минный трал. Вроде бы ничего не нашли, но сигнал был и саперов подняли по тревоге. В любом случае, сходя с проторенных троп в Абхазии рекомендуют почаще смотреть под ноги.

Война нанесла колоссальный урон сельскому хозяйству страны. Вон там когда-то выращивали чай. А тут были табачные плантации. Чуть дальше – виноградники. Сейчас все заросло бурьяном. Поговаривают, что даже традиционное абхазское вино сейчас делают из привозных виноматериалов. Не знаю, правда это или нет, но могу поклясться, что то, которое продают на рынке, явно вкуснее заводского.

Досталось и промышленности. Город-призрак Ткуарчал, в который мы едем, раньше считался главным индустриальным центром республики. Город шахтеров, город энергетиков и металлургов после войны опустел. Местная ГРЭС практически полностью разрушена. В Википедии можно прочитать, что на угледобыче сейчас задействовано всего несколько десятков человек. От железнодорожного вокзала остались одни руины. Но поезда еще ходят. Редко, не чаще, чем раз в сутки. И остался начальник станции, который, завидев наши мотоциклы, сбегал домой за форменной фуражкой, видимо, придававшей ему уверенности, и грозно поинтересовался, что, мол, нам тут надо, а после оттаял и начал рассказывать. О чем? Да все о том же. По его словам, в городе осталось всего 90 жителей. Я хотел купить бутылку воды в местном магазинчике на первом этаже заброшенного дома, но разменять крупную купюру оказалось просто нечем. «Вот, все мои деньги», – сказала продавщица и открыла толстую тетрадь с записями должников. Одному брикет чая, второму мешок сахара, третьему какие-то макароны... Очень грустно! А еще грустнее то, что места в окрестностях Ткуарчала просто райские. Теплый мягкий климат, богатая природа, красота – глаз не отвести!

Наш мотоцикл BMW R1200R

В это путешествие я отправился на дорожном мотоцикле BMW R1200R. Это не туристический эндуро, не специализированный «турист» и отнюдь не спортбайк. Просто классический мотоцикл, и в этом его главное достоинство. Он отлично подходит как для каждодневных поездок по городу, так и для дальних «прохватов». А еще на сегодняшний день это самая доступная модель в линейке BMW Motorrad с легендарным оппозитным мотором. Тип двигателя — это в данном случае важно. Многие поклонники баварских мотоциклов категорически не приемлют модели с рядными двух- и четырехцилиндровыми моторами. Говорят, мол, не те ощущения. И я, пожалуй, с ними совершенно согласен.

Текст: Иван Владимиров, фото: BMW Motorrad Russia

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

100 са­мых-самых 100 са­мых-самых

Большая Светская Энцикло­пе­дия Tatler.

Tatler
Цвета севера Цвета севера

Деревья знакомых пород, только ростом гораздо ниже. Вместо ночи – невнятная серая мгла. Много камней, мха, лишайников и неестественно ярких на окружающем фоне цветов. Но кроссоверы Ford такие же, как везде. А мы изучаем красоты Кольского полуострова

АвтоМир
Слива поспела! Слива поспела!

Чудесная выпечка с приятной кислинкой

Лиза
Audi S4 Audi S4

Это обычный A4? Совсем нет: если внимательно осмотрите кузов, заметите различия. Они станут еще очевиднее, когда сядете за руль.

Quattroruote
Cadillac Escalade Cadillac Escalade

Когда эта махина появляется на дороге, остальным участникам движения только и остается, что смиренно уступить дорогу. Еще бы, ведь это один из самых больших серийных кроссоверов в мире!

АвтоМир
Одно удовольствие Одно удовольствие

Процесс оформления квартиры для семьи с двумя детьми не был простым, но оказался очень приятным.

AD
Журналист года Журналист года

Журналист «Медиазоны», покоривший вас (и нас) линчевского размаха историей о суде над человеком без головы, рассказывает, зачем ему вся эта жуть.

GQ
Диета по знаку зодиака Диета по знаку зодиака

Не можешь сбросить вес? Попробуй скорректировать рацион в соответствии с гороскопом, ведь звезды нередко диктуют и стиль питания

Лиза
Mitsubishi ASX Mitsubishi ASX

Буквы ASX означают Active Sport X-over, и это многих провоцирует на «безбашенный» драйв. Однако кроссоверу из умеренной ценовой категории, поверьте, это сильно не понравится

АвтоМир
Грузовой гламур Грузовой гламур

Безусловно, пикап, созданный концерном Volkswagen в лучших традициях жанра, имеет и сугубо утилитарные версии – заднеприводные, с однорядной кабиной, либо в виде «голого» шасси для монтажа надстроек. Но сейчас речь не о них.

АвтоМир
Hyundai Grand Santa Fe Hyundai Grand Santa Fe

Флагманский внедорожник корейской компании пережил свой первый плановый рестайлинг. Главной целью было увеличение внешних и внутренних различий с младшей моделью Santa Fe Premium.

Quattroruote
Недовольны все Недовольны все

Заметили, что на дорогах все чаще стали попадаться автомобили с наклейками «инвалид»? Это не потому, что граждане России стали больше болеть. Все дело в парковках

АвтоМир
Работа над ошибками Работа над ошибками

На экраны вышел 3-й фильм о жизни этой обаятельной и немного нелепой девушки. Вот уже 15 лет мы смеемся над ее злоключениями, даже не замечая, что порой ведем себя точно так же.

Добрые советы
Из боярского рода Из боярского рода

Елизавета Боярская давно вышла из тени своего знаменитого отца. Но слава не изменила ее: она по-прежнему доброжелательна, смешлива и откровенна. Нам Лиза рассказала о семье, сыне, отношениях с поклонниками и роли своей мечты.

Добрые советы
Фиаско автопилота Фиаско автопилота

ДТП со смертельным исходом показало ограниченность возможностей автопилота Tesla, который не заметил грузовой автомобиль. CHIP расскажет, почему это произошло.

CHIP
Смех ей к лицу Смех ей к лицу

Анастасия Ивлеева – остроумная девушка с потрясающей фигурой

Maxim
Семь лет в Тибете Семь лет в Тибете

Путевые записки известного австрийского путешественника и писателя

Playboy
Nissan Murano Nissan Murano

Флагманский кроссовер Nissan добрался до России. На тесте Quattroruote – полноприводная версия с бензиновым V6.

Quattroruote
Новая реальность Новая реальность

C французского название услуги Sur Mesure переводится как «сделанное по мерке». В понимании Hermès это означает создание уникальных вещей уникальными мастерами.

The Rake
Господарь Валахии Господарь Валахии

Предприниматель Антонио Бембо построил для своей семьи дом в Валахии, чтобы быть ближе к природе и заряжаться от нее энергией.

AD
Renault Koleos Renault Koleos

Столики, шторки, откидной задний борт – салон прежнего Koleos был скроен по канонам лучших минивэнов, шасси настроено в заботах о комфорте, а внешность была подчеркнутно неагрессивной. Новое поколение кроссовера создано с чистого листа. Правда, от семейных ценностей он не отказывается

АвтоМир
Класс­ная да­ма Класс­ная да­ма

Су­пру­га адво­ка­та Ма­ри­на Доб­ро­вин­ская за­щи­ща­ет пра­во жен­щи­ны на са­мо­опре­де­ле­ние в за­ман­чи­вом ми­ре ис­кус­ства.

Tatler
Майлз Теллер: «Большую часть времени я медитирую. И выпиваю – немного хаоса мне по душе» Майлз Теллер: «Большую часть времени я медитирую. И выпиваю – немного хаоса мне по душе»

Актер Майлз Теллер ни о чем не жалеет

Playboy
Открыть Америку Открыть Америку

Виды из окон квартиры напоминали хозяину Манхэттен, поэтому он попросил декоратора Марину Брагинскую сделать интерьер в американском духе.

AD
Range Rover Range Rover

SVAutobiography Dynamic – так называется новая топовая версия Range Rover со стандартной колесной базой. А Range Rover Sport получил новый турбодизель начального уровня

АвтоМир
В ложке меда В ложке меда

Осень — время запасаться медом. Мы выяснили, как правильно выбирать этот вкусный и полезный продукт, и узнали, можно ли распознать подделку.

Добрые советы
Водоёмко Водоёмко

Дизайнер Константин Грчик рассказывает о том, как полноценно обустроить ванную комнату небольшого размера.

AD
Как военный УАЗ 3151 стал спортивным автомобилем для кросса Как военный УАЗ 3151 стал спортивным автомобилем для кросса

Российский гонщик Петр Дрофичев рассказывает, почему пришел в автокросс, как научился собирать гоночные «уазики» и завоевал титул чемпиона

АвтоМир
Испанское наследство Испанское наследство

Дизайнер Игнасио Курт унаследовал от родителей настоящий памятник архитектуры Испании 1960‑х годов — дом в горах Кади. И придал его интерьеру современное звучание.

AD
Морская звезда Морская звезда

Замечательная Вера Брежнева отвечает на каверзные и не очень вопросы

Maxim
Открыть в приложении