Здесь все вспоминают о войне. Часто. По поводу и без. «А что вы хотите, у нас же война была!» – постоянно говорят абхазы. На войну списываются все нынешние проблемы и недостатки. А их, между прочим, хватает. Впрочем, все они отнюдь не мешают Абхазии становиться все более и более популярным туристическим направлением. Всё относительно недорого, легко добраться, есть на что посмотреть. А что еще надо экономному российскому туристу?

АвтоМирАвто

Путешествие

Координаты Абхазии

Здесь все вспоминают о войне. Часто. По поводу и без. «А что вы хотите, у нас же война была!» – постоянно говорят абхазы. На войну списываются все нынешние проблемы и недостатки. А их, между прочим, хватает. Впрочем, все они отнюдь не мешают Абхазии становиться все более и более популярным туристическим направлением. Всё относительно недорого, легко добраться, есть на что посмотреть. А что еще надо экономному российскому туристу?

Традиционный мотопробег российского подразделения BMW Motorrad в этом году было решено провести в Абхазии. Мероприятию дали красивое название «Координаты – Черное море». Мы ввели координаты в навигаторы и поехали! Подробно рассказывать о длинном перегоне от Москвы до Джубги по трассе М4 нет никакого смысла. Дорога быстрая, хорошая: до Краснодара на мотоцикле гарантированно добираешься за день. Первый действительно сложный участок начинается в районе Горячего Ключа. Масштабные дорожные ремонты там еще до конца не завершились, так что будьте осторожны. Проделать путь от Краснодара до Сочи быстрее, чем за 4 часа, у вас вряд ли получится.

Но вот наконец и Сочи – наша точка сбора и место официального старта мотопробега. Сюда съехались любители баварских мотоциклов с всей страны и уже организованным порядком двинулись на границу с Абхазией. Здесь снова небольшой совет: рано утром на пропускном пункте столпотворение. В это время границу пересекают туристические автобусы. Обычно они выдвигаются из Сочи в сторону Гагр около 6 часов, и с ними лучше не пересекаться.

От Гагр до озера Рица – около 70-80 км опасной для мотоциклиста дороги. Само горное озеро красивое, живописное... но какое-то уж очень обыкновенное

Прежде, чем въехать в Абхазию, всем рекомендуют заправить бак под завязку. Все дело в том, что во всей стране всего... три приличные брендированные заправки! Две в Гагрском районе и одна в Сухумском. На всех остальных АЗС продают мутный бензин марки «хороший». Заправляться им стоит лишь в случае крайней необходимости. Справедливости ради скажу, что на обратном пути нам пришлось рискнуть, вызвав неподдельный Координаты Абхазии интерес не только владельца безымянной бензоколонки, но всего его многочисленного семейства. Столько безрассудно отважных мотоциклистов они не видели ни разу в жизни! Но, к счастью, все обошлось.

Летний вечер в Гаграх

От границы к Гаграм ведет относительно приличное, хотя и довольно извилистое, Сухумское шоссе, считающееся главной дорогой страны. В маленькой Абхазии все близко, 20 минут – и вы въезжаете в город. Раньше я никогда здесь не был, но, проезжая по городу, неожиданно увидел множество знакомых мест. Ставший культовым еще в советские времена ресторан «Гагрипш», гостиница «Гагра», колоннада на небережной... Здесь снимали фильм моего детства – «Зимний вечер в Гаграх». Пожилой официант в ресторане даже готов рассказать, как это было. Как люди заранее заказывали столики, чтобы посмотреть на съемки и знаменитых артистов. Как приносили корзины роз для Гундаревой. Где стоял Евстигнеев, где сидел Шахназаров... А потом неизбежно перейдет на тему войны.

Оказавшись в Абхазии, определенно стоит выкроить свободное время для посещения Новоафонской пещеры. Выглядит это природное образование поистине величественно: массивные сталактиты и сталагмиты, причудливые наплывы породы, громадные залы... Достопримечательностью пещера стала не так уж и давно: ее открыли в 1961 году, а в 1975-м, после масштабных работ по благоустройству, она стала доступна для туристов

Со времени ее окончания, кстати, прошло уже почти четверть века. В Гаграх, где боевых действий практически не было, следов совсем не осталось. А, например, в Сухуме до сих пор то и дело попадаются полуразрушенные дома со следами пуль и снарядов. Но в Гаграх все чистенько и аккуратненько. А в первой половине лета еще и довольно пустынно. Местные говорят, что основная масса туристов приедет позже, вот тогда на пляжах будет яблоку негде упасть. Море от тысяч купающихся помутнеет и на улицах станет заметно грязнее. Но, мы-то сюда не купаться приехали! Едем дальше по тому же Сухумскому шоссе. По большому счету это единственная дорога, по диагонали пересекающая Абхазию с северозапада на юго-восток.

Местные жители с удивлением провожают взглядами колонну. Думаю, что тут еще долго будут ходить разговоры «об этих, которые на мотоциклах». Отношение очень доброжелательное. Даже местные гаишники довольно лояльно относятся к туристам из России. Остановят только если уж очень серьезно «накосячить». И то, подойдя, сперва спросят, как вам отдыхается в Абхазии, все ли нравится, и только потом озвучат претензии. Кстати, за «встречку» тут прав не лишают. Обычно не лишают, хотя правилами это и предусмотрено. Но надо здорово постараться, чтобы вместо штрафа ваше дело передали в суд со всеми вытекающими последствиями.

Большинство достопримечательностей здесь, как бусинки на нитку, нанизаны на центральное шоссе, по которому курсируют туристические автобусы. Отклоняться в сторону от побережья придется, только если захотите посетить озеро Рица. Поворот к нему – сразу на выезде из Гагр в местечке Бзыпта. Многие приезжающие к озеру туристы хотят посетить знаменитую дачу Сталина, о которой ходит множество слухов и легенд, и на которой в разное время жили Хрущев и Брежнев. Но нам сказали, что теперь это режимный объект – резиденция правительства республики – и проход на него закрыт. Жаль, хотелось бы увидеть.

ГРЭС в городе Ткуарчале практически полностью разрушена. От железнодорожного вокзала остались одни руины. Большая часть территории, где были бои, разминирована, но, сходя с проторенных троп, лучше все же смотреть под ноги

Эхо прошедшей войны

Видимо, мне придется возвращаться в Абхазию. Я столько не успел посмотреть. Мы буквально ходом промчались через Новый Афон, увидев очертания знаменитого Новоафонского монастыря лишь на горизонте. Кому-то из коллег повезло и у них выдалась свободная минутка для посещения Новоафонской пещеры. Но мы торопились на восток. Очень уж хотелось успеть до темноты добраться до города-призрака Ткуарчала.

Дорога по мере удаления от российской границы становится все хуже, полуразрушенных зданий все больше. А привычные по средней полосе России стандартные воинские монументы встречаются по обочинам все чаще. Все вроде бы как у нас. Но если притормозить и присмотреться, то вместо цифр 1941-1945 на них выбито 1992-1993 – годы большой войны, которую в Абхазии называют Отечественной.

Это именно о ней так много вспоминают местные жители. Интересуетесь? Просто проявите готовность слушать, и вам расскажут про пришедшие со стороны моря вертолеты, поливавшие пулеметным огнем пляжи. И про то, как с охотничьими ружьями и самодельными гранатами ходили на танки. И про то, как с помощью строительных кислородных баллонов взрывали мосты на этом самом Сухумском шоссе, чтобы воспрепятствовать продвижению боевой техники противника. Жуть. Подозреваю, что с другой стороны рассказывают не менее впечатляющие истории. Боюсь, что кто там был прав, а кто виноват, уже не рассудит даже время.

А времени прошло много. Мосты восстановлены, дорога более-менее в порядке. Большая часть территории, где проходили боевые действия, разминирована. Утверждают, что где-то в горах мины еще остались. Саперы туда еще просто не дошли. Но, оказывается, не только в горах. Например, в окрестностях Ткуарчала нам показали место, где еще в начале лета работал минный трал. Вроде бы ничего не нашли, но сигнал был и саперов подняли по тревоге. В любом случае, сходя с проторенных троп в Абхазии рекомендуют почаще смотреть под ноги.

Война нанесла колоссальный урон сельскому хозяйству страны. Вон там когда-то выращивали чай. А тут были табачные плантации. Чуть дальше – виноградники. Сейчас все заросло бурьяном. Поговаривают, что даже традиционное абхазское вино сейчас делают из привозных виноматериалов. Не знаю, правда это или нет, но могу поклясться, что то, которое продают на рынке, явно вкуснее заводского.

Досталось и промышленности. Город-призрак Ткуарчал, в который мы едем, раньше считался главным индустриальным центром республики. Город шахтеров, город энергетиков и металлургов после войны опустел. Местная ГРЭС практически полностью разрушена. В Википедии можно прочитать, что на угледобыче сейчас задействовано всего несколько десятков человек. От железнодорожного вокзала остались одни руины. Но поезда еще ходят. Редко, не чаще, чем раз в сутки. И остался начальник станции, который, завидев наши мотоциклы, сбегал домой за форменной фуражкой, видимо, придававшей ему уверенности, и грозно поинтересовался, что, мол, нам тут надо, а после оттаял и начал рассказывать. О чем? Да все о том же. По его словам, в городе осталось всего 90 жителей. Я хотел купить бутылку воды в местном магазинчике на первом этаже заброшенного дома, но разменять крупную купюру оказалось просто нечем. «Вот, все мои деньги», – сказала продавщица и открыла толстую тетрадь с записями должников. Одному брикет чая, второму мешок сахара, третьему какие-то макароны... Очень грустно! А еще грустнее то, что места в окрестностях Ткуарчала просто райские. Теплый мягкий климат, богатая природа, красота – глаз не отвести!

Наш мотоцикл BMW R1200R

В это путешествие я отправился на дорожном мотоцикле BMW R1200R. Это не туристический эндуро, не специализированный «турист» и отнюдь не спортбайк. Просто классический мотоцикл, и в этом его главное достоинство. Он отлично подходит как для каждодневных поездок по городу, так и для дальних «прохватов». А еще на сегодняшний день это самая доступная модель в линейке BMW Motorrad с легендарным оппозитным мотором. Тип двигателя — это в данном случае важно. Многие поклонники баварских мотоциклов категорически не приемлют модели с рядными двух- и четырехцилиндровыми моторами. Говорят, мол, не те ощущения. И я, пожалуй, с ними совершенно согласен.

Текст: Иван Владимиров, фото: BMW Motorrad Russia

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Призрак Олимпиады: почему гостиницы в Сочи терпят убытки Призрак Олимпиады: почему гостиницы в Сочи терпят убытки

Что мешает Сочи развиваться по примеру лучших международных курортов?

Forbes
Анютино счастье Анютино счастье

Актриса Анна Михалкова о ролях, детях и гармонии

Glamour
Через континент Через континент

Ралли-марафон Пекин-Париж – грандиозное событие мирового масштаба в автомобильной жизни. Впервые оно прошло в 1907 году, а с 2007 года стало проводиться каждые три года уже в ретроформате

АвтоМир
Владимир Сорокин Владимир Сорокин

Владимир Сорокин: «Книгу можно облить слезами, вином, кровью»

Esquire
Ford Fiesta Ford Fiesta

В свое время европейский лидер сегмента «В» особо не прижился в России. Подвели цены. Зато сегодня такая машина на «вторичке» — лакомый кусочек

АвтоМир
Бетонный аргумент Бетонный аргумент

Художник из Мехико Педро Рейес и его спутница Карла Фернандес превратили заброшенную бетонную коробку в колоритное и интригующее жилище.

AD
Бен Барнс Бен Барнс

О музыке, Флоренции и ароматах.

GQ
Прописные истины Прописные истины

Как привить ребенку любовь к чтению? Отвечает детский психолог, директор Института возрастной физиологии РАН Марьяна Безруких.

Vogue
Честный обмен Честный обмен

Что такое метаболизм и как он работает

Glamour
Bentley Bentayga Bentley Bentayga

Вот и англичане не устояли: далеко ли сегодня уедешь без кроссовера? Традиции традициями, но времена берут свое. И тем не менее это самый необычный кроссовер из тех, что были на полигоне Quattroruote.

Quattroruote
Suzuki Vitara S Suzuki Vitara S

От прочных, надежных, самобытных, но непередаваемо спокойных кроссоверов японская марка Suzuki сделала шаг в сторону яркости. И в сторону динамичности – под капотом Vitara S 140-сильный турбомотор. Даешь взрыв эмоций?

АвтоМир
Литавры Курентзиса Литавры Курентзиса

В июле состоится событие, ради которого можно отложить дачу и даже отпуск. Впервые в БЗК прозвучит шестая симфония Малера в исполнении оркестра MusicАeterna. Дирижер – Теодор Курентзис. Причем на сцене будет задействовано рекордное количество музыкантов – сто тридцать человек.

СНОБ
Рядовой случай Рядовой случай

Езда между рядами на мотоцикле – это панацея или нарушение?

АвтоМир
Volkswagen Golf GTE Volkswagen Golf GTE

Развивает смекалку, учит основам электротехники, иностранному языку и очень недурно едет. Единственный серьезный минус этого автомобиля – он не продается в России

АвтоМир
Меньше не было смысла Меньше не было смысла

Чтобы почувствовать, как велик окружающий нас мир, лучше всего поселиться в маленьком доме. Тем более что современные архитекторы умудряются сделать даже крохотное жилье предельно функциональным. И очень симпатичным.

AD
Беспилотники Татарстана Беспилотники Татарстана

Говорят, уже к 2020 году по дорогам мира будет колесить порядка 10 млн беспилотных машин. Глядя на такие прогнозы со стороны, верится с трудом. А между тем, как оказалось, даже у нас в России работа над этим вопросом в самом разгаре

АвтоМир
Майлз Теллер: «Большую часть времени я медитирую. И выпиваю – немного хаоса мне по душе» Майлз Теллер: «Большую часть времени я медитирую. И выпиваю – немного хаоса мне по душе»

Актер Майлз Теллер ни о чем не жалеет

Playboy
Девять кругов яда Девять кругов яда

Про ядовитые грибы и растения знают все. А как насчет птиц и насекомых?

Maxim
Исправляем ошибки окрашивания Исправляем ошибки окрашивания

Решила поменять цвет волос и недовольна результатом? Не торопись бежать в салон

Лиза
Hyundai Grand Santa Fe Hyundai Grand Santa Fe

Корейский кроссовер получил свое первое обновление и выходит на российский рынок уже этой осенью. Чем же он может удивить?

АвтоМир
Николас Кейдж и Элис Ким. Конец сказки Николас Кейдж и Элис Ким. Конец сказки

Николас Кейдж официально объявил о своем разводе

Караван историй
Бизнесмен года Бизнесмен года

Акционер группы «Сумма» о своих знаменитых однокурсниках, Силиконовой долине, правилах воспитания детей и боях без правил.

GQ
Видеофикция Видеофикция

Камеры присылают квитанции на оплату штрафов с самыми нелепыми ошибками. Иногда даже не верится: ну как можно наказывать за тень на обочине?

АвтоМир
По коробкам! По коробкам!

Двуспальная кровать, гардероб, книжный шкаф и много всякой мелочи. Все это надо разместить в автомобилях, совсем не предназначенных для грузовых перевозок. Казалось бы...

Quattroruote
Большие гонки Большие гонки

Сорок пять лет назад Хантер С. Томпсон отправился в Лас-Вегас, чтобы написать статью про пустынное авторалли. Чтобы сделать то же самое, наш корреспондент проехал пол-России и добрался до Пекина в составе пресс-корпуса ралли «Шелковый путь».

GQ
Kia сee’d_sw Kia сee’d_sw

Вывод, сделанный после двух месяцев в компании обновленного Kia ceed_sw, тривиален: это почти идеальный семейный автомобиль. Но почему почти?

АвтоМир
Певец свободы Певец свободы

Москвичка Амалия Гогешвили переписывает правила оперной карьеры: она хочет всего и сразу и добивается этого на сцене и в жизни.

Vogue
Audi A4 Audi A4

Audi A4 – один из самых популярных автомобилей немецкой марки. Теперь он еще и один из самых высокотехнологичных. Прямо как старшие

АвтоМир
Перемена ума Перемена ума

Недавно вышедший альбом группы Uma2rman «Пой, весна» неожиданно замешивает привычную лирику и отъявленное хулиганство. Владимир Кристовский рассказал «Снобу» о смене стиля, пользе вспыльчивости и воспитании нового поколения.

СНОБ
Хризантемы в саду Хризантемы в саду

Даже во время серого осеннего дождика сад может выглядеть солнечным. Надо только хорошо продумать цветник.

Лиза
Открыть в приложении