Здесь все вспоминают о войне. Часто. По поводу и без. «А что вы хотите, у нас же война была!» – постоянно говорят абхазы. На войну списываются все нынешние проблемы и недостатки. А их, между прочим, хватает. Впрочем, все они отнюдь не мешают Абхазии становиться все более и более популярным туристическим направлением. Всё относительно недорого, легко добраться, есть на что посмотреть. А что еще надо экономному российскому туристу?

АвтоМирАвто

Путешествие

Координаты Абхазии

Здесь все вспоминают о войне. Часто. По поводу и без. «А что вы хотите, у нас же война была!» – постоянно говорят абхазы. На войну списываются все нынешние проблемы и недостатки. А их, между прочим, хватает. Впрочем, все они отнюдь не мешают Абхазии становиться все более и более популярным туристическим направлением. Всё относительно недорого, легко добраться, есть на что посмотреть. А что еще надо экономному российскому туристу?

Традиционный мотопробег российского подразделения BMW Motorrad в этом году было решено провести в Абхазии. Мероприятию дали красивое название «Координаты – Черное море». Мы ввели координаты в навигаторы и поехали! Подробно рассказывать о длинном перегоне от Москвы до Джубги по трассе М4 нет никакого смысла. Дорога быстрая, хорошая: до Краснодара на мотоцикле гарантированно добираешься за день. Первый действительно сложный участок начинается в районе Горячего Ключа. Масштабные дорожные ремонты там еще до конца не завершились, так что будьте осторожны. Проделать путь от Краснодара до Сочи быстрее, чем за 4 часа, у вас вряд ли получится.

Но вот наконец и Сочи – наша точка сбора и место официального старта мотопробега. Сюда съехались любители баварских мотоциклов с всей страны и уже организованным порядком двинулись на границу с Абхазией. Здесь снова небольшой совет: рано утром на пропускном пункте столпотворение. В это время границу пересекают туристические автобусы. Обычно они выдвигаются из Сочи в сторону Гагр около 6 часов, и с ними лучше не пересекаться.

От Гагр до озера Рица – около 70-80 км опасной для мотоциклиста дороги. Само горное озеро красивое, живописное... но какое-то уж очень обыкновенное

Прежде, чем въехать в Абхазию, всем рекомендуют заправить бак под завязку. Все дело в том, что во всей стране всего... три приличные брендированные заправки! Две в Гагрском районе и одна в Сухумском. На всех остальных АЗС продают мутный бензин марки «хороший». Заправляться им стоит лишь в случае крайней необходимости. Справедливости ради скажу, что на обратном пути нам пришлось рискнуть, вызвав неподдельный Координаты Абхазии интерес не только владельца безымянной бензоколонки, но всего его многочисленного семейства. Столько безрассудно отважных мотоциклистов они не видели ни разу в жизни! Но, к счастью, все обошлось.

Летний вечер в Гаграх

От границы к Гаграм ведет относительно приличное, хотя и довольно извилистое, Сухумское шоссе, считающееся главной дорогой страны. В маленькой Абхазии все близко, 20 минут – и вы въезжаете в город. Раньше я никогда здесь не был, но, проезжая по городу, неожиданно увидел множество знакомых мест. Ставший культовым еще в советские времена ресторан «Гагрипш», гостиница «Гагра», колоннада на небережной... Здесь снимали фильм моего детства – «Зимний вечер в Гаграх». Пожилой официант в ресторане даже готов рассказать, как это было. Как люди заранее заказывали столики, чтобы посмотреть на съемки и знаменитых артистов. Как приносили корзины роз для Гундаревой. Где стоял Евстигнеев, где сидел Шахназаров... А потом неизбежно перейдет на тему войны.

Оказавшись в Абхазии, определенно стоит выкроить свободное время для посещения Новоафонской пещеры. Выглядит это природное образование поистине величественно: массивные сталактиты и сталагмиты, причудливые наплывы породы, громадные залы... Достопримечательностью пещера стала не так уж и давно: ее открыли в 1961 году, а в 1975-м, после масштабных работ по благоустройству, она стала доступна для туристов

Со времени ее окончания, кстати, прошло уже почти четверть века. В Гаграх, где боевых действий практически не было, следов совсем не осталось. А, например, в Сухуме до сих пор то и дело попадаются полуразрушенные дома со следами пуль и снарядов. Но в Гаграх все чистенько и аккуратненько. А в первой половине лета еще и довольно пустынно. Местные говорят, что основная масса туристов приедет позже, вот тогда на пляжах будет яблоку негде упасть. Море от тысяч купающихся помутнеет и на улицах станет заметно грязнее. Но, мы-то сюда не купаться приехали! Едем дальше по тому же Сухумскому шоссе. По большому счету это единственная дорога, по диагонали пересекающая Абхазию с северозапада на юго-восток.

Местные жители с удивлением провожают взглядами колонну. Думаю, что тут еще долго будут ходить разговоры «об этих, которые на мотоциклах». Отношение очень доброжелательное. Даже местные гаишники довольно лояльно относятся к туристам из России. Остановят только если уж очень серьезно «накосячить». И то, подойдя, сперва спросят, как вам отдыхается в Абхазии, все ли нравится, и только потом озвучат претензии. Кстати, за «встречку» тут прав не лишают. Обычно не лишают, хотя правилами это и предусмотрено. Но надо здорово постараться, чтобы вместо штрафа ваше дело передали в суд со всеми вытекающими последствиями.

Большинство достопримечательностей здесь, как бусинки на нитку, нанизаны на центральное шоссе, по которому курсируют туристические автобусы. Отклоняться в сторону от побережья придется, только если захотите посетить озеро Рица. Поворот к нему – сразу на выезде из Гагр в местечке Бзыпта. Многие приезжающие к озеру туристы хотят посетить знаменитую дачу Сталина, о которой ходит множество слухов и легенд, и на которой в разное время жили Хрущев и Брежнев. Но нам сказали, что теперь это режимный объект – резиденция правительства республики – и проход на него закрыт. Жаль, хотелось бы увидеть.

ГРЭС в городе Ткуарчале практически полностью разрушена. От железнодорожного вокзала остались одни руины. Большая часть территории, где были бои, разминирована, но, сходя с проторенных троп, лучше все же смотреть под ноги

Эхо прошедшей войны

Видимо, мне придется возвращаться в Абхазию. Я столько не успел посмотреть. Мы буквально ходом промчались через Новый Афон, увидев очертания знаменитого Новоафонского монастыря лишь на горизонте. Кому-то из коллег повезло и у них выдалась свободная минутка для посещения Новоафонской пещеры. Но мы торопились на восток. Очень уж хотелось успеть до темноты добраться до города-призрака Ткуарчала.

Дорога по мере удаления от российской границы становится все хуже, полуразрушенных зданий все больше. А привычные по средней полосе России стандартные воинские монументы встречаются по обочинам все чаще. Все вроде бы как у нас. Но если притормозить и присмотреться, то вместо цифр 1941-1945 на них выбито 1992-1993 – годы большой войны, которую в Абхазии называют Отечественной.

Это именно о ней так много вспоминают местные жители. Интересуетесь? Просто проявите готовность слушать, и вам расскажут про пришедшие со стороны моря вертолеты, поливавшие пулеметным огнем пляжи. И про то, как с охотничьими ружьями и самодельными гранатами ходили на танки. И про то, как с помощью строительных кислородных баллонов взрывали мосты на этом самом Сухумском шоссе, чтобы воспрепятствовать продвижению боевой техники противника. Жуть. Подозреваю, что с другой стороны рассказывают не менее впечатляющие истории. Боюсь, что кто там был прав, а кто виноват, уже не рассудит даже время.

А времени прошло много. Мосты восстановлены, дорога более-менее в порядке. Большая часть территории, где проходили боевые действия, разминирована. Утверждают, что где-то в горах мины еще остались. Саперы туда еще просто не дошли. Но, оказывается, не только в горах. Например, в окрестностях Ткуарчала нам показали место, где еще в начале лета работал минный трал. Вроде бы ничего не нашли, но сигнал был и саперов подняли по тревоге. В любом случае, сходя с проторенных троп в Абхазии рекомендуют почаще смотреть под ноги.

Война нанесла колоссальный урон сельскому хозяйству страны. Вон там когда-то выращивали чай. А тут были табачные плантации. Чуть дальше – виноградники. Сейчас все заросло бурьяном. Поговаривают, что даже традиционное абхазское вино сейчас делают из привозных виноматериалов. Не знаю, правда это или нет, но могу поклясться, что то, которое продают на рынке, явно вкуснее заводского.

Досталось и промышленности. Город-призрак Ткуарчал, в который мы едем, раньше считался главным индустриальным центром республики. Город шахтеров, город энергетиков и металлургов после войны опустел. Местная ГРЭС практически полностью разрушена. В Википедии можно прочитать, что на угледобыче сейчас задействовано всего несколько десятков человек. От железнодорожного вокзала остались одни руины. Но поезда еще ходят. Редко, не чаще, чем раз в сутки. И остался начальник станции, который, завидев наши мотоциклы, сбегал домой за форменной фуражкой, видимо, придававшей ему уверенности, и грозно поинтересовался, что, мол, нам тут надо, а после оттаял и начал рассказывать. О чем? Да все о том же. По его словам, в городе осталось всего 90 жителей. Я хотел купить бутылку воды в местном магазинчике на первом этаже заброшенного дома, но разменять крупную купюру оказалось просто нечем. «Вот, все мои деньги», – сказала продавщица и открыла толстую тетрадь с записями должников. Одному брикет чая, второму мешок сахара, третьему какие-то макароны... Очень грустно! А еще грустнее то, что места в окрестностях Ткуарчала просто райские. Теплый мягкий климат, богатая природа, красота – глаз не отвести!

Наш мотоцикл BMW R1200R

В это путешествие я отправился на дорожном мотоцикле BMW R1200R. Это не туристический эндуро, не специализированный «турист» и отнюдь не спортбайк. Просто классический мотоцикл, и в этом его главное достоинство. Он отлично подходит как для каждодневных поездок по городу, так и для дальних «прохватов». А еще на сегодняшний день это самая доступная модель в линейке BMW Motorrad с легендарным оппозитным мотором. Тип двигателя — это в данном случае важно. Многие поклонники баварских мотоциклов категорически не приемлют модели с рядными двух- и четырехцилиндровыми моторами. Говорят, мол, не те ощущения. И я, пожалуй, с ними совершенно согласен.

Текст: Иван Владимиров, фото: BMW Motorrad Russia

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Снежное шоу Снежное шоу

Новый год на даче – настоящая зимняя феерия

Лиза
Против правил Против правил

Золотое правило автомобилестроения гласит – модель нового поколения всегда должна что-то наследовать от предшественницы, будь то платформа, шасси или агрегаты. Panamera II выбрала особый путь

АвтоМир
По осени меняют По осени меняют

Это уже стало традицией – с 1 сентября вступают в силу сразу несколько новых законов. Автомобилисты, будьте бдительны!

АвтоМир
Lamborghini Centenario Lamborghini Centenario

Провокация из Сант’Агаты – и по форме, и по содержанию: гиперкар с 12-цилндровым мотором и полноуправляемым шасси. Мощный, быстрый и, главное, необычайно проворный.

Quattroruote
Прописные истины Прописные истины

Как привить ребенку любовь к чтению? Отвечает детский психолог, директор Института возрастной физиологии РАН Марьяна Безруких.

Vogue
Господарь Валахии Господарь Валахии

Предприниматель Антонио Бембо построил для своей семьи дом в Валахии, чтобы быть ближе к природе и заряжаться от нее энергией.

AD
10 000 км чистого драйва 10 000 км чистого драйва

Ралли-рейд «Шелковый путь-2016» стал крупнейшим за все время своего существования. Оценить масштабы внедорожного марафона и сполна вкусить дорожной пыли посчастливилось нашему корреспонденту Илье Фишеру

АвтоМир
Hyundai Creta Hyundai Creta

Адаптация для России проведена, производство под Санкт-Петербургом запущено, продажи начались. Пора познакомиться с долгожданным кроссовером вживую. Пакуем чемоданы и отправляемся в Республику Алтай...

АвтоМир
Volkswagen Passat Volkswagen Passat

«Пассат» за годы своего существования успел стать настоящим столпом автомобильного мира. Чем же он заслужил такое признание?

АвтоМир
Рядовой случай Рядовой случай

Езда между рядами на мотоцикле – это панацея или нарушение?

АвтоМир
Nissan Murano Nissan Murano

Флагманский кроссовер Nissan добрался до России. На тесте Quattroruote – полноприводная версия с бензиновым V6.

Quattroruote
Жизнь на подводной лодке Жизнь на подводной лодке

Лена Данилова – известный в России идеолог раннего развития. Впрочем, сегодня мама пятерых детей считает, что это не самое важное. А что же тогда?

Домашний Очаг
Дорогая наша Дорогая наша

Невероятные приключения Ирины Шейк в мире моды

Glamour
Человек из Рио Человек из Рио

Рио‑де‑Жанейро оказался мечтой не только Остапа Бендера. Канадский бизнесмен Ариф Нур влюбился в те края и построил себе там виллу с видом на океан.

AD
Бойцовский клуб Бойцовский клуб

Самое маленькое купе Porsche получило цифровой индекс и лишилось 6-цилиндровых двигателей. К чему все это? Точный ответ существует!

АвтоМир
Ливанский орден Ливанский орден

Современный Бейрут — одна из самых динамичных столиц Ближнего Востока. О своих любимых местах ливанской столицы, знаменитых и потайных, рассказывает интерьерный дизайнер Клод Миссир.

AD
Одно удовольствие Одно удовольствие

Процесс оформления квартиры для семьи с двумя детьми не был простым, но оказался очень приятным.

AD
Букины против Ворониных Букины против Ворониных

Мы решили сделать «маленький сериал». Для этого отправили одинаковые вопросы в два мегапопулярных ситкома. Нам прислали ответы, написанные от лица героев. Вот что получилось в результате. Читай и оценивай!

Лиза
Журналист года Журналист года

Журналист «Медиазоны», покоривший вас (и нас) линчевского размаха историей о суде над человеком без головы, рассказывает, зачем ему вся эта жуть.

GQ
Сэмюэл Л. Джексон: «Каждый день я наблюдаю, как лучше не стареть» Сэмюэл Л. Джексон: «Каждый день я наблюдаю, как лучше не стареть»

Этого мужчину обожают и монашки, и Квентин Тарантино

Playboy
Бил. Джон Бил Бил. Джон Бил

Джон Бил сумел обуть Америку на миллион долларов

Playboy
Я шел к тебе четыре года Я шел к тебе четыре года

Декораторам из бюро Berphin Interior достались клиенты-перфекционисты: потратив на ремонт четыре года, они не остановились, пока не добились в точности того, чего хотели.

AD
Странные дела Странные дела

«Детство вождя» – лучший дебют Венецианско го фестиваля – использует имя Роберта Паттинсона в качестве приманки. И огорошивает абсолютной непредсказуемостью.

СНОБ
Альпийская рапсодия Альпийская рапсодия

Представьте себе страну, где на улицах нет пробок, где поднявшись в горы днем, можно поиграть в снежки, а уже вечером нырнуть в теплую воду кристально чистого озера. Где чуть ли не каждая деревня связана с известными именами. Сказка? Ничуть! Это – Швейцария.

Quattroruote
Действующие лица Действующие лица

Хирургической подтяжке лица сто лет. Альтернативы ей так и не придумано, но способ обойтись в буквальном смысле малой кровью уже есть.

Tatler
Преданный садовник Преданный садовник

В Провансе отреставрировали Шато‑де‑ла‑Коль‑Нуар, принадлежавшее Кристиану Диору. Об истории дома рассказывает Памела Макстоу.

AD
В ложке меда В ложке меда

Осень — время запасаться медом. Мы выяснили, как правильно выбирать этот вкусный и полезный продукт, и узнали, можно ли распознать подделку.

Добрые советы
Как военный УАЗ 3151 стал спортивным автомобилем для кросса Как военный УАЗ 3151 стал спортивным автомобилем для кросса

Российский гонщик Петр Дрофичев рассказывает, почему пришел в автокросс, как научился собирать гоночные «уазики» и завоевал титул чемпиона

АвтоМир
Фиаско автопилота Фиаско автопилота

ДТП со смертельным исходом показало ограниченность возможностей автопилота Tesla, который не заметил грузовой автомобиль. CHIP расскажет, почему это произошло.

CHIP
Toyota C-HR Toyota C-HR

Японцы выводят на рынок кроссовер C-HR, модель младше RAV4. На прицеле – европейский рынок: новинку проектировали под вкусы жителей Старого Света, ее продажи там стартуют до конца года. Что же это за автомобиль?

Quattroruote
Открыть в приложении