Между нами
Классная дама
Супруга адвоката Марина Добровинская защищает право женщины на самоопределение в заманчивом мире искусства.
Во Флоренции, в большом зале палаццо Гонди дается обед на пятнадцать персон. Персоны — сплошь дамы. Официанты в белых перчатках разливают розе с пузырьками, девушки изучают меню с равиолями и местным изводом фуа‑гра. Из зала можно выйти на террасу, откуда вид прямо на зелено-белую Санта‑Марию с ее хрестоматийным терракотовым куполом, который за шесть веков до вечеринки воздвиг гений и скандалист Филиппо Брунеллески.
Девушки за столом уже знают про Брунеллески, про то, как мучились с постройкой купола до него, и про роспись — они сегодня гуляли по крыше собора. Знают, что из‑под носа у архитектора увел заказ на не менее хрестоматийные двери баптистерия мастер Гиберти. И ковал Гиберти эти ажурные двери сорок лет, чтобы восхищенный Микеланджело назвал их «вратами в рай»… Девушки — они ведь экскурсантки. Только особые. Потому что их привезла Марина Добровинская, которая умеет открывать любые врата, даже наглухо запертые для посторонних.
Устроить в палаццо Гонди девичник по поводу Восьмого марта для нее — увлекательная задача. В те несколько дней ее подопечные заглянули еще на виллу Торриджани, она рядом с садами Боболи. В сады попасть может любой, а на виллу — нет, надо договариваться с хозяином по фамилии, представьте себе, Торриджани. У маркиза свой парк, по которому точно стоит прогуляться, если вдруг получится. Он принял гостей лично, был чертовски любезен, шутил, показывал дом и угощал девушек вином из своих погребов.
В музей Феррагамо тоже может попасть любой. Но сделать так, чтобы жена нынешнего Феррагамо Кристина провела кулинарный мастер-класс, — это уже для избранных.
— Она готовит на шпильках, это ее такая изюминка, — улыбается Марина. — Надевает шпильки Salvatore Ferragamo и готовит для вас.
Изюминка Марины — водить своих подопечных туда, куда простым смертным хода нет. С нею можно попасть в музеи Ватикана после закрытия. Вы были в Сикстинской капелле и чтобы вокруг ни души? Над вами «Книга Бытия» Микеланджело, вы спокойно рассматриваете эти фрески. Кажется, последним таким счастливцем был папа Юлий II. Художник не хотел никому показывать работу, пока не будет нанесен последний штрих, но папа настоял. Пришел — и обалдел, простите за резкое слово.
— Марина! — спрашиваю. — Ну виллы — это я еще понимаю. Но как вы с Ватиканом договариваетесь?
Улыбается и не отвечает..
При этом по первой профессии Марина Добровинская — стоматолог. Но живя много лет рядом с патологическим коллекционером, пассионарием и интеллектуалом, не могла не подхватить искусствоведческую бациллу. С адвокатом Александром Добровинским она в браке двадцать три года, у них две дочери. Александре уже двадцать два, Адриане — восемнадцать.
Марина ведет меня по своей арбатской квартире-лабиринту, и спустя минуту у меня начинается легкое головокружение от блеска: вокруг сплошные стеллажи со стеклом, агитлаком, агиткостью. Марина начала собирать советское стекло в девяностых, когда они вернулись из Парижа жить в Москву.
Вообще два коллекционера в одной берлоге, пусть и очень просторной, — это непросто. Адвокат собирает давно, активно, страстно. Его коллекция агитационного фарфора заняла пять залов Пушкинского музея. Марина вздыхает — не тяжело, а со своей фирменной иронией.