Этноконфессиональные особенности мясного потребления
Под влиянием каких факторов будет меняться ассортимент продукции

В разных странах и регионах мира существуют свои тысячелетние традиции и привычки потребления отдельных видов мяса. Важнейшими факторами, которые определяют основу продуктовой корзины населения, являются природно-климатическое окружение и местные ресурсы. Однако с зарождением и распространением религий — от язычества до ислама — требования к приемам пищи и продуктам питания закреплялись в виде духовных постулатов и получали теологическое обоснование. О том, какую роль в конкурентной борьбе поставщиков мясной продукции начинают приобретать народные и семейные традиции, региональные привычки потребления, соблюдение определенных религиозных правил, расскажет автор этой статьи.
Второй год подряд россияне ставят рекорды в потреблении мясных продуктов. Расширяется ассортимент, растут спрос и цены на наиболее дорогие категории — премиальные отруба, деликатесы, сырокопченые, сыровяленые и варено-копченые изделия. По итогам прошедшего года ценники на говядину и баранину также показали беспрецедентный рост.
Мясо, мясные продукты всегда были и остаются в России основой потребительской корзины, в отличие от многих других стран, где в основу рациона питания входят значительные объемы рыбы, овощей и зернобобовых. За последние два года, с постоянным увеличением зарплат, обеспеченный спрос привел к буму потребления мяса, даже несмотря на констатируемый на всех уровнях рост цен. По оценке Министерства сельского хозяйства, за последнюю пятилетку средний россиянин увеличил потребление мясопродуктов на рекордные 11 % — с 75 до 83 кг в год.
Мясо становится более доступным как физически — благодаря росту разделки и пенетрации розничных сетей, — так и экономически, ввиду наличия обеспеченного потребительского спроса. При этом динамика потребления свинины, баранины и курицы несколько затормозилась ввиду отсутствия ощутимого роста их производства в России и увеличения экспорта этих видов мяса.
На рынке резко обострилась борьба за покупателя, которая заставляет развивать новые направления, работать на разные социальные группы и возрастные категории потребителей. Стремясь к диверсификации мясной корзины, россияне ищут новые продукты, что приводит к заметному увеличению спроса на мясо индеек, кроликов, перепелов, той же утки, деликатесы и консервы из дичи и других специалитетов. К примеру, потребление индюшатины за последнее десятилетие выросло почти втрое — с 1 до 2,8 кг на человека в год.
В борьбе за потребителя производители, переработчики, операторы розницы и фуд-сервиса уходят от массовости, постоянно ищут и разрабатывают уникальные предложения для специфических сегментов рынка, с учетом социальных, возрастных, региональных и других особенностей целевых покупателей. Для поставщиков мясной продукции все более важное значение в конкурентной борьбе начинают приобретать этноконфессиональные факторы: народные и семейные традиции, региональные привычки потребления, соблюдение определенных религиозных правил как дополнительная гарантия безопасности и качества продукции.
В России недавно закончился Великий пост, чуть раньше — священный для мусульман месяц Рамадан — два длительных периода традиционного для российской мясной отрасли заметного сокращения продаж продукции. К большому сожалению, в нашей стране до сих пор нет объективных статистических данных об уровне уменьшения объемов реализации мяса, однако отраслевые эксперты оценивают его минимум в 10–15 % в зависимости от года и региона. Большинство компаний на мясном рынке заранее закладывают этот фактор в планы производства и продаж. О сокращении спроса свидетельствуют заметное снижение или стагнация ценовых индикаторов мясной группы. Но является ли Россия исключением?
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
В разных странах и регионах мира, в этнических группах и религиях существуют тысячелетние традиции и привычки потребления отдельных видов мяса. Важнейшими факторами, определяющими основу продуктовой корзины жителей конкретного региона, являются природно-климатическое окружение и местные ресурсы — вода, кормовая база, сами животные, инфраструктура и возможности их товарного воспроизводства. Однако с зарождением и распространением религий — от язычества до ислама — требования к приемам пищи и продуктам питания закреплялись в виде духовных постулатов и получали теологическое обоснование. Это произошло с кошером в иудаизме, в индуизме — с ахимсой, в христианстве — с постами и с халялем — в более молодой религии, исламе.
Несмотря на очевидную социальную и духовную либерализацию в большинстве стран мира, глобализацию и постоянное расширение международной торговли, этноконфессиональные традиции, как правило, остаются незыблемыми, а в некоторых странах, особенно мусульманских, даже наоборот, радикализуются. Все чаще специфические требования к продуктам питания, способам их производства, хранения и продаж становятся техническими, защитными барьерами от импорта. Достаточно упомянуть только что опубликованный доклад Офиса торгового представителя США «О торговых барьерах», обвиняющего Малайзию, Индонезию и ряд стран Персидского залива в «слишком строгих требованиях халяль» к пищевым продуктам и органам сертификации. А «жесткость» требований кашрута в Израиле даже не обсуждается. В отдельных случаях такие меры принимаются не только для усиления гарантий соответствия местному шариатскому законодательству, но и для защиты местных производителей, даже между соседними странами с одинаковым вероисповеданием.
При всем разнообразии белковой продукции животного происхождения (исключая молоко, яйца и рыбу) разные конфессии и этнические группы по-своему разделяют их на «разрешенные» и «запрещенные». Исторически популярные, хотя и не всем и не везде доступные в мире говядина, баранина и козлятина разрешены всеми религиями, кроме индуизма. В исламе они требуют специальных ритуалов и практик убоя, а в иудаизме вся задняя часть туши мелкого и крупного рогатого скота считается некошерной. При этом далеко не все религии разрешают использование в пищу субпродуктов. Свинина и любая продукция, связанная с ее переработкой, категорически не допускаются исламом и иудаизмом. К конине отношение смешанное: крайне популярная в буддистской Монголии, у мусульман Средней Азии, Северного Китая, российского Поволжья и Якутии, она запрещена к употреблению у иудеев, некоторых согласий старообрядцев и цыган по религиозным, а в США и ряде католических стран – по гуманным соображениям. Диетическая крольчатина запрещена по кашруту; мясо оленей и косуль разрешено для христиан, а для мусульман и иудеев – только при соответствующем ритуальном убое и разделке.

Но безусловным лидером на мировом мясном рынке с максимальным «принятием» почти всеми религиями и группами потребителей (за исключением радикальных индуистов, буддистов и веганов) по праву считается мясо птицы. Курицу едят практически везде, где она доступна для содержания, промышленного выращивания или привозится по импорту, за редким исключением части жителей Индии, православных христиан Эфиопии и некоторых островов Полинезии. То же самое с промышленной индейкой, перепелом, гусем, уткой, цесаркой: они также принимаются практически всеми конфессиями и этническими группами.