Под влиянием каких факторов меняется ассортимент мясной продукции

АгроинвесторБизнес

Этноконфессиональные особенности мясного потребления

Под влиянием каких факторов будет меняться ассортимент продукции

Альберт Давлеев

Shutterstock

В разных странах и регионах мира существуют свои тысячелетние традиции и привычки потребления отдельных видов мяса. Важнейшими факторами, которые определяют основу продуктовой корзины населения, являются природно-климатическое окружение и местные ресурсы. Однако с зарождением и распространением религий — от язычества до ислама — требования к приемам пищи и продуктам питания закреплялись в виде духовных постулатов и получали теологическое обоснование. О том, какую роль в конкурентной борьбе поставщиков мясной продукции начинают приобретать народные и семейные традиции, региональные привычки потребления, соблюдение определенных религиозных правил, расскажет автор этой статьи.

Второй год подряд россияне ставят рекорды в потреблении мясных продуктов. Расширяется ассортимент, растут спрос и цены на наиболее дорогие категории — премиальные отруба, деликатесы, сырокопченые, сыровяленые и варено-копченые изделия. По итогам прошедшего года ценники на говядину и баранину также показали беспрецедентный рост.

Мясо, мясные продукты всегда были и остаются в России основой потребительской корзины, в отличие от многих других стран, где в основу рациона питания входят значительные объемы рыбы, овощей и зернобобовых. За последние два года, с постоянным увеличением зарплат, обеспеченный спрос привел к буму потребления мяса, даже несмотря на констатируемый на всех уровнях рост цен. По оценке Министерства сельского хозяйства, за последнюю пятилетку средний россиянин увеличил потребление мясопродуктов на рекордные 11 % — с 75 до 83 кг в год.

Мясо становится более доступным как физически — благодаря росту разделки и пенетрации розничных сетей, — так и экономически, ввиду наличия обеспеченного потребительского спроса. При этом динамика потребления свинины, баранины и курицы несколько затормозилась ввиду отсутствия ощутимого роста их производства в России и увеличения экспорта этих видов мяса.

На рынке резко обострилась борьба за покупателя, которая заставляет развивать новые направления, работать на разные социальные группы и возрастные категории потребителей. Стремясь к диверсификации мясной корзины, россияне ищут новые продукты, что приводит к заметному увеличению спроса на мясо индеек, кроликов, перепелов, той же утки, деликатесы и консервы из дичи и других специалитетов. К примеру, потребление индюшатины за последнее десятилетие выросло почти втрое — с 1 до 2,8 кг на человека в год.

В борьбе за потребителя производители, переработчики, операторы розницы и фуд-сервиса уходят от массовости, постоянно ищут и разрабатывают уникальные предложения для специфических сегментов рынка, с учетом социальных, возрастных, региональных и других особенностей целевых покупателей. Для поставщиков мясной продукции все более важное значение в конкурентной борьбе начинают приобретать этноконфессиональные факторы: народные и семейные традиции, региональные привычки потребления, соблюдение определенных религиозных правил как дополнительная гарантия безопасности и качества продукции.

В России недавно закончился Великий пост, чуть раньше — священный для мусульман месяц Рамадан — два длительных периода традиционного для российской мясной отрасли заметного сокращения продаж продукции. К большому сожалению, в нашей стране до сих пор нет объективных статистических данных об уровне уменьшения объемов реализации мяса, однако отраслевые эксперты оценивают его минимум в 10–15 % в зависимости от года и региона. Большинство компаний на мясном рынке заранее закладывают этот фактор в планы производства и продаж. О сокращении спроса свидетельствуют заметное снижение или стагнация ценовых индикаторов мясной группы. Но является ли Россия исключением?

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

В разных странах и регионах мира, в этнических группах и религиях существуют тысячелетние традиции и привычки потребления отдельных видов мяса. Важнейшими факторами, определяющими основу продуктовой корзины жителей конкретного региона, являются природно-климатическое окружение и местные ресурсы — вода, кормовая база, сами животные, инфраструктура и возможности их товарного воспроизводства. Однако с зарождением и распространением религий — от язычества до ислама — требования к приемам пищи и продуктам питания закреплялись в виде духовных постулатов и получали теологическое обоснование. Это произошло с кошером в иудаизме, в индуизме — с ахимсой, в христианстве — с постами и с халялем — в более молодой религии, исламе.

Несмотря на очевидную социальную и духовную либерализацию в большинстве стран мира, глобализацию и постоянное расширение международной торговли, этноконфессиональные традиции, как правило, остаются незыблемыми, а в некоторых странах, особенно мусульманских, даже наоборот, радикализуются. Все чаще специфические требования к продуктам питания, способам их производства, хранения и продаж становятся техническими, защитными барьерами от импорта. Достаточно упомянуть только что опубликованный доклад Офиса торгового представителя США «О торговых барьерах», обвиняющего Малайзию, Индонезию и ряд стран Персидского залива в «слишком строгих требованиях халяль» к пищевым продуктам и органам сертификации. А «жесткость» требований кашрута в Израиле даже не обсуждается. В отдельных случаях такие меры принимаются не только для усиления гарантий соответствия местному шариатскому законодательству, но и для защиты местных производителей, даже между соседними странами с одинаковым вероисповеданием.

При всем разнообразии белковой продукции животного происхождения (исключая молоко, яйца и рыбу) разные конфессии и этнические группы по-своему разделяют их на «разрешенные» и «запрещенные». Исторически популярные, хотя и не всем и не везде доступные в мире говядина, баранина и козлятина разрешены всеми религиями, кроме индуизма. В исламе они требуют специальных ритуалов и практик убоя, а в иудаизме вся задняя часть туши мелкого и крупного рогатого скота считается некошерной. При этом далеко не все религии разрешают использование в пищу субпродуктов. Свинина и любая продукция, связанная с ее переработкой, категорически не допускаются исламом и иудаизмом. К конине отношение смешанное: крайне популярная в буддистской Монголии, у мусульман Средней Азии, Северного Китая, российского Поволжья и Якутии, она запрещена к употреблению у иудеев, некоторых согласий старообрядцев и цыган по религиозным, а в США и ряде католических стран – по гуманным соображениям. Диетическая крольчатина запрещена по кашруту; мясо оленей и косуль разрешено для христиан, а для мусульман и иудеев – только при соответствующем ритуальном убое и разделке.

«Агроэко»

Но безусловным лидером на мировом мясном рынке с максимальным «принятием» почти всеми религиями и группами потребителей (за исключением радикальных индуистов, буддистов и веганов) по праву считается мясо птицы. Курицу едят практически везде, где она доступна для содержания, промышленного выращивания или привозится по импорту, за редким исключением части жителей Индии, православных христиан Эфиопии и некоторых островов Полинезии. То же самое с промышленной индейкой, перепелом, гусем, уткой, цесаркой: они также принимаются практически всеми конфессиями и этническими группами.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тест: Как вы расстаетесь? Тест: Как вы расстаетесь?

То, как мы расстаемся, многое говорит о наших опасениях. А как это делаете вы?

Psychologies
Программа возвращения стройности Программа возвращения стройности

Многие женщины в разные периоды жизни хотели бы снизить вес. Как это сделать?

Добрые советы
«Стоять на обочине с полным баком»: как скромность мешает карьерному росту «Стоять на обочине с полным баком»: как скромность мешает карьерному росту

Как работает профессиональная видимость и можно ли превратить ее в стратегию

Forbes
Медоуказчики привели людей к змеям по ошибке Медоуказчики привели людей к змеям по ошибке

Орнитологи выяснили, почему большие медоуказчики иногда направляют людей к змеям

N+1
Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове

Когда Ефремов пригласил меня, МХАТ как раз «пилился»

Коллекция. Караван историй
Как бренд кроссовок Hovers запустил производство в Москве и почему он не работает с маркетплейсами Как бренд кроссовок Hovers запустил производство в Москве и почему он не работает с маркетплейсами

Почему запустить бренд обуви в России сложнее, чем локальную марку одежды?

Inc.
Расчеты на будущее Расчеты на будущее

Какие новые технологии вычислений придут на смену классическим компьютерам

РБК
Дальше не значит лучше Дальше не значит лучше

У тех, кто остается на даче, очень много возможностей отлично провести время

КАНТРИ Русская азбука
Основательница ансамбля «Толока» — о традиции и современности Основательница ансамбля «Толока» — о традиции и современности

Как появилась идея ансамбля «Толока» и как она воплотилась в жизнь?

РБК
Моя лучшая подруга Моя лучшая подруга

Даже после ссоры вернуть лучшую подругу реально. Главное – знать, с чего начать!

Лиза
Экспансия из рая Экспансия из рая

Кто первым и зачем покинул океан

Вокруг света
Прокатят по деньгам Прокатят по деньгам

Как развивается и от чего зависит цена на сталь в России

Ведомости
Дачники Дачники

Почему дачная привязанность прочно вошла в культурный код русского человека?

Добрые советы
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Им наверху виднее Им наверху виднее

10 причин установить на свой автомобиль спутниковый охранный комплекс

Автопилот
Марками по маркетплейсам Марками по маркетплейсам

Как АКОРТ предлагает поступить с маркировками товаров на маркетплейсах

Ведомости
Астрономы заметили в космосе таинственную идеальную сферу Астрономы заметили в космосе таинственную идеальную сферу

Объект Телиос: совершенная сфера неизвестного происхождения

ТехИнсайдер
Как историк Ричард Бут вдохновляет создание букинистических городков по всему миру Как историк Ричард Бут вдохновляет создание букинистических городков по всему миру

Глава из книги Ким Онхо «Книжные магазины»

Forbes
«Эффективность ЭКО можно увеличить вдвое, если мужчина не останется в стороне» «Эффективность ЭКО можно увеличить вдвое, если мужчина не останется в стороне»

Как можно снизить количество попыток ЭКО при имеющихся ресурсах

Ведомости
Что случилось с семьей Гитлера и где живут потомки фашиста? Интересные факты Что случилось с семьей Гитлера и где живут потомки фашиста? Интересные факты

Почему родственники Гитлера решили навсегда прервать зловещую фамилию?

ТехИнсайдер
Важно не бояться рисковать! Важно не бояться рисковать!

Лиза Федюкова, музыкант, основатель онлайн-платформы «Классиопея»

Лиза
Кем был воин Афгана Кем был воин Афгана

О ветеранах-«афганцах», наших соотечественниках по единому Советскому Союзу

Монокль
Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому

Архитектура может быть не только функциональной, но и трогательной

VOICE
Спортивная фигура Спортивная фигура

Прежде чем начать заниматься, нужен контекст. И форма

Afternoon Seasons of life
Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи

Анатолий Шульев о смыслах, заложенных в спектакль о физике Льве Ландау

Ведомости
Работа любви Работа любви

Что такое быть вместе, быть разными, быть собой?

Afternoon Seasons of life
Опальная молекула: почему высокий уровень холестерина считают угрозой для здоровья Опальная молекула: почему высокий уровень холестерина считают угрозой для здоровья

Холестерин: какую роль он играет в организме и почему вокруг него одни скандалы?

Forbes
Дело в Омане Дело в Омане

Из-за чего интерес российских инвесторов смещается в сторону Омана от ОАЭ

Ведомости
Как дети, честное слово Как дети, честное слово

Как изобретали детство: когда появились детские игрушки, одежда и литература

Вокруг света
Прохладная экономика Прохладная экономика

Слабая экономическая активность: аргумент в пользу смягчения монетарной политики

Ведомости
Открыть в приложении