Под влиянием каких факторов меняется ассортимент мясной продукции

АгроинвесторБизнес

Этноконфессиональные особенности мясного потребления

Под влиянием каких факторов будет меняться ассортимент продукции

Альберт Давлеев

Shutterstock

В разных странах и регионах мира существуют свои тысячелетние традиции и привычки потребления отдельных видов мяса. Важнейшими факторами, которые определяют основу продуктовой корзины населения, являются природно-климатическое окружение и местные ресурсы. Однако с зарождением и распространением религий — от язычества до ислама — требования к приемам пищи и продуктам питания закреплялись в виде духовных постулатов и получали теологическое обоснование. О том, какую роль в конкурентной борьбе поставщиков мясной продукции начинают приобретать народные и семейные традиции, региональные привычки потребления, соблюдение определенных религиозных правил, расскажет автор этой статьи.

Второй год подряд россияне ставят рекорды в потреблении мясных продуктов. Расширяется ассортимент, растут спрос и цены на наиболее дорогие категории — премиальные отруба, деликатесы, сырокопченые, сыровяленые и варено-копченые изделия. По итогам прошедшего года ценники на говядину и баранину также показали беспрецедентный рост.

Мясо, мясные продукты всегда были и остаются в России основой потребительской корзины, в отличие от многих других стран, где в основу рациона питания входят значительные объемы рыбы, овощей и зернобобовых. За последние два года, с постоянным увеличением зарплат, обеспеченный спрос привел к буму потребления мяса, даже несмотря на констатируемый на всех уровнях рост цен. По оценке Министерства сельского хозяйства, за последнюю пятилетку средний россиянин увеличил потребление мясопродуктов на рекордные 11 % — с 75 до 83 кг в год.

Мясо становится более доступным как физически — благодаря росту разделки и пенетрации розничных сетей, — так и экономически, ввиду наличия обеспеченного потребительского спроса. При этом динамика потребления свинины, баранины и курицы несколько затормозилась ввиду отсутствия ощутимого роста их производства в России и увеличения экспорта этих видов мяса.

На рынке резко обострилась борьба за покупателя, которая заставляет развивать новые направления, работать на разные социальные группы и возрастные категории потребителей. Стремясь к диверсификации мясной корзины, россияне ищут новые продукты, что приводит к заметному увеличению спроса на мясо индеек, кроликов, перепелов, той же утки, деликатесы и консервы из дичи и других специалитетов. К примеру, потребление индюшатины за последнее десятилетие выросло почти втрое — с 1 до 2,8 кг на человека в год.

В борьбе за потребителя производители, переработчики, операторы розницы и фуд-сервиса уходят от массовости, постоянно ищут и разрабатывают уникальные предложения для специфических сегментов рынка, с учетом социальных, возрастных, региональных и других особенностей целевых покупателей. Для поставщиков мясной продукции все более важное значение в конкурентной борьбе начинают приобретать этноконфессиональные факторы: народные и семейные традиции, региональные привычки потребления, соблюдение определенных религиозных правил как дополнительная гарантия безопасности и качества продукции.

В России недавно закончился Великий пост, чуть раньше — священный для мусульман месяц Рамадан — два длительных периода традиционного для российской мясной отрасли заметного сокращения продаж продукции. К большому сожалению, в нашей стране до сих пор нет объективных статистических данных об уровне уменьшения объемов реализации мяса, однако отраслевые эксперты оценивают его минимум в 10–15 % в зависимости от года и региона. Большинство компаний на мясном рынке заранее закладывают этот фактор в планы производства и продаж. О сокращении спроса свидетельствуют заметное снижение или стагнация ценовых индикаторов мясной группы. Но является ли Россия исключением?

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

В разных странах и регионах мира, в этнических группах и религиях существуют тысячелетние традиции и привычки потребления отдельных видов мяса. Важнейшими факторами, определяющими основу продуктовой корзины жителей конкретного региона, являются природно-климатическое окружение и местные ресурсы — вода, кормовая база, сами животные, инфраструктура и возможности их товарного воспроизводства. Однако с зарождением и распространением религий — от язычества до ислама — требования к приемам пищи и продуктам питания закреплялись в виде духовных постулатов и получали теологическое обоснование. Это произошло с кошером в иудаизме, в индуизме — с ахимсой, в христианстве — с постами и с халялем — в более молодой религии, исламе.

Несмотря на очевидную социальную и духовную либерализацию в большинстве стран мира, глобализацию и постоянное расширение международной торговли, этноконфессиональные традиции, как правило, остаются незыблемыми, а в некоторых странах, особенно мусульманских, даже наоборот, радикализуются. Все чаще специфические требования к продуктам питания, способам их производства, хранения и продаж становятся техническими, защитными барьерами от импорта. Достаточно упомянуть только что опубликованный доклад Офиса торгового представителя США «О торговых барьерах», обвиняющего Малайзию, Индонезию и ряд стран Персидского залива в «слишком строгих требованиях халяль» к пищевым продуктам и органам сертификации. А «жесткость» требований кашрута в Израиле даже не обсуждается. В отдельных случаях такие меры принимаются не только для усиления гарантий соответствия местному шариатскому законодательству, но и для защиты местных производителей, даже между соседними странами с одинаковым вероисповеданием.

При всем разнообразии белковой продукции животного происхождения (исключая молоко, яйца и рыбу) разные конфессии и этнические группы по-своему разделяют их на «разрешенные» и «запрещенные». Исторически популярные, хотя и не всем и не везде доступные в мире говядина, баранина и козлятина разрешены всеми религиями, кроме индуизма. В исламе они требуют специальных ритуалов и практик убоя, а в иудаизме вся задняя часть туши мелкого и крупного рогатого скота считается некошерной. При этом далеко не все религии разрешают использование в пищу субпродуктов. Свинина и любая продукция, связанная с ее переработкой, категорически не допускаются исламом и иудаизмом. К конине отношение смешанное: крайне популярная в буддистской Монголии, у мусульман Средней Азии, Северного Китая, российского Поволжья и Якутии, она запрещена к употреблению у иудеев, некоторых согласий старообрядцев и цыган по религиозным, а в США и ряде католических стран – по гуманным соображениям. Диетическая крольчатина запрещена по кашруту; мясо оленей и косуль разрешено для христиан, а для мусульман и иудеев – только при соответствующем ритуальном убое и разделке.

«Агроэко»

Но безусловным лидером на мировом мясном рынке с максимальным «принятием» почти всеми религиями и группами потребителей (за исключением радикальных индуистов, буддистов и веганов) по праву считается мясо птицы. Курицу едят практически везде, где она доступна для содержания, промышленного выращивания или привозится по импорту, за редким исключением части жителей Индии, православных христиан Эфиопии и некоторых островов Полинезии. То же самое с промышленной индейкой, перепелом, гусем, уткой, цесаркой: они также принимаются практически всеми конфессиями и этническими группами.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
Древние и красивые: 5 важных археологических памятников Древние и красивые: 5 важных археологических памятников

Самые впечатляющие и ценнейшие археологические памятники

ТехИнсайдер
Нужно идти на иностранные рынки, как бы трудно ни было Нужно идти на иностранные рынки, как бы трудно ни было

Расшифровать культурный код ДНК и выйти на иностранный рынок

Эксперт
Маурицио Каттелан Маурицио Каттелан

Правила жизни художника Маурицио Каттелана

Правила жизни
Лидер в эпоху перемен Лидер в эпоху перемен

Как стать лидером, за которым пойдут остальные

Men Today
«Подписали — и попали». 3 главные автомобильные аферы последних лет «Подписали — и попали». 3 главные автомобильные аферы последних лет

Когда на кону миллионы и авто, фантазия у аферистов работает без ограничений

РБК
Прямо из подворотни Прямо из подворотни

Что мода позаимствовала у опасных субкультур?

Правила жизни
Подводный флот Ирана Подводный флот Ирана

Главная сила ВМС Ирана — подводные лодки

Наука и техника
Самый сок Самый сок

Готовим полезные напитки из дачных ягод, фруктов и овощей

Добрые советы
Усилием воли Усилием воли

Все о подготовке емкостей для консервирования

КАНТРИ Русская азбука
Почему некоторые люди чихают несколько раз подряд Почему некоторые люди чихают несколько раз подряд

С чем может быть связано непрерывное чихание у людей?

ТехИнсайдер
Цифровая паутина «Черного квадрата» Цифровая паутина «Черного квадрата»

Как манифест Малевича переосмысливают современные художники

Вокруг света
Против взлома есть приемы Против взлома есть приемы

Как защитить свой аккаунт на госуслугах

Лиза
Коротко и ясно Коротко и ясно

Идеи для коротких, но ярких путешествий по России

Добрые советы
Рост на цифрах Рост на цифрах

Какие факторы способствуют увеличению рынка ЦФА

Ведомости
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
Нереальная любовь Нереальная любовь

Как и почему «эмоциональные» чат-боты стали заменять настоящих партнеров

РБК
Мелочей не бывает Мелочей не бывает

Как банки строят программы для клиентов премиум-сегмента

Деньги
Тихий — новый громкий Тихий — новый громкий

Сергей Сироткин о хулиганском прошлом, любви к кошкам и лайфхаках для песен

Правила жизни
Валентин Фадеев: «Узлы в щитовидной железе – чаще всего вариант нормы, как родинки на коже» Валентин Фадеев: «Узлы в щитовидной железе – чаще всего вариант нормы, как родинки на коже»

Щитовидка, лишний вес и гормоны: разбираемся в тонкостях с эндокринологом

Здоровье
Новая жизнь Новая жизнь

Как сделать косметический ремонт своими руками

Лиза
Отдых в стиле прованс Отдых в стиле прованс

Загородная дача в авторском прочтении французской классики

SALON-Interior
Полис ограниченного действия Полис ограниченного действия

Экономят ли работодатели на ДМС для сотрудников

Деньги
Что скрывает этикетка Что скрывает этикетка

Научиться расшифровывать эти загадочные и малопонятные надписи не так уж сложно

Лиза
Вымереть обратно Вымереть обратно

Пророчество фильма «Парк юрского периода»: можно ли воссоздать вымершие виды

Вокруг света
В космосе обнаружили разрушительное явление, которому нет равных по масштабу В космосе обнаружили разрушительное явление, которому нет равных по масштабу

В просторах Вселенной разворачиваются драмы поистине космического масштаба

Inc.
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
Как выбрать брокера Как выбрать брокера

Как выбрать яхтенного брокера и избежать ошибок?

Y Magazine
Индустрия со вкусом Индустрия со вкусом

Какой сейчас является пищевая промышленность Москвы

Ведомости
Открыть в приложении