Под влиянием каких факторов меняется ассортимент мясной продукции

АгроинвесторБизнес

Этноконфессиональные особенности мясного потребления

Под влиянием каких факторов будет меняться ассортимент продукции

Альберт Давлеев

Shutterstock

В разных странах и регионах мира существуют свои тысячелетние традиции и привычки потребления отдельных видов мяса. Важнейшими факторами, которые определяют основу продуктовой корзины населения, являются природно-климатическое окружение и местные ресурсы. Однако с зарождением и распространением религий — от язычества до ислама — требования к приемам пищи и продуктам питания закреплялись в виде духовных постулатов и получали теологическое обоснование. О том, какую роль в конкурентной борьбе поставщиков мясной продукции начинают приобретать народные и семейные традиции, региональные привычки потребления, соблюдение определенных религиозных правил, расскажет автор этой статьи.

Второй год подряд россияне ставят рекорды в потреблении мясных продуктов. Расширяется ассортимент, растут спрос и цены на наиболее дорогие категории — премиальные отруба, деликатесы, сырокопченые, сыровяленые и варено-копченые изделия. По итогам прошедшего года ценники на говядину и баранину также показали беспрецедентный рост.

Мясо, мясные продукты всегда были и остаются в России основой потребительской корзины, в отличие от многих других стран, где в основу рациона питания входят значительные объемы рыбы, овощей и зернобобовых. За последние два года, с постоянным увеличением зарплат, обеспеченный спрос привел к буму потребления мяса, даже несмотря на констатируемый на всех уровнях рост цен. По оценке Министерства сельского хозяйства, за последнюю пятилетку средний россиянин увеличил потребление мясопродуктов на рекордные 11 % — с 75 до 83 кг в год.

Мясо становится более доступным как физически — благодаря росту разделки и пенетрации розничных сетей, — так и экономически, ввиду наличия обеспеченного потребительского спроса. При этом динамика потребления свинины, баранины и курицы несколько затормозилась ввиду отсутствия ощутимого роста их производства в России и увеличения экспорта этих видов мяса.

На рынке резко обострилась борьба за покупателя, которая заставляет развивать новые направления, работать на разные социальные группы и возрастные категории потребителей. Стремясь к диверсификации мясной корзины, россияне ищут новые продукты, что приводит к заметному увеличению спроса на мясо индеек, кроликов, перепелов, той же утки, деликатесы и консервы из дичи и других специалитетов. К примеру, потребление индюшатины за последнее десятилетие выросло почти втрое — с 1 до 2,8 кг на человека в год.

В борьбе за потребителя производители, переработчики, операторы розницы и фуд-сервиса уходят от массовости, постоянно ищут и разрабатывают уникальные предложения для специфических сегментов рынка, с учетом социальных, возрастных, региональных и других особенностей целевых покупателей. Для поставщиков мясной продукции все более важное значение в конкурентной борьбе начинают приобретать этноконфессиональные факторы: народные и семейные традиции, региональные привычки потребления, соблюдение определенных религиозных правил как дополнительная гарантия безопасности и качества продукции.

В России недавно закончился Великий пост, чуть раньше — священный для мусульман месяц Рамадан — два длительных периода традиционного для российской мясной отрасли заметного сокращения продаж продукции. К большому сожалению, в нашей стране до сих пор нет объективных статистических данных об уровне уменьшения объемов реализации мяса, однако отраслевые эксперты оценивают его минимум в 10–15 % в зависимости от года и региона. Большинство компаний на мясном рынке заранее закладывают этот фактор в планы производства и продаж. О сокращении спроса свидетельствуют заметное снижение или стагнация ценовых индикаторов мясной группы. Но является ли Россия исключением?

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

В разных странах и регионах мира, в этнических группах и религиях существуют тысячелетние традиции и привычки потребления отдельных видов мяса. Важнейшими факторами, определяющими основу продуктовой корзины жителей конкретного региона, являются природно-климатическое окружение и местные ресурсы — вода, кормовая база, сами животные, инфраструктура и возможности их товарного воспроизводства. Однако с зарождением и распространением религий — от язычества до ислама — требования к приемам пищи и продуктам питания закреплялись в виде духовных постулатов и получали теологическое обоснование. Это произошло с кошером в иудаизме, в индуизме — с ахимсой, в христианстве — с постами и с халялем — в более молодой религии, исламе.

Несмотря на очевидную социальную и духовную либерализацию в большинстве стран мира, глобализацию и постоянное расширение международной торговли, этноконфессиональные традиции, как правило, остаются незыблемыми, а в некоторых странах, особенно мусульманских, даже наоборот, радикализуются. Все чаще специфические требования к продуктам питания, способам их производства, хранения и продаж становятся техническими, защитными барьерами от импорта. Достаточно упомянуть только что опубликованный доклад Офиса торгового представителя США «О торговых барьерах», обвиняющего Малайзию, Индонезию и ряд стран Персидского залива в «слишком строгих требованиях халяль» к пищевым продуктам и органам сертификации. А «жесткость» требований кашрута в Израиле даже не обсуждается. В отдельных случаях такие меры принимаются не только для усиления гарантий соответствия местному шариатскому законодательству, но и для защиты местных производителей, даже между соседними странами с одинаковым вероисповеданием.

При всем разнообразии белковой продукции животного происхождения (исключая молоко, яйца и рыбу) разные конфессии и этнические группы по-своему разделяют их на «разрешенные» и «запрещенные». Исторически популярные, хотя и не всем и не везде доступные в мире говядина, баранина и козлятина разрешены всеми религиями, кроме индуизма. В исламе они требуют специальных ритуалов и практик убоя, а в иудаизме вся задняя часть туши мелкого и крупного рогатого скота считается некошерной. При этом далеко не все религии разрешают использование в пищу субпродуктов. Свинина и любая продукция, связанная с ее переработкой, категорически не допускаются исламом и иудаизмом. К конине отношение смешанное: крайне популярная в буддистской Монголии, у мусульман Средней Азии, Северного Китая, российского Поволжья и Якутии, она запрещена к употреблению у иудеев, некоторых согласий старообрядцев и цыган по религиозным, а в США и ряде католических стран – по гуманным соображениям. Диетическая крольчатина запрещена по кашруту; мясо оленей и косуль разрешено для христиан, а для мусульман и иудеев – только при соответствующем ритуальном убое и разделке.

«Агроэко»

Но безусловным лидером на мировом мясном рынке с максимальным «принятием» почти всеми религиями и группами потребителей (за исключением радикальных индуистов, буддистов и веганов) по праву считается мясо птицы. Курицу едят практически везде, где она доступна для содержания, промышленного выращивания или привозится по импорту, за редким исключением части жителей Индии, православных христиан Эфиопии и некоторых островов Полинезии. То же самое с промышленной индейкой, перепелом, гусем, уткой, цесаркой: они также принимаются практически всеми конфессиями и этническими группами.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Агрострахование на подъеме Агрострахование на подъеме

Площадь застрахованных площадей увеличилась более чем на треть

Агроинвестор
Напитки с плюсом Напитки с плюсом

Почему растет рынок функциональных продуктов

Агроинвестор
На суверенитет побрызгали живой водой На суверенитет побрызгали живой водой

Промышленность успешно использовала условия вынужденной протекционистской защиты

Монокль
«Мы можем подобрать рекламные механики для любого бизнеса» «Мы можем подобрать рекламные механики для любого бизнеса»

Дмитрий Константин о том, как создать эффективную рекламную платформу

Деньги
Под номером четырнадцать Под номером четырнадцать

Стул № 14 фирмы «Тонет» — первый в истории для широкого массового производства

Дилетант
Мир, дружба, Мир, дружба,

Актеры Кирилл Кяро и Даниил Страхов — о дружбе, работе и “Гипнозисеˮ

Men Today
Не ешь пирожок! Не ешь пирожок!

Составляем правильное меню для тебя (без булочек!)

VOICE
Жила-была золотая рыбка Жила-была золотая рыбка

Как золотые рыбки из аквариумов угрожают экологии

Наука и жизнь
Светлана Коркошко: «Одиночество — это моя природа» Светлана Коркошко: «Одиночество — это моя природа»

«Я долго не могла переступить порог моего любимого МХАТа после его раздела»

Коллекция. Караван историй
За 10 лет арктические дафнии не смогли приспособиться к потеплению За 10 лет арктические дафнии не смогли приспособиться к потеплению

Почему особи бесполых дафний плохо переносят потепление

N+1
Звезды манящие Звезды манящие

Ослепительная вспышка, которой уже некого слепить, миг неуловимый

Знание – сила
Елизавета Юрьева: «Гордость зачастую – это способ защиты» Елизавета Юрьева: «Гордость зачастую – это способ защиты»

Елизавета Юрьева рассказывает, как она стала цыганкой

Ведомости
Липецк: за рулем и пешком Липецк: за рулем и пешком

Как в Липецкой области мастера восстанавливают связь между прошлым и настоящим

Вокруг света
Ботаники описали новый вид паразитирующих на грибах «волшебных фонариков» с Малайского полуострова Ботаники описали новый вид паразитирующих на грибах «волшебных фонариков» с Малайского полуострова

Как на востоке Малайского полуострова новый вид тисмий

N+1
Малая и средняя конкуренция Малая и средняя конкуренция

Субъекты малого и среднего бизнеса видят усиление конкуренции. Итоги мониторинга

Ведомости
Как крупнейшая в мире миротворческая организация вызвала эпидемию, от которой погибли 10 000 человек Как крупнейшая в мире миротворческая организация вызвала эпидемию, от которой погибли 10 000 человек

Как в 2010 году миротворческая организация вызвала на Гаити эпидемию холеры

ТехИнсайдер
Как научиться принимать комплименты Как научиться принимать комплименты

Почему бывает трудно принимать комплименты и как с этим справиться

Inc.
В древнем левантийском поселении изготавливали пурпур на протяжении 500 лет В древнем левантийском поселении изготавливали пурпур на протяжении 500 лет

В Тель-Шикмоне примерно 500 лет находился крупный центр по производству пурпура

N+1
Смена сторон Смена сторон

Почему теннисисты меняют спортивное гражданство и выступают за другие страны

Ведомости
День любви День любви

Реальная история святого Валентина, не имевшая отношения к романтике

Дилетант
Миниатюрный орнитоптер стал одноногим прыгуном Миниатюрный орнитоптер стал одноногим прыгуном

Как инженеры создали робота-прыгуна массой меньше грамма

N+1
Собаки могут предупредить о распространении опасной «лихорадки долины» Собаки могут предупредить о распространении опасной «лихорадки долины»

Ученые показали, что собаки также как и человек страдают от лихорадки долины

ТехИнсайдер
Кто победил бы в битве звезд боевиков 80-х про единоборства Кто победил бы в битве звезд боевиков 80-х про единоборства

Кто самый сильный — Брюс Ли или Джеки Чан? Стивен Сигал или Чак Норрис?

Maxim
Практическое руководство: 6 советов, как пережить перелет, если вам досталось кресло посередине Практическое руководство: 6 советов, как пережить перелет, если вам досталось кресло посередине

Инструкция, как выжить в полете, если вам досталось кресло по центру

ТехИнсайдер
Поднять ставки Поднять ставки

Высокие проценты по вкладам в банке: в чем подвох

Лиза
Минеральные льготы: как работает господдержка производителей удобрений Минеральные льготы: как работает господдержка производителей удобрений

Нуждаются ли компании отрасли удобрений в дополнительной поддержке?

Forbes
Волна долговых кризисов неизбежна Волна долговых кризисов неизбежна

Как институты развития могут работать в международных проектах

Эксперт
Деньги на дорогах Деньги на дорогах

Как растут штрафы для автомобилистов

Деньги
Лингвистические фантомы Лингвистические фантомы

Как в русском языке появляются псевдоанглицизмы

Наука и жизнь
Амарант Амарант

Почему амарант — суперфуд и важнейшая пищевая культура XXI века

Здоровье
Открыть в приложении