Под влиянием каких факторов меняется ассортимент мясной продукции

АгроинвесторБизнес

Этноконфессиональные особенности мясного потребления

Под влиянием каких факторов будет меняться ассортимент продукции

Альберт Давлеев

Shutterstock

В разных странах и регионах мира существуют свои тысячелетние традиции и привычки потребления отдельных видов мяса. Важнейшими факторами, которые определяют основу продуктовой корзины населения, являются природно-климатическое окружение и местные ресурсы. Однако с зарождением и распространением религий — от язычества до ислама — требования к приемам пищи и продуктам питания закреплялись в виде духовных постулатов и получали теологическое обоснование. О том, какую роль в конкурентной борьбе поставщиков мясной продукции начинают приобретать народные и семейные традиции, региональные привычки потребления, соблюдение определенных религиозных правил, расскажет автор этой статьи.

Второй год подряд россияне ставят рекорды в потреблении мясных продуктов. Расширяется ассортимент, растут спрос и цены на наиболее дорогие категории — премиальные отруба, деликатесы, сырокопченые, сыровяленые и варено-копченые изделия. По итогам прошедшего года ценники на говядину и баранину также показали беспрецедентный рост.

Мясо, мясные продукты всегда были и остаются в России основой потребительской корзины, в отличие от многих других стран, где в основу рациона питания входят значительные объемы рыбы, овощей и зернобобовых. За последние два года, с постоянным увеличением зарплат, обеспеченный спрос привел к буму потребления мяса, даже несмотря на констатируемый на всех уровнях рост цен. По оценке Министерства сельского хозяйства, за последнюю пятилетку средний россиянин увеличил потребление мясопродуктов на рекордные 11 % — с 75 до 83 кг в год.

Мясо становится более доступным как физически — благодаря росту разделки и пенетрации розничных сетей, — так и экономически, ввиду наличия обеспеченного потребительского спроса. При этом динамика потребления свинины, баранины и курицы несколько затормозилась ввиду отсутствия ощутимого роста их производства в России и увеличения экспорта этих видов мяса.

На рынке резко обострилась борьба за покупателя, которая заставляет развивать новые направления, работать на разные социальные группы и возрастные категории потребителей. Стремясь к диверсификации мясной корзины, россияне ищут новые продукты, что приводит к заметному увеличению спроса на мясо индеек, кроликов, перепелов, той же утки, деликатесы и консервы из дичи и других специалитетов. К примеру, потребление индюшатины за последнее десятилетие выросло почти втрое — с 1 до 2,8 кг на человека в год.

В борьбе за потребителя производители, переработчики, операторы розницы и фуд-сервиса уходят от массовости, постоянно ищут и разрабатывают уникальные предложения для специфических сегментов рынка, с учетом социальных, возрастных, региональных и других особенностей целевых покупателей. Для поставщиков мясной продукции все более важное значение в конкурентной борьбе начинают приобретать этноконфессиональные факторы: народные и семейные традиции, региональные привычки потребления, соблюдение определенных религиозных правил как дополнительная гарантия безопасности и качества продукции.

В России недавно закончился Великий пост, чуть раньше — священный для мусульман месяц Рамадан — два длительных периода традиционного для российской мясной отрасли заметного сокращения продаж продукции. К большому сожалению, в нашей стране до сих пор нет объективных статистических данных об уровне уменьшения объемов реализации мяса, однако отраслевые эксперты оценивают его минимум в 10–15 % в зависимости от года и региона. Большинство компаний на мясном рынке заранее закладывают этот фактор в планы производства и продаж. О сокращении спроса свидетельствуют заметное снижение или стагнация ценовых индикаторов мясной группы. Но является ли Россия исключением?

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

В разных странах и регионах мира, в этнических группах и религиях существуют тысячелетние традиции и привычки потребления отдельных видов мяса. Важнейшими факторами, определяющими основу продуктовой корзины жителей конкретного региона, являются природно-климатическое окружение и местные ресурсы — вода, кормовая база, сами животные, инфраструктура и возможности их товарного воспроизводства. Однако с зарождением и распространением религий — от язычества до ислама — требования к приемам пищи и продуктам питания закреплялись в виде духовных постулатов и получали теологическое обоснование. Это произошло с кошером в иудаизме, в индуизме — с ахимсой, в христианстве — с постами и с халялем — в более молодой религии, исламе.

Несмотря на очевидную социальную и духовную либерализацию в большинстве стран мира, глобализацию и постоянное расширение международной торговли, этноконфессиональные традиции, как правило, остаются незыблемыми, а в некоторых странах, особенно мусульманских, даже наоборот, радикализуются. Все чаще специфические требования к продуктам питания, способам их производства, хранения и продаж становятся техническими, защитными барьерами от импорта. Достаточно упомянуть только что опубликованный доклад Офиса торгового представителя США «О торговых барьерах», обвиняющего Малайзию, Индонезию и ряд стран Персидского залива в «слишком строгих требованиях халяль» к пищевым продуктам и органам сертификации. А «жесткость» требований кашрута в Израиле даже не обсуждается. В отдельных случаях такие меры принимаются не только для усиления гарантий соответствия местному шариатскому законодательству, но и для защиты местных производителей, даже между соседними странами с одинаковым вероисповеданием.

При всем разнообразии белковой продукции животного происхождения (исключая молоко, яйца и рыбу) разные конфессии и этнические группы по-своему разделяют их на «разрешенные» и «запрещенные». Исторически популярные, хотя и не всем и не везде доступные в мире говядина, баранина и козлятина разрешены всеми религиями, кроме индуизма. В исламе они требуют специальных ритуалов и практик убоя, а в иудаизме вся задняя часть туши мелкого и крупного рогатого скота считается некошерной. При этом далеко не все религии разрешают использование в пищу субпродуктов. Свинина и любая продукция, связанная с ее переработкой, категорически не допускаются исламом и иудаизмом. К конине отношение смешанное: крайне популярная в буддистской Монголии, у мусульман Средней Азии, Северного Китая, российского Поволжья и Якутии, она запрещена к употреблению у иудеев, некоторых согласий старообрядцев и цыган по религиозным, а в США и ряде католических стран – по гуманным соображениям. Диетическая крольчатина запрещена по кашруту; мясо оленей и косуль разрешено для христиан, а для мусульман и иудеев – только при соответствующем ритуальном убое и разделке.

«Агроэко»

Но безусловным лидером на мировом мясном рынке с максимальным «принятием» почти всеми религиями и группами потребителей (за исключением радикальных индуистов, буддистов и веганов) по праву считается мясо птицы. Курицу едят практически везде, где она доступна для содержания, промышленного выращивания или привозится по импорту, за редким исключением части жителей Индии, православных христиан Эфиопии и некоторых островов Полинезии. То же самое с промышленной индейкой, перепелом, гусем, уткой, цесаркой: они также принимаются практически всеми конфессиями и этническими группами.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
Как работает институт многоженства и с чем сталкиваются женщины в таких семьях Как работает институт многоженства и с чем сталкиваются женщины в таких семьях

Почему женщины соглашаются становиться вторыми женами и какие риски несут

Forbes
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
Женщины-фридайверы из Южной Кореи адаптировались для жизни под водой Женщины-фридайверы из Южной Кореи адаптировались для жизни под водой

Чем отличаются женщины общины хэнё от кореянок, живущими на материке

ТехИнсайдер
Зеленый дракон Зеленый дракон

Как Китаю удалось пройти путь от «угольной коптилки» до лидера энергоперехода

ТехИнсайдер
Прекрасная Агнета Прекрасная Агнета

55 метров роскоши: Project Agnetha от дизайнера Луки Дини

Y Magazine
Зоолог впервые заснял самого крупного грызуна Австралии и Океании Зоолог впервые заснял самого крупного грызуна Австралии и Океании

Зоолог впервые запечатлел на фото и видео низинную мохнатую крысу

N+1
Возможно, вы взвешиваетесь неверно: несколько правил от ученых Возможно, вы взвешиваетесь неверно: несколько правил от ученых

Как понять свой истинный вес и взвеситься правильно?

ТехИнсайдер
Новое направление Новое направление

Знакомимся ближе с полноразмерным гибридным кроссовером EXLANTIX ET

Y Magazine
«Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским «Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским

Валентин Словетский — классик русского рэпа. Поговорили с ним о новом альбоме

Правила жизни
«Кухня Древнего мира» «Кухня Древнего мира»

О сырах, которые в Древнем Риме считались скромной пищей

N+1
Тайна самых древних галактик остается неразрешимой Тайна самых древних галактик остается неразрешимой

Джеймс Уэбб он столкнулся с тайной, которую не удается разрешить до сих пор

ТехИнсайдер
Дачное преображение Дачное преображение

Как можно преобразить дачное пространство своими руками

Здоровье
С легким паром! С легким паром!

Дача без русской бани на участке — это скорее нонсенс

КАНТРИ Русская азбука
Ты же девочка! Как стереотипы о женственности влияют на нашу самооценку Ты же девочка! Как стереотипы о женственности влияют на нашу самооценку

Как проявляется мизогиния в нашей жизни и как правильно с ней бороться?

Лиза
Вспомнить всех Вспомнить всех

15 лучших ролей в русских сериалах

Men Today
Карта мягкой посадки Карта мягкой посадки

Российская экономика остывает, а бизнес ищет растущие сегменты

Монокль
Дрифт без правил Дрифт без правил

«Жига. На полной скорости»: каким получился фильм о дрифтинге в России?

Автопилот
Флагман «Адмирала» Флагман «Адмирала»

Platinum от Admiral Yachts: суперъяхта, опередившая своё время

Y Magazine
Пробежать мышкой Пробежать мышкой

Обзор удобных программ для планирования интерьера дома и участка

КАНТРИ Русская азбука
Усилием воли Усилием воли

Все о подготовке емкостей для консервирования

КАНТРИ Русская азбука
Смена курса лечения Смена курса лечения

Какие результаты у фармпрома и кто смог воспользоваться окном возможностей

Эксперт
Необитаемый остров Необитаемый остров

Шесть снимков Ксении Хаунд о заброшенных безлюдных местах

Men Today
Проводник к звездам Проводник к звездам

Когда появятся гиды для космических туристов и где получить эту профессию

РБК
Локализация такси: что останется от отрасли? Локализация такси: что останется от отрасли?

Почему локализации машин такси затормозит таксомоторную отрасль

Монокль
Продать продукт, даже если его еще нет: 5 шагов, чтобы на старте понять, «выстрелит» ‎ли бизнес Продать продукт, даже если его еще нет: 5 шагов, чтобы на старте понять, «выстрелит» ‎ли бизнес

Как проверить бизнес-идею до вложений и не влезть в долги

Inc.
От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны

Как Сталин, Рузвельт и Черчилль преодолевали взаимное недоверие

Монокль
Семь чудес одной страны Семь чудес одной страны

Где найти в России самые инопланетные пейзажи?

Вокруг света
Ядро Земли понемногу вытекает на поверхность Ядро Земли понемногу вытекает на поверхность

Может ли материал металлического ядра Земли выталкиваться на ее поверхность?

ТехИнсайдер
Владимир Буковский Владимир Буковский

Правила жизни правозащитника и публициста Владимира Буковского

Правила жизни
Открыть в приложении