Прогноз развития food-сегмента до 2030 года

АгроинвесторБизнес

Быстро, удобно и вкусно

Как будут меняться потребительские привычки и рынок продовольственной продукции в перспективе до 2030-х годов

Нгуен Хай Иен (Мария)

Образ жизни современного человека с каждым днем становится более динамичным. Мы все делаем на бегу: работаем, общаемся, читаем и даже едим. Это неизбежно сказывается на потребительских привычках и, как следствие, влияет на FMCG-индустрию: рынок продовольствия адаптируется под трансформирующийся образ жизни. О ключевых тенденциях в развитии данного сектора, а также об изменениях в поведении потребителей на горизонте ближайших 5–10 лет расскажет автор этой статьи.

Говоря про российский FMCG-рынок в целом, можно отметить, что он крайне стремительно растет. Причем, по информации NielsenIQ, лидерами среди FMCG-категорий по запуску новых брендов являются именно продовольственные товары: кондитерские изделия, молочные продукты, холодные напитки. Согласно исследованию, 65 % россиян уже заметили появление большего числа отечественных продуктов на полках магазинов, а почти треть опрошенных (29 %) говорят, что стараются выбирать продукты, произведенные в России.

«Маревен Фуд Сэнтрал» (специализируется на прямых инвестициях в разработку, производство, дистрибуцию продуктов питания и напитков, бренды — «Роллтон», BIGBON, «Петра», Mareven Professional Food, Actibo, Rollberry, Goldben и Sunbe) прогнозирует, что отечественный продовольственный рынок будет продолжать развиваться после ряда турбулентных периодов за счет восстановления спроса и расширения продуктового ассортимента российских производителей. Аналитики компании убеждены: в перспективе ближайших лет россияне будут еще более лояльно относиться к пищевой продукции отечественного производства.

Чем быстрее — тем лучше

Одна из главных тенденций, которая будет отмечаться на рынке продовольствия в следующие годы, — постепенное смещение в сторону удобства потребления и приготовления еды ввиду быстрого ритма жизни. Сервисы доставки станут одними из главных бенефициаров этого тренда. Так, по данным проекта Tinkoff Data, с января 2020 по апрель 2023 года число клиентов сектора доставки продуктов выросло в 13 раз. Небольшие супермаркеты у дома будут также пользоваться популярностью у россиян. Согласно результатам социологического исследования Аналитического центра НАФИ и Фонда «Росконгресс», такие магазины являются самым востребованным местом для покупок продуктов у 80 % респондентов. Люди стараются тратить как можно меньше времени на покупку и потребление пищи, и данная тенденция получит развитие в дальнейшем.

В связи с этим в индустрии набирают обороты два направления. Первое — ready to eat — обозначает пищу, которую не нужно дополнительно готовить. Рынок готовой еды стремительно расширяется, food-ритейлеры открывают собственные кулинарии и сотрудничают с известными рестораторами. Например, собственная кулинария есть у таких ритейлеров, как «Магнит», «ВкусВилл», «Гурманика» и не только. Люди все реже готовят самостоятельно, чаще приобретая готовые блюда в кулинариях, и этот тренд тоже будет набирать обороты.

Второе направление включает продукцию «удобного формата», то есть товары быстрого приготовления, спрос на которые активно растет. Так, по прогнозу аналитической компании Fortune Business Insights, объем мирового рынка лапши быстрого приготовления вырастет с $61,08 млрд в 2024-м до $98,26 млрд в 2032 году, демонстрируя среднегодовой темп роста 6,12 % в течение прогнозируемого периода.

Будут увеличиваться и объемы потребления продукции быстрого приготовления. Специалисты «Маревен» проанализировали данные опроса Brand Pulse (Mediascope) о продуктах быстрого приготовления и выявили, что доля «промоутеров» бренда Bigbon — людей, полностью довольных продукцией, — заметно возросла: с 30 % в 2021-м до 36 % в 2023-м. А доля потребителей, ежемесячно покупающих продукты быстрого приготовления, увеличилась с 47,2 % в первом квартале 2021-го до 48 % во втором квартале прошлого года.

В Азии уже давно на каждом шагу — в супермаркетах, аэропортах, поездах — существуют специально отведенные места, где можно бесплатно залить лапшу кипятком из бойлера и тут же перекусить. Неслучайно в упаковку, как правило, кладут приборы. В России на данном этапе больше популярен сегмент фастфуда, практика удобных станций с кипятком пока не развита, но это временно.

Кроме того, «Маревен» прогнозирует, что вырастет популярность так называемого капсульного меню: россияне будут заранее составлять рацион на неделю или месяц из определенных продуктов, которые можно легко взаимозаменять и сочетать. Благодаря таким заготовкам у людей пропадет необходимость в последний момент принимать решение о том, что съесть на завтрак, обед или ужин.

Также будет увеличиваться спрос на смеси для приготовления первых и вторых блюд, поскольку этот формат приема пищи также позволяет современным потребителям экономить время на приготовлении еды.

В связи с желанием людей максимально быстро и просто приобретать необходимые продукты питания наблюдается активный рост и сегмента e-grocery — онлайн-продаж продовольствия. Так, в 2022 году объем этого рынка в России увеличился на 66 % и составил 553 млрд руб., а количество заказов выросло на 75 %, до 402 млн. В портфеле нашей компании доля прямой электронной коммерции пока составляет 2,4 %. Однако в этом году мы ставим перед собой цель увеличить товарооборот в онлайн-сегменте в два раза, поскольку уверены в том, что этот сектор продолжит развиваться.

Главное — вкус, или Питание без комплексов

Уровень осведомленности российских потребителей о пищевой промышленности растет: люди читают новостные аналитические материалы про отрасль продуктов питания, колонки экспертов отрасли в СМИ и изучают описание состава продукции. По информации Аналитического центра НАФИ и Фонда «Росконгресс», 90 % россиян стараются покупать товары знакомых марок, которым доверяют. При этом потребители не готовы переплачивать за «зеленую» еду. Так, практически половина россиян (46 %) не придают особого значения маркировке «био», «эко» или «органик» на упаковке товаров. Определяющим фактором при выборе продуктов питания становятся вкусовые характеристики.

В этом контексте благодаря отличному вкусу и удобству в употреблении растет популярность продуктов быстрого приготовления. Стоит отметить, что некоторые представители старшей возрастной категории все еще стесняются признаваться окружающим в том, что покупают такую пищу. Однако современные молодые люди открыто говорят, что включают подобную продукцию в свой рацион. Например, они занимаются мокпаном/ мукбангом (трансляция приема пищи) и активно выкладывают в соцсети видеопосты с приготовлением на ужин лапши или пюре — это даже становится трендом.

Также большое количество просмотров, лайков и репостов набирают короткие видеоролики, в которых блогеры пробуют необычные азиатские снеки: сладости со вкусом матчи, кукурузный мармелад и не только. Кроме того, людям нравится контент про необычное сочетание продуктов со странным, но неповторимым вкусом, например замороженный мед или картофель фри с мороженым. У молодых людей формируется культ еды, причем они готовы отказываться от стереотипов и пробовать экзотические комбинации для получения уникальных вкусовых ощущений. Многие подписываются на блогеров, которые готовят необычайно большие порции еды. Иными словами, молодежь начала больше относиться к еде как к источнику новых впечатлений и способу в быстром и удобном формате зарядиться энергией, которая так необходима нам в стремительном ритме жизни.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Польза грецких орехов для мужчин: 7 причин включить их в рацион Польза грецких орехов для мужчин: 7 причин включить их в рацион

Королевский орех для мужского здоровья

Playboy
Понемногу о многом Понемногу о многом

Забытые плавания в Индию

Знание – сила
Игра на контрастах: как развивается рынок цветных драгоценных камней Игра на контрастах: как развивается рынок цветных драгоценных камней

Как добывают редкие цветные драгоценные камни и в чем их ценность?

Forbes
Мальта. Тайны мегалитических построек Мальта. Тайны мегалитических построек

Мальта по праву может называться одной из колыбелей развития человечества

Зеркало Мира
«Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда «Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда

Почему нельзя игнорировать обиду?

Psychologies
Февральская революция Февральская революция

Как русские ученые устроили шестую промышленную революцию в лаборатории

ТехИнсайдер
Про Голливуд! Вот что такое aspect ratio и почему важно понимать соотношение сторон экрана в кино Про Голливуд! Вот что такое aspect ratio и почему важно понимать соотношение сторон экрана в кино

Как соотношение сторон влияет на восприятие фильма?

ТехИнсайдер
Мир после мира Мир после мира

Какой мир принесло завершение англо-бурской войны на юг Африки?

Знание – сила
30 лет в борьбе за людей: как развивался региональный парламентаризм в России 30 лет в борьбе за людей: как развивался региональный парламентаризм в России

Как развивался местный парламентаризм в России и каковы пути его развития

ФедералПресс
Основатели Simple — о 30-летии бренда и планах на будущее Основатели Simple — о 30-летии бренда и планах на будущее

Основатели Simple — зачем нужно покупать вино, разлитое в год рождения детей

РБК
Он мне изменяет? Он мне изменяет?

Неочевидные способы распознать обман партнера

Лиза
Ключ к красоте и ухоженности Ключ к красоте и ухоженности

На вопросы о лазерной эпиляции отвечает Ксения Филатова, врач-дермато-венеролог

Здоровье
Глобальное осушение: можно ли избежать войн за пресную воду Глобальное осушение: можно ли избежать войн за пресную воду

Спрос на пресную воду растет, а ее количество, похоже, уменьшается

Forbes
Освобождение и эксплуатация: как менялось отношение к обнаженному телу в кино Освобождение и эксплуатация: как менялось отношение к обнаженному телу в кино

Как менялось восприятие женского обнаженного тела?

Forbes
Подарок со звёздочкой Подарок со звёздочкой

Как родителям справиться с подарками для ребёнка — советует многодетная мама

Новый очаг
Уйти из искусства ради искусства Уйти из искусства ради искусства

Как группа OHO сошла с художественной сцены в зените славы

Weekend
Убийцы кораблей Убийцы кораблей

Современные противокорабельные ракеты

Обозрение армии и флота
«Меня обходили стороной, словно смерть заразна»: история женщины, потерявшей дочь «Меня обходили стороной, словно смерть заразна»: история женщины, потерявшей дочь

Личная история проживания горя утраты

Psychologies
Строить меньше и дольше Строить меньше и дольше

Девелоперы и банки не собираются снижать цены на новостройки

Монокль
4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать 4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать

По этикету, вручить ненужные презенты другому человеку еще как можно

ТехИнсайдер
В стиле джапанди В стиле джапанди

Неординарное пространство — в стиле джапанди, комфортное и уютное

Идеи Вашего Дома
История с продолжением История с продолжением

Изящный респектабельный интерьер в стиле современной классики

SALON-Interior
Эмоциональное техно Эмоциональное техно

Как можно описать стиль эмоциональной архитектуры?

ТехИнсайдер
Небеса обетованные Небеса обетованные

Путешествие в Байконур, отвечающее на вопрос, зачем летать в космос

ТехИнсайдер
Строительство нового жилья: «Судьба льготной ипотеки определит будущее отрасли» Строительство нового жилья: «Судьба льготной ипотеки определит будущее отрасли»

Как можно ускорить строительство новых многоквартирных домов?

ФедералПресс
«Песнь клетки: Медицинские исследования и новый человек» «Песнь клетки: Медицинские исследования и новый человек»

Что переносит система циркуляции крови

N+1
Лучшие турецкие сериалы последних лет Лучшие турецкие сериалы последних лет

Турецкие сериалы, которые стоит посмотреть: Серкан Болат и все-все-все

Maxim
Озеро надежды Озеро надежды

Как все эти годы фонд пытается сохранить Байкал от влияния человека

Grazia
Институт особого назначения Институт особого назначения

Какими исследованиями занимается Институт истории естествознания и техники?

Знание – сила
О науках естественных и не очень О науках естественных и не очень

Как выбраться из болота экономической неопределенности

Деньги
Открыть в приложении