Прогноз развития food-сегмента до 2030 года

АгроинвесторБизнес

Быстро, удобно и вкусно

Как будут меняться потребительские привычки и рынок продовольственной продукции в перспективе до 2030-х годов

Нгуен Хай Иен (Мария)

Образ жизни современного человека с каждым днем становится более динамичным. Мы все делаем на бегу: работаем, общаемся, читаем и даже едим. Это неизбежно сказывается на потребительских привычках и, как следствие, влияет на FMCG-индустрию: рынок продовольствия адаптируется под трансформирующийся образ жизни. О ключевых тенденциях в развитии данного сектора, а также об изменениях в поведении потребителей на горизонте ближайших 5–10 лет расскажет автор этой статьи.

Говоря про российский FMCG-рынок в целом, можно отметить, что он крайне стремительно растет. Причем, по информации NielsenIQ, лидерами среди FMCG-категорий по запуску новых брендов являются именно продовольственные товары: кондитерские изделия, молочные продукты, холодные напитки. Согласно исследованию, 65 % россиян уже заметили появление большего числа отечественных продуктов на полках магазинов, а почти треть опрошенных (29 %) говорят, что стараются выбирать продукты, произведенные в России.

«Маревен Фуд Сэнтрал» (специализируется на прямых инвестициях в разработку, производство, дистрибуцию продуктов питания и напитков, бренды — «Роллтон», BIGBON, «Петра», Mareven Professional Food, Actibo, Rollberry, Goldben и Sunbe) прогнозирует, что отечественный продовольственный рынок будет продолжать развиваться после ряда турбулентных периодов за счет восстановления спроса и расширения продуктового ассортимента российских производителей. Аналитики компании убеждены: в перспективе ближайших лет россияне будут еще более лояльно относиться к пищевой продукции отечественного производства.

Чем быстрее — тем лучше

Одна из главных тенденций, которая будет отмечаться на рынке продовольствия в следующие годы, — постепенное смещение в сторону удобства потребления и приготовления еды ввиду быстрого ритма жизни. Сервисы доставки станут одними из главных бенефициаров этого тренда. Так, по данным проекта Tinkoff Data, с января 2020 по апрель 2023 года число клиентов сектора доставки продуктов выросло в 13 раз. Небольшие супермаркеты у дома будут также пользоваться популярностью у россиян. Согласно результатам социологического исследования Аналитического центра НАФИ и Фонда «Росконгресс», такие магазины являются самым востребованным местом для покупок продуктов у 80 % респондентов. Люди стараются тратить как можно меньше времени на покупку и потребление пищи, и данная тенденция получит развитие в дальнейшем.

В связи с этим в индустрии набирают обороты два направления. Первое — ready to eat — обозначает пищу, которую не нужно дополнительно готовить. Рынок готовой еды стремительно расширяется, food-ритейлеры открывают собственные кулинарии и сотрудничают с известными рестораторами. Например, собственная кулинария есть у таких ритейлеров, как «Магнит», «ВкусВилл», «Гурманика» и не только. Люди все реже готовят самостоятельно, чаще приобретая готовые блюда в кулинариях, и этот тренд тоже будет набирать обороты.

Второе направление включает продукцию «удобного формата», то есть товары быстрого приготовления, спрос на которые активно растет. Так, по прогнозу аналитической компании Fortune Business Insights, объем мирового рынка лапши быстрого приготовления вырастет с $61,08 млрд в 2024-м до $98,26 млрд в 2032 году, демонстрируя среднегодовой темп роста 6,12 % в течение прогнозируемого периода.

Будут увеличиваться и объемы потребления продукции быстрого приготовления. Специалисты «Маревен» проанализировали данные опроса Brand Pulse (Mediascope) о продуктах быстрого приготовления и выявили, что доля «промоутеров» бренда Bigbon — людей, полностью довольных продукцией, — заметно возросла: с 30 % в 2021-м до 36 % в 2023-м. А доля потребителей, ежемесячно покупающих продукты быстрого приготовления, увеличилась с 47,2 % в первом квартале 2021-го до 48 % во втором квартале прошлого года.

В Азии уже давно на каждом шагу — в супермаркетах, аэропортах, поездах — существуют специально отведенные места, где можно бесплатно залить лапшу кипятком из бойлера и тут же перекусить. Неслучайно в упаковку, как правило, кладут приборы. В России на данном этапе больше популярен сегмент фастфуда, практика удобных станций с кипятком пока не развита, но это временно.

Кроме того, «Маревен» прогнозирует, что вырастет популярность так называемого капсульного меню: россияне будут заранее составлять рацион на неделю или месяц из определенных продуктов, которые можно легко взаимозаменять и сочетать. Благодаря таким заготовкам у людей пропадет необходимость в последний момент принимать решение о том, что съесть на завтрак, обед или ужин.

Также будет увеличиваться спрос на смеси для приготовления первых и вторых блюд, поскольку этот формат приема пищи также позволяет современным потребителям экономить время на приготовлении еды.

В связи с желанием людей максимально быстро и просто приобретать необходимые продукты питания наблюдается активный рост и сегмента e-grocery — онлайн-продаж продовольствия. Так, в 2022 году объем этого рынка в России увеличился на 66 % и составил 553 млрд руб., а количество заказов выросло на 75 %, до 402 млн. В портфеле нашей компании доля прямой электронной коммерции пока составляет 2,4 %. Однако в этом году мы ставим перед собой цель увеличить товарооборот в онлайн-сегменте в два раза, поскольку уверены в том, что этот сектор продолжит развиваться.

Главное — вкус, или Питание без комплексов

Уровень осведомленности российских потребителей о пищевой промышленности растет: люди читают новостные аналитические материалы про отрасль продуктов питания, колонки экспертов отрасли в СМИ и изучают описание состава продукции. По информации Аналитического центра НАФИ и Фонда «Росконгресс», 90 % россиян стараются покупать товары знакомых марок, которым доверяют. При этом потребители не готовы переплачивать за «зеленую» еду. Так, практически половина россиян (46 %) не придают особого значения маркировке «био», «эко» или «органик» на упаковке товаров. Определяющим фактором при выборе продуктов питания становятся вкусовые характеристики.

В этом контексте благодаря отличному вкусу и удобству в употреблении растет популярность продуктов быстрого приготовления. Стоит отметить, что некоторые представители старшей возрастной категории все еще стесняются признаваться окружающим в том, что покупают такую пищу. Однако современные молодые люди открыто говорят, что включают подобную продукцию в свой рацион. Например, они занимаются мокпаном/ мукбангом (трансляция приема пищи) и активно выкладывают в соцсети видеопосты с приготовлением на ужин лапши или пюре — это даже становится трендом.

Также большое количество просмотров, лайков и репостов набирают короткие видеоролики, в которых блогеры пробуют необычные азиатские снеки: сладости со вкусом матчи, кукурузный мармелад и не только. Кроме того, людям нравится контент про необычное сочетание продуктов со странным, но неповторимым вкусом, например замороженный мед или картофель фри с мороженым. У молодых людей формируется культ еды, причем они готовы отказываться от стереотипов и пробовать экзотические комбинации для получения уникальных вкусовых ощущений. Многие подписываются на блогеров, которые готовят необычайно большие порции еды. Иными словами, молодежь начала больше относиться к еде как к источнику новых впечатлений и способу в быстром и удобном формате зарядиться энергией, которая так необходима нам в стремительном ритме жизни.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Заблуждения о военных тактиках древности Заблуждения о военных тактиках древности

Прошлое было не просто ужаснее, чем мы думаем, но еще и гораздо приземленнее

Maxim
Рассеянный склероз: какое лечение доступно в России Рассеянный склероз: какое лечение доступно в России

Почему возникает рассеянный склероз и как современная терапия помогает людям?

СНОБ
Дело жизни Дело жизни

Научное определение сексуальности

Psychologies
Шорт-лист Шорт-лист

Журнал «Автопилот» обойтись без людей совершенно не мог

Автопилот
Полеты во сне и наяву Полеты во сне и наяву

Алексей Пивоваров пытается превратить ютьюб в СМИ с качественной журналистикой

Tatler
Идеальная мама — это миф: 3 способа избавиться от чувства вины перед ребенком Идеальная мама — это миф: 3 способа избавиться от чувства вины перед ребенком

Почему женщины после рождения ребенка никогда не чувствуют себя счастливыми?

Psychologies
Богатую микофлору носа связали с повышенным риском астмы и аллергического ринита Богатую микофлору носа связали с повышенным риском астмы и аллергического ринита

Богатая микофлора носа повышает вероятность развития аллергии и  астмы

N+1
Юра, мы все развенчали Юра, мы все развенчали

«Мифология советского космоса»: деконструкция космического нарратива

Weekend
Глобальное осушение: можно ли избежать войн за пресную воду Глобальное осушение: можно ли избежать войн за пресную воду

Спрос на пресную воду растет, а ее количество, похоже, уменьшается

Forbes
«Наше оружие — это разговоры»: почему тюрьмы в Норвегии считаются лучшими в мире «Наше оружие — это разговоры»: почему тюрьмы в Норвегии считаются лучшими в мире

Что произойдет, если мы начнем относиться к преступникам как к обычным людям?

Psychologies
Веган, дауншифтер, прокрастинатор: каким мы видим Льва Толстого сегодня Веган, дауншифтер, прокрастинатор: каким мы видим Льва Толстого сегодня

Разбираемся в нюансах поп-культурного образа Льва Толстого

РБК
«Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда «Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда

Почему нельзя игнорировать обиду?

Psychologies
Зарождение гидроавиации Зарождение гидроавиации

Как воплощали идею самолета, способного взлетать с водной поверхности

Знание – сила
Сон с младенцем Сон с младенцем

Что лучше: спать в одной кровати с младенцем или раздельно?

Здоровье
Польза мидий: 5 свойств и противопоказания Польза мидий: 5 свойств и противопоказания

Мидии: в чем их польза, а также три рецепта от шеф-повара

РБК
В кругу друзей В кругу друзей

Новый год – самое время, чтобы исправить ошибки и наладить контакт с окружающими

Лиза
«Персидский выбор» Александра Грибоедова «Персидский выбор» Александра Грибоедова

Дипломатическая служба и заслуги А. С. Грибоедова

Знание – сила
Долорес Амбридж по-русски: как «синдром вахтера» превращает учителей в тиранов и почему это вредит детям Долорес Амбридж по-русски: как «синдром вахтера» превращает учителей в тиранов и почему это вредит детям

Что такое «синдром вахтера» и как он проявляется?

Psychologies
Древние джентльмены удачи Древние джентльмены удачи

Анархисты и разбойники Древнего мира – хапиру

Знание – сила
Скорость без звука Скорость без звука

Как устроены электрические байки Ducati V21L

ТехИнсайдер
Резерв на будущее Резерв на будущее

Как развиваются технологии хранения энергии

РБК
Вот сбитень! Вот горячий! Вот сбитень! Вот горячий!

Сбитень-сбитенёк — пьёт его щеголёк, пьёт-попивает, сам похваливает…

Наука и жизнь
Писательница Чухе Ким — о правках, тиграх и Анне Карениной Писательница Чухе Ким — о правках, тиграх и Анне Карениной

Южно-корейская писательница Чухе Ким — о своей любви к Толстому и животным

РБК
3 самые популярные пластические операции в России: рассказывает хирург 3 самые популярные пластические операции в России: рассказывает хирург

Какие пластические операции делают в России чаще всего?

VOICE
Травля на работе: как уцелеть в недружелюбном коллективе Травля на работе: как уцелеть в недружелюбном коллективе

Что такое моббинг и можно ли ему противостоять?

Psychologies
Они повсюду: 7 источников радиации, которые окружают нас в быту Они повсюду: 7 источников радиации, которые окружают нас в быту

Какие из домашних вещей могут быть настоящими источниками радиации?

ТехИнсайдер
5 признаков того, что ваши отношения функциональны, но лишены любви 5 признаков того, что ваши отношения функциональны, но лишены любви

Кажется, что в ваших отношениях чего-то не хватает?

Psychologies
Экскурсия Экскурсия

Бери что хочешь, если достанет силы... отпустить

СНОБ
Мир после мира Мир после мира

Какой мир принесло завершение англо-бурской войны на юг Африки?

Знание – сила
О Юрии Никулине. Великий клоун О Юрии Никулине. Великий клоун

Татьяна могла бы и сама стать известной актрисой, но Никулин не позволил

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении