Прогноз развития food-сегмента до 2030 года

АгроинвесторБизнес

Быстро, удобно и вкусно

Как будут меняться потребительские привычки и рынок продовольственной продукции в перспективе до 2030-х годов

Нгуен Х ай Иен (Мария)

Образ жизни современного человека с каждым днем становится более динамичным. Мы все делаем на бегу: работаем, общаемся, читаем и даже едим. Это неизбежно сказывается на потребительских привычках и, как следствие, влияет на FMCGиндустрию: рынок продовольствия адаптируется под трансформирующийся образ жизни. О ключевых тенденциях в развитии данного сектора, а также об изменениях в поведении потребителей на горизонте ближайших 5–10 лет расскажет автор этой статьи.

Говоря про российский FMCG-рынок в целом, можно отметить, что он крайне стремительно растет. Причем, по информации NielsenIQ, лидерами среди FMCG-категорий по запуску новых брендов являются именно продовольственные товары: кондитерские изделия, молочные продукты, холодные напитки. Согласно исследованию, 65 % россиян уже заметили появление большего числа отечественных продуктов на полках магазинов, а почти треть опрошенных (29 %) говорят, что стараются выбирать продукты, произведенные в России.

«Маревен Фуд Сэнтрал» (специализируется на прямых инвестициях в разработку, производство, дистрибуцию продуктов питания и напитков, бренды — «Роллтон», BIGBON, «Петра», Mareven Professional Food, Actibo, Rollberry, Goldben и Sunbe) прогнозирует, что отечественный продовольственный рынок будет продолжать развиваться после ряда турбулентных периодов за счет восстановления спроса и расширения продуктового ассортимента российских производителей. Аналитики компании убеждены: в перспективе ближайших лет россияне будут еще более лояльно относиться к пищевой продукции отечественного производства.

Чем быстрее — тем лучше

Одна из главных тенденций, которая будет отмечаться на рынке продовольствия в следующие годы, — постепенное смещение в сторону удобства потребления и приготовления еды ввиду быстрого ритма жизни. Сервисы доставки станут одними из главных бенефициаров этого тренда. Так, по данным проекта Tinkoff Data, с января 2020 по апрель 2023 года число клиентов сектора доставки продуктов выросло в 13 раз. Небольшие супермаркеты у дома будут также пользоваться популярностью у россиян. Согласно результатам социологического исследования Аналитического центра НАФИ и Фонда «Росконгресс», такие магазины являются самым востребованным местом для покупок продуктов у 80 % респондентов. Люди стараются тратить как можно меньше времени на покупку и потребление пищи, и данная тенденция получит развитие в дальнейшем.

В связи с этим в индустрии набирают обороты два направления. Первое — ready to eat — обозначает пищу, которую не нужно дополнительно готовить. Рынок готовой еды стремительно расширяется, food-ритейлеры открывают собственные кулинарии и сотрудничают с известными рестораторами. Например, собственная кулинария есть у таких ритейлеров, как «Магнит», «ВкусВилл», «Гурманика» и не только. Люди все реже готовят самостоятельно, чаще приобретая готовые блюда в кулинариях, и этот тренд тоже будет набирать обороты.

Второе направление включает продукцию «удобного формата», то есть товары быстрого приготовления, спрос на которые активно растет. Так, по прогнозу аналитической компании Fortune Business Insights, объем мирового рынка лапши быстрого приготовления вырастет с $61,08 млрд в 2024-м до $98,26 млрд в 2032 году, демонстрируя среднегодовой темп роста 6,12 % в течение прогнозируемого периода.

Будут увеличиваться и объемы потребления продукции быстрого приготовления. Специалисты «Маревен» проанализировали данные опроса Brand Pulse (Mediascope) о продуктах быстрого приготовления и выявили, что доля «промоутеров» бренда Bigbon — людей, полностью довольных продукцией, — заметно возросла: с 30 % в 2021-м до 36 % в 2023-м. А доля потребителей, ежемесячно покупающих продукты быстрого приготовления, увеличилась с 47,2 % в первом квартале 2021-го до 48 % во втором квартале прошлого года.

В Азии уже давно на каждом шагу — в супермаркетах, аэропортах, поездах — существуют специально отведенные места, где можно бесплатно залить лапшу кипятком из бойлера и тут же перекусить. Неслучайно в упаковку, как правило, кладут приборы. В России на данном этапе больше популярен сегмент фастфуда, практика удобных станций с кипятком пока не развита, но это временно.

Кроме того, «Маревен» прогнозирует, что вырастет популярность так называемого капсульного меню: россияне будут заранее составлять рацион на неделю или месяц из определенных продуктов, которые можно легко взаимозаменять и сочетать. Благодаря таким заготовкам у людей пропадет необходимость в последний момент принимать решение о том, что съесть на завтрак, обед или ужин.

Также будет увеличиваться спрос на смеси для приготовления первых и вторых блюд, поскольку этот формат приема пищи также позволяет современным потребителям экономить время на приготовлении еды.

В связи с желанием людей максимально быстро и просто приобретать необходимые продукты питания наблюдается активный рост и сегмента e-grocery — онлайн-продаж продовольствия. Так, в 2022 году объем этого рынка в России увеличился на 66 % и составил 553 млрд руб., а количество заказов выросло на 75 %, до 402 млн. В портфеле нашей компании доля прямой электронной коммерции пока составляет 2,4 %. Однако в этом году мы ставим перед собой цель увеличить товарооборот в онлайн-сегменте в два раза, поскольку уверены в том, что этот сектор продолжит развиваться.

Главное — вкус, или Питание без комплексов

Уровень осведомленности российских потребителей о пищевой промышленности растет: люди читают новостные аналитические материалы про отрасль продуктов питания, колонки экспертов отрасли в СМИ и изучают описание состава продукции. По информации Аналитического центра НАФИ и Фонда «Росконгресс», 90 % россиян стараются покупать товары знакомых марок, которым доверяют. При этом потребители не готовы переплачивать за «зеленую» еду. Так, практически половина россиян (46 %) не придают особого значения маркировке «био», «эко» или «органик» на упаковке товаров. Определяющим фактором при выборе продуктов питания становятся вкусовые характеристики.

В этом контексте благодаря отличному вкусу и удобству в употреблении растет популярность продуктов быстрого приготовления. Стоит отметить, что некоторые представители старшей возрастной категории все еще стесняются признаваться окружающим в том, что покупают такую пищу. Однако современные молодые люди открыто говорят, что включают подобную продукцию в свой рацион. Например, они занимаются мокпаном/ мукбангом (трансляция приема пищи) и активно выкладывают в соцсети видеопосты с приготовлением на ужин лапши или пюре — это даже становится трендом.

Также большое количество просмотров, лайков и репостов набирают короткие видеоролики, в которых блогеры пробуют необычные азиатские снеки: сладости со вкусом матчи, кукурузный мармелад и не только. Кроме того, людям нравится контент про необычное сочетание продуктов со странным, но неповторимым вкусом, например замороженный мед или картофель фри с мороженым. У молодых людей формируется культ еды, причем они готовы отказываться от стереотипов и пробовать экзотические комбинации для получения уникальных вкусовых ощущений. Многие подписываются на блогеров, которые готовят необычайно большие порции еды. Иными словами, молодежь начала больше относиться к еде как к источнику новых впечатлений и способу в быстром и удобном формате зарядиться энергией, которая так необходима нам в стремительном ритме жизни.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

С яйцами пора заканчивать С яйцами пора заканчивать

Последние несколько месяцев яичную тему не обсуждал только ленивый

Агроинвестор
«Наше оружие — это разговоры»: почему тюрьмы в Норвегии считаются лучшими в мире «Наше оружие — это разговоры»: почему тюрьмы в Норвегии считаются лучшими в мире

Что произойдет, если мы начнем относиться к преступникам как к обычным людям?

Psychologies
У банков появился интеллект. Искусственный У банков появился интеллект. Искусственный

Крупнейшие банки почти достигли пределов развития в финансовой сфере

Монокль
9 самых быстрых внедорожников AMG 2025 года 9 самых быстрых внедорожников AMG 2025 года

Внедорожники Mercedes-AMG, которые покорят вас своей максимальной скоростью

4x4 Club
Зачем Трампу столько власти Зачем Трампу столько власти

Откажется ли Дональд Трамп, став президентом, от революционной тактики?

Монокль
10 новых сериалов, от которых невозможно оторваться 10 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Лучшие сериалы начала 2020-х годов, которые проглотят все ваше свободное время

Maxim
Первая наставница Первая наставница

Анжелика Балабанова: наставница Муссолини в самом начале пути к власти

Дилетант
«Быть битмейкером — это не круто» «Быть битмейкером — это не круто»

Wallem, певец и автор песен, поделился наблюдениями за музыкальными трендами

ЖАРА Magazine
«Бежевое родительство»: как соцсети навязывают «правильные» тренды в воспитании детей «Бежевое родительство»: как соцсети навязывают «правильные» тренды в воспитании детей

Почему просмотр материалов о воспитании детей в соцсетях может вызвать стресс?

Forbes
Инвесторы здесь не ходят Инвесторы здесь не ходят

Абхазия: экономика и инвестиции

Монокль
Итальянцы будут в шоке: 10 самых необычных пицц, которые можно попробовать в разных уголках мира Итальянцы будут в шоке: 10 самых необычных пицц, которые можно попробовать в разных уголках мира

Странные начинки для пицц, которые можно встретить в разных заведениях мира

ТехИнсайдер
Где есть и чем вдохновляться: художник Александр Сорокин — о любимых инклюзивных местах в Москве Где есть и чем вдохновляться: художник Александр Сорокин — о любимых инклюзивных местах в Москве

Художник Александр Сорокин — о любимых местах в Москве и кино

СНОБ
Что делать, если шелушится кожа вокруг ногтей: 8 простых лайфхаков Что делать, если шелушится кожа вокруг ногтей: 8 простых лайфхаков

Как придать коже возле ногтей здоровый вид?

VOICE
От копеечной свечи От копеечной свечи

Всё началось с того, что осенью 1664 года в небе над Англией была видна комета

Дилетант
Власть тайной азбуки Власть тайной азбуки

История развития криптографии

Знание – сила
Под знаком русской свастики Под знаком русской свастики

Иван Ильин печалился о том, что многое мешает развитию русского фашизма

Дилетант
Великое наследие македонского царя Великое наследие македонского царя

Как происходило слияние культур после захвата Персии Александром Македонским

Знание – сила
Фантом диверсанта Фантом диверсанта

Родился Отто Скорцени 12 июня 1908 года в Австрии, в Вене

Дилетант
Поэт Императорской гвардии Поэт Императорской гвардии

Поэты-эмигранты возвращались в Россию стихами. Но иным и того не довелось

Дилетант
Проклятье малой серии Проклятье малой серии

Как российскому автопрому нарастить производство?

Монокль
Фюрер и дуче Фюрер и дуче

Между итальянским фашизмом и германским национал-социализмом есть разница

Дилетант
Государство недооценивает проблемы в АПК Государство недооценивает проблемы в АПК

Какие риски угрожают развитию АПК

Агроинвестор
Метаморфозы «маленького дуче» Метаморфозы «маленького дуче»

Как Бенито Муссолини стал полновластным диктатором Италии

Дилетант
Вечный фашизм Вечный фашизм

Предлагаем вниманию читателей знаменитое эссе писателя и философа Умберто Эко

Дилетант
У последнего редута У последнего редута

Бенито Муссолини закончил политическую карьеру главой марионеточного государства

Дилетант
Зарождение гидроавиации Зарождение гидроавиации

Как воплощали идею самолета, способного взлетать с водной поверхности

Знание – сила
Атипичный персонаж Атипичный персонаж

Имя Ивана Николаевича Крамского — знаковое для всей русской живописи

Дилетант
«Хлеб и розы»: что афганские женщины рассказали в документальном фильме о своей жизни «Хлеб и розы»: что афганские женщины рассказали в документальном фильме о своей жизни

Как фильм «Хлеб и розы» помогает взглянуть на жизнь афганских женщин

Forbes
Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика

Вклад открытий Джона Тиндаля в науку

Знание – сила
Что такое «изоляция успеха» и почему богатые люди одиноки Что такое «изоляция успеха» и почему богатые люди одиноки

Почему люди, добившиеся всего, часто испытывают одиночество?

Psychologies
Открыть в приложении