45 лет после апокалипсиса
«Мегалополис»: долгострой Фрэнсиса Форда Копполы
«Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы выйдет в российский прокат в январе, но уже сейчас премьерный показ устраивает кинотеатр «Художественный». Двухчасовая притча, над которой один из главных кинорежиссеров в истории работал 45 лет, фильм, ради создания которого он продал свои виноградники,— то ли грандиозный провал, то ли зарождение нового философского течения о будущем человечества.
Место действия — Новый Рим, в котором сразу можно узнать Нью-Йорк. Время действия — закат империи. Патриции загнивают, чернь сбивается в банды, журналисты несут чушь, продают свое тело и хотят завладеть капиталом, капитал близится к деменции. Для правителей идеал будущего — новое казино из стали и бетона. Архитектор Цезарь Катилина, изобретатель чудо-материала мегалона, грезит о другом городе, живом и справедливом, где не будет долгов, а лишь бесконечный диалог о человеке и его предназначении. В него влюбляется Юлия, дочь мэра Цицерона, одного из главных врагов Катилины. А, еще важная деталь: Катилина умеет останавливать время.
«Мегалополис» начинается с того, что Катилина, нобелевский лауреат, урбанист и утопист, делает шаг вниз с верхней площадки Крайслер-билдинга. Не успев начать падать, он кричит: «Время, остановись!» — и оно останавливается, дав ему возможность вернуться к обычной жизни. Потом будет много всего, Катилину будут избивать, шантажировать, убивать, любить, боготворить, обманывать, а он упрямо будет говорить, говорить и говорить. Все это будет грандиозно, поразительно, пошло, прекрасно, занудно.
Ругать этот фильм невозможно: Коппола — великий режиссер, всегда снимавший дикие, наивные, параноидальные, сумбурные фильмы о том, как люди тонут во времени и сгорают в костре амбиций. Из самых гениальных его работ прет хаос, сметая героев.