Торговые сети приспосабливаются к изменению потребительского поведения

АгроинвесторБизнес

Акцент на разумную бережливость

Производители и торговые сети приспосабливаются к изменению потребительского поведения

Галина Денисова

Shutterstock

В 2024 году уровень реальных доходов населения продолжил увеличиваться, однако активно дорожающие товары и услуги не позволяют потребителю покупать больше. Наоборот, приходя в супермаркет, люди все внимательнее относятся к тому, чем наполняют свою продуктовую корзину. При этом экономить на качестве и необходимом ассортименте покупатели не готовы. Поставщики товаров и ритейл, реагируя на данный тренд, ищут возможности удовлетворить потребителя без ущерба для бизнеса.

По данным Росстата, на фоне роста цен на продукты питания в четвертом квартале завершившегося года индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения России, снизился до –9 % с –7 % по итогам июля — сентября. За январь — ноябрь 2024-го в сравнении с таким же периодом 2023-го продовольствие в среднем подорожало на 9 %. Среди лидеров роста за 11 месяцев — куриные яйца, сливочное масло, плодоовощная продукция, курица, хлебобулочные изделия и рыба (см. график на стр. 34). Стоит отметить, что в сегменте непродовольственных товаров похожими темпами дорожали только медикаменты (+11 % к показателю 2023 года), строительные материалы (+8 %) и бензин (+7,7 %). Однако остальные группы товаров увеличились в стоимости гораздо меньше — на 2–5 %.

Традиционного удешевления овощей из «борщевого набора» после сбора урожая из-за его сокращения тоже не произошло. В ноябре к октябрю цена репчатого лука поднялась на 19 %, картофеля — на 17,6 %, белокочанной капусты — на 16,1 %, столовой свеклы — на 10,4 %, моркови — на 5,7 %. Сезонно подорожали и другие овощи: огурцы — на 42,6 %, а помидоры — на 22,8 %. Все это усилило курс массового потребителя на разумную бережливость.

Согласно оценке исследовательского холдинга РОМИР, 39 % россиян тратят на продукты питания от 30 до 50 % общего объема своего кошелька, а 33 % жителей страны — 50 % и более. При этом состав продуктового набора не сокращается. Центробанк объясняет тенденцию увеличением реальных доходов населения. Так, по подсчетам Росстата, реальные располагаемые денежные доходы на человека в первом квартале 2024 года по сравнению с таким же периодом 2023-го выросли на 6,4 %, во втором — на 9,8 %, в третьем — на 9,4 %.

Независимые эксперты дают еще одно объяснение: россияне (кроме покупателей премиального сегмента) еще в 2022–2023 годах сформировали универсальный набор продуктов, необходимый для жизни домохозяйства, из которого нельзя исключить какой-либо продукт без ущерба для полноценного питания. Деликатесами же балуют себя изредка, например на новогодние праздники. А экономить жители страны предпочитают не на еде, а на дорогостоящих покупках и товарах длительного пользования, отдыхе и развлечениях. Согласно данным РОМИР, готовность экономить на этих категориях в 2024 году выразили 44 % россиян. Выводы исследовательской компании подтверждает октябрьский опрос HeadHunter, согласно которому регулярные траты на еду остаются наиболее значимой частью бюджета для 91 % респондентов.

Тенденция массового сегмента

Большинство экспертов считают, что тренд на бережливую покупательскую стратегию долгосрочный. Он может слегка видоизменяться по форме (акции, программы лояльности, дискаунтеры), но по сути сохранится, так как является общемировой практикой. «Несмотря на позитивную динамику, потребительское поведение характеризуется рациональностью и бережливостью, что проявляется в активном переключении между онлайн- и офлайн-каналами продаж, обусловленном как удобством, так и возможностью сравнения цен, — комментирует директор по работе с клиентами РОМИР Анастасия Сидорина. — Выбор товаров также ориентирован на рационализацию расходов, что является следствием многолетнего опыта преодоления экономических трудностей (в среднем на одного россиянина приходится семь-девять кризисов). Сокращение временноѓо горизонта планирования покупок приводит к ограничению объемов приобретаемых товаров за один визит».

Покупатели более рационально подходят к своим тратам, тщательно изучают промо-предложения в крупных торговых сетях, при этом ориентируются не только на стоимость, но и на качество и удобство, отмечает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. «Фокус на умное потребление, поиск лучших ценовых предложений и наиболее привлекательных программ лояльности ритейлеров вошли уже в привычку потребителей, став базовой поведенческой моделью», — утверждает он. Покупатели стараются максимально эффективно использовать возможности программ лояльности торговых сетей, включая кэшбек и скидки. У крупнейших ритейлеров десятки миллионов участников программ лояльности, а доля покупок с использованием карт лояльности находится в диапазоне от 65 до 96 %, приводит цифры эксперт.

Пресс-служба Х5 Group (продуктовая розничная торговая компания, управляющая торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик», «Около», «Виктория», «Красный Яр» и «Слата») подтверждает, что «бережливое потребление» превалирует, и покупатели используют разные способы экономии: есть спрос на магазины у дома и дискаунтеры, на промоакции и товары собственных торговых марок (СТМ), а также продукцию низкого ценового сегмента.

А вот в группе «Черкизово» видят некоторое снижение доли потребителей, старающихся сэкономить при покупке продовольственных товаров, что объясняют ростом доходов. Хотя в целом тренд на бережливость все же сохраняется, признает представитель компании.

Об этом же говорят и специалисты ГАП «Ресурс». «По имеющимся у нас оценкам, в 2024 году при приобретении потребительских товаров экономить стремились 60 % покупателей, тогда как в 2023-м — 64 %, — обращает внимание представитель группы. — Таким образом, можно сказать, что в поведении потребителей тренд на бережливость по-прежнему превалирует, хотя он и снижается в условиях увеличения реальных располагаемых доходов населения. Да и вообще бережливость уже стала устоявшимся поведением: практически все типы покупателей, за редким исключением — чаще всего в премиум-сегменте, так или иначе стремятся к экономии».

Среди других изменений в поведении потребителей специалисты «Ресурса» выделяют тренд на сокращение времени на приготовление пищи. Он проявляется в повышении спроса на полуфабрикаты, готовые замороженные или готовые к употреблению продукты, доставку еды из заведений общепита.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спаржевый стартап Спаржевый стартап

Олег Жолобенко выращивает деликатесную агрокультуру в Черноземье

Агроинвестор
Пока не стало слишком поздно: 60 важных вопросов, которые нужно задать родителям Пока не стало слишком поздно: 60 важных вопросов, которые нужно задать родителям

60 вопросов, которые пока еще не поздно задать своим родителям

Psychologies
Из ответственных рабочих — в мастера Из ответственных рабочих — в мастера

Как в условиях кадрового голода на рынке труда удержать работников?

Монокль
Горький привкус: почему не останавливается отток населения из Нижнего Новгорода Горький привкус: почему не останавливается отток населения из Нижнего Новгорода

Из-за каких причин жители вроде бы процветающего Нижнего покидают город?

Forbes
День любви День любви

Реальная история святого Валентина, не имевшая отношения к романтике

Дилетант
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
«Не могу остановиться»: как работают «газ» и «тормоз» сексуального влечения «Не могу остановиться»: как работают «газ» и «тормоз» сексуального влечения

Модель двойного контроля в сексе: что это такое и как она влияет на близость

Psychologies
Астероид с вероятностью 1,2% может столкнуться с Землей в 2032 году Астероид с вероятностью 1,2% может столкнуться с Землей в 2032 году

Ученые NASA заметили астероид, который может врезаться в Землю в 2032 году

ТехИнсайдер
В каком ухе шумит В каком ухе шумит

Болезнь совершенно безобидная? Врачи предупреждают: с детским отитом шутки плохи

Лиза
У древних британских кельтов выявили матрилокальность У древних британских кельтов выявили матрилокальность

Ученые выяснили, что для кельтов железного века была характерна матрилокальность

N+1
Домашний оазис Домашний оазис

Утонченный современный интерьер по мотивам ар-деко

SALON-Interior
Актриса Джессика Альба разводится с мужем после 16 лет брака. Почему даже самые крепкие и долгие отношения терпят крах? Актриса Джессика Альба разводится с мужем после 16 лет брака. Почему даже самые крепкие и долгие отношения терпят крах?

Что может стать причиной разрыва для долгого союза?

Psychologies
Эсэсовский «Ватикан» Эсэсовский «Ватикан»

Как битва в Тевтобургском лесу стала основой германского национального мифа

Дилетант
Границы адаптации Границы адаптации

Как повысить работоспособность космонавтов

Санкт-Петербургский университет
Онегин, любовь и роботы Онегин, любовь и роботы

Что было бы с героями литературы, окажись в их руках приложение для знакомств?

Afternoon Seasons of life
Тип привязанности и секс: есть ли связь? Тип привязанности и секс: есть ли связь?

Отсутствие надежной привязанности напрямую влияют на отношения с сексом

Psychologies
Рыбная отрасль на спаде Рыбная отрасль на спаде

Как рыбный сегмент завершил 2024 год и чего ожидать в 2025-м

Агроинвестор
«Тупой телефон» — зачем люди меняют смартфоны на кнопочные устройства «Тупой телефон» — зачем люди меняют смартфоны на кнопочные устройства

Почему цифровой детокс становится трендом и как он меняет жизнь

СНОБ
По цене дубовой рощи и годового оброка: сколько стоили балы в Российской империи По цене дубовой рощи и годового оброка: сколько стоили балы в Российской империи

Как организовывали императорские и городские балы в XIX и XX веках?

Forbes
Детский стресс повлиял на метилирование ДНК в сперматозоидах у взрослых мужчин Детский стресс повлиял на метилирование ДНК в сперматозоидах у взрослых мужчин

В сперме у мужчин с тяжелым детством уровень метилирования ДНК ниже

N+1
«Леонид при Фермопилах» «Леонид при Фермопилах»

Царь Леонид обессмертил своё имя героической гибелью при Фермопилах

Дилетант
Гостинг и еще 20 словечек, которыми зумеры описывают поведение своих крашей Гостинг и еще 20 словечек, которыми зумеры описывают поведение своих крашей

Какие сленговые выражения породили современные тренды романтических отношений

Psychologies
На новый лад На новый лад

Классический список «Надо видеть» в Удмуртии

Лиза
Вопрос длины: как правильно подшить брюки Вопрос длины: как правильно подшить брюки

Рассказываем, как самостоятельно подшить вещь в домашних условиях

VOICE
Как изменились современные школьники: ученые называют это поколение «стеклянным» Как изменились современные школьники: ученые называют это поколение «стеклянным»

Об особенностях стеклянного поколения: традиционные методы обучения неэффективны

ТехИнсайдер
Европейцы и потомки азиатов почти не смешались на западе Аварского каганата Европейцы и потомки азиатов почти не смешались на западе Аварского каганата

Авары господствовали над этнически и культурно неоднородным населением

N+1
Нет, это не нормально: что делать, если ты чувствуешь жжение во время сушки гель-лака Нет, это не нормально: что делать, если ты чувствуешь жжение во время сушки гель-лака

О чем надо попросить мастера-маникюра, если твои ногти «горят» в УФ-лампе

VOICE
Стратегия успеха Стратегия успеха

Эффективные способы побороть застенчивость и стать увереннее в себе

Лиза
«Осторожно, в небе металлолом» — Что делают со старыми авиалайнерами «Осторожно, в небе металлолом» — Что делают со старыми авиалайнерами

Почему пассажирские авиалайнеры так рано списывают?

ТехИнсайдер
Почему ваш голос звучит ужасно и как сделать его красивее: 6 шагов Почему ваш голос звучит ужасно и как сделать его красивее: 6 шагов

От чего зависит звучание нашего голоса и как можно эффективно его использовать

Psychologies
Открыть в приложении