Торговые сети приспосабливаются к изменению потребительского поведения

АгроинвесторБизнес

Акцент на разумную бережливость

Производители и торговые сети приспосабливаются к изменению потребительского поведения

Галина Денисова

Shutterstock

В 2024 году уровень реальных доходов населения продолжил увеличиваться, однако активно дорожающие товары и услуги не позволяют потребителю покупать больше. Наоборот, приходя в супермаркет, люди все внимательнее относятся к тому, чем наполняют свою продуктовую корзину. При этом экономить на качестве и необходимом ассортименте покупатели не готовы. Поставщики товаров и ритейл, реагируя на данный тренд, ищут возможности удовлетворить потребителя без ущерба для бизнеса.

По данным Росстата, на фоне роста цен на продукты питания в четвертом квартале завершившегося года индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения России, снизился до –9 % с –7 % по итогам июля — сентября. За январь — ноябрь 2024-го в сравнении с таким же периодом 2023-го продовольствие в среднем подорожало на 9 %. Среди лидеров роста за 11 месяцев — куриные яйца, сливочное масло, плодоовощная продукция, курица, хлебобулочные изделия и рыба (см. график на стр. 34). Стоит отметить, что в сегменте непродовольственных товаров похожими темпами дорожали только медикаменты (+11 % к показателю 2023 года), строительные материалы (+8 %) и бензин (+7,7 %). Однако остальные группы товаров увеличились в стоимости гораздо меньше — на 2–5 %.

Традиционного удешевления овощей из «борщевого набора» после сбора урожая из-за его сокращения тоже не произошло. В ноябре к октябрю цена репчатого лука поднялась на 19 %, картофеля — на 17,6 %, белокочанной капусты — на 16,1 %, столовой свеклы — на 10,4 %, моркови — на 5,7 %. Сезонно подорожали и другие овощи: огурцы — на 42,6 %, а помидоры — на 22,8 %. Все это усилило курс массового потребителя на разумную бережливость.

Согласно оценке исследовательского холдинга РОМИР, 39 % россиян тратят на продукты питания от 30 до 50 % общего объема своего кошелька, а 33 % жителей страны — 50 % и более. При этом состав продуктового набора не сокращается. Центробанк объясняет тенденцию увеличением реальных доходов населения. Так, по подсчетам Росстата, реальные располагаемые денежные доходы на человека в первом квартале 2024 года по сравнению с таким же периодом 2023-го выросли на 6,4 %, во втором — на 9,8 %, в третьем — на 9,4 %.

Независимые эксперты дают еще одно объяснение: россияне (кроме покупателей премиального сегмента) еще в 2022–2023 годах сформировали универсальный набор продуктов, необходимый для жизни домохозяйства, из которого нельзя исключить какой-либо продукт без ущерба для полноценного питания. Деликатесами же балуют себя изредка, например на новогодние праздники. А экономить жители страны предпочитают не на еде, а на дорогостоящих покупках и товарах длительного пользования, отдыхе и развлечениях. Согласно данным РОМИР, готовность экономить на этих категориях в 2024 году выразили 44 % россиян. Выводы исследовательской компании подтверждает октябрьский опрос HeadHunter, согласно которому регулярные траты на еду остаются наиболее значимой частью бюджета для 91 % респондентов.

Тенденция массового сегмента

Большинство экспертов считают, что тренд на бережливую покупательскую стратегию долгосрочный. Он может слегка видоизменяться по форме (акции, программы лояльности, дискаунтеры), но по сути сохранится, так как является общемировой практикой. «Несмотря на позитивную динамику, потребительское поведение характеризуется рациональностью и бережливостью, что проявляется в активном переключении между онлайн- и офлайн-каналами продаж, обусловленном как удобством, так и возможностью сравнения цен, — комментирует директор по работе с клиентами РОМИР Анастасия Сидорина. — Выбор товаров также ориентирован на рационализацию расходов, что является следствием многолетнего опыта преодоления экономических трудностей (в среднем на одного россиянина приходится семь-девять кризисов). Сокращение временноѓо горизонта планирования покупок приводит к ограничению объемов приобретаемых товаров за один визит».

Покупатели более рационально подходят к своим тратам, тщательно изучают промо-предложения в крупных торговых сетях, при этом ориентируются не только на стоимость, но и на качество и удобство, отмечает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. «Фокус на умное потребление, поиск лучших ценовых предложений и наиболее привлекательных программ лояльности ритейлеров вошли уже в привычку потребителей, став базовой поведенческой моделью», — утверждает он. Покупатели стараются максимально эффективно использовать возможности программ лояльности торговых сетей, включая кэшбек и скидки. У крупнейших ритейлеров десятки миллионов участников программ лояльности, а доля покупок с использованием карт лояльности находится в диапазоне от 65 до 96 %, приводит цифры эксперт.

Пресс-служба Х5 Group (продуктовая розничная торговая компания, управляющая торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик», «Около», «Виктория», «Красный Яр» и «Слата») подтверждает, что «бережливое потребление» превалирует, и покупатели используют разные способы экономии: есть спрос на магазины у дома и дискаунтеры, на промоакции и товары собственных торговых марок (СТМ), а также продукцию низкого ценового сегмента.

А вот в группе «Черкизово» видят некоторое снижение доли потребителей, старающихся сэкономить при покупке продовольственных товаров, что объясняют ростом доходов. Хотя в целом тренд на бережливость все же сохраняется, признает представитель компании.

Об этом же говорят и специалисты ГАП «Ресурс». «По имеющимся у нас оценкам, в 2024 году при приобретении потребительских товаров экономить стремились 60 % покупателей, тогда как в 2023-м — 64 %, — обращает внимание представитель группы. — Таким образом, можно сказать, что в поведении потребителей тренд на бережливость по-прежнему превалирует, хотя он и снижается в условиях увеличения реальных располагаемых доходов населения. Да и вообще бережливость уже стала устоявшимся поведением: практически все типы покупателей, за редким исключением — чаще всего в премиум-сегменте, так или иначе стремятся к экономии».

Среди других изменений в поведении потребителей специалисты «Ресурса» выделяют тренд на сокращение времени на приготовление пищи. Он проявляется в повышении спроса на полуфабрикаты, готовые замороженные или готовые к употреблению продукты, доставку еды из заведений общепита.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сев без оптимизма Сев без оптимизма

Аграрии вышли в поля, но не все успели подготовиться к посевной на 100%

Агроинвестор
В гости к нам В гости к нам

10 зарубежных звезд, которые сыграли в советских фильмах

Лиза
Реальный грабеж в виртуальном пространстве Реальный грабеж в виртуальном пространстве

К чему приводит рост числа киберпреступлений, нацеленных на корпоративный сектор

Монокль
Молекулы, необходимые для жизни, найдены в образцах астероида Бенну Молекулы, необходимые для жизни, найдены в образцах астероида Бенну

В породе, доставленной с астероида Бенну, обнаружены 14 из 20 аминокислот

ТехИнсайдер
Теория права: сбывшиеся теории заговоров Теория права: сбывшиеся теории заговоров

Пять неочевидных подтверждений того, что в каждой сказке – лишь доля сказки

Правила жизни
Священный знак Священный знак

«Кого Юпитер хочет опозорить, лишает своего орла»

Дилетант
Что такое тест СМИЛ (MMPI) и для чего он нужен Что такое тест СМИЛ (MMPI) и для чего он нужен

Что такое тест СМИЛ и как его проходить правильно

РБК
Татьяна Ходот Татьяна Ходот

Преподавательница геометрии Татьяна Ходот всю блокаду провела в Ленинграде

Собака.ru
Что такие кислые Что такие кислые

В авангарде бьюти-индустрии сегодня кислоты

Лиза
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
«Я верю в молочку» «Я верю в молочку»

Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу и потреблении молочных продуктов

Агроинвестор
Восток VS Запад Восток VS Запад

Сравним отношение к радостям жизни на Востоке и Западе!

Лиза
«Все впереди»: о чем мечтают молодые взрослые — пациенты «Дома с маяком» «Все впереди»: о чем мечтают молодые взрослые — пациенты «Дома с маяком»

Как живут те, кому воплощать свои мечты в жизнь сложнее, чем большинству

РБК
Многовековые развлечения: 5 лучших настольных игр Древнего мира Многовековые развлечения: 5 лучших настольных игр Древнего мира

Первые настолки появились еще в Древнем мире, а играли в них люди по всему свету

ТехИнсайдер
Все хотят убить писателя Все хотят убить писателя

С жизнью Юрия Домбровского связано множество мифов...

Дилетант
Больше никакого мутного налета и жира: как отмыть стеклянные крышки кастрюль и сковород Больше никакого мутного налета и жира: как отмыть стеклянные крышки кастрюль и сковород

Как вернуть былую чистоту и блеск стеклянным крышкам?

ТехИнсайдер
«Твин Пикс», «Синий бархат», «Малхолланд-драйв»: главные фильмы и сериал Дэвида Линча «Твин Пикс», «Синий бархат», «Малхолланд-драйв»: главные фильмы и сериал Дэвида Линча

Фильмы (и один сериал), которые нужно увидеть чтобы понять, кто такой Дэвид Линч

Forbes
Репортаж из томографа Репортаж из томографа

Как наш мозг принимает решения?

Ведомости
Микроскопическая угроза Микроскопическая угроза

Ученые СПбГУ изучают сверхмелкий космический мусор

Санкт-Петербургский университет
«Настоящая боль»: как фильм Джесси Айзенберга деликатно исследует тему Холокоста «Настоящая боль»: как фильм Джесси Айзенберга деликатно исследует тему Холокоста

Кино о теме Холокоста и запутанных отношениях двух братьев

Forbes
Логистический союз Логистический союз

В 2024 году Россия стала активнее торговать с бывшими советскими республиками

Ведомости
«Мне хотелось отомстить»: как прошлые отношения мешают строить личную жизнь «Мне хотелось отомстить»: как прошлые отношения мешают строить личную жизнь

Как прожить травматичный опыт прошлых отношений?

Psychologies
Под контролем алгоритмов Под контролем алгоритмов

Как улучшить спутниковую связь и интернет

Санкт-Петербургский университет
Астероид с вероятностью 1,2% может столкнуться с Землей в 2032 году Астероид с вероятностью 1,2% может столкнуться с Землей в 2032 году

Ученые NASA заметили астероид, который может врезаться в Землю в 2032 году

ТехИнсайдер
Как работа за столом в офисе приводит к десятилетним проблемам со сном Как работа за столом в офисе приводит к десятилетним проблемам со сном

С трудом засыпаете по ночам? Возможно, в этом виновато ваше офисное кресло

ТехИнсайдер
Евгений Леонов боялся только одного: потерять жену Евгений Леонов боялся только одного: потерять жену

О Евгении Леонове вспоминали люди, знавшие его по гастролям, съемкам, театру...

Караван историй
«Смерть — единственная вещь, которая всех объединяет»: Никита Ефремов о буддизме, нейросетях и кризисе среднего возраста «Смерть — единственная вещь, которая всех объединяет»: Никита Ефремов о буддизме, нейросетях и кризисе среднего возраста

Актер Никита Ефремов — про буддистский взгляд на мир и работу в Голливуде

Psychologies
3 шага, чтобы из любовного треугольника снова сделать пару 3 шага, чтобы из любовного треугольника снова сделать пару

В каждом любовном треугольнике есть третья сторона — и с ней нужно расстаться

Psychologies
Секрет паштета Секрет паштета

Паштет: критерии свежести и качества популярной закуски

Лиза
5 фактов о насилии, которые мы узнали из интервью Саши Сулим с жертвами домашних насильников 5 фактов о насилии, которые мы узнали из интервью Саши Сулим с жертвами домашних насильников

Пять фактов о домашнем насилии, которые важно знать каждому

Psychologies
Открыть в приложении