Психоскопия ближнего поля
Жанр альтернативной истории хорошо подходит, чтобы пофантазировать, как могли бы сложиться судьбы людей и государств, случись у отдельных событий иной исход. Французская студия Arkane Studios пошла еще дальше: в игре 2017 года Prey разработчики решили поспекулировать, каким будет мир, в котором законы природы отличны от привычных нам. В этом блоге я покажу, что даже за совсем, казалось бы, умозрительной фантастикой может скрываться довольно серьезная научная база.
В тексте не будет спойлеров к сюжету игры, поэтому смело читайте, даже если вы еще в нее не играли, но планируете.
В поисках альтернативных законов
Игра рассказывает историю столкновения человечества с тифонами — крайне странной и необычной инопланетной формой жизни. События Prey (не путать с одноименной игрой 2006 года) разворачиваются на уединенной космической станции, расположенной в точке L1 системы Земля — Луна. Это 2035 год альтернативного исторического таймлайна, в котором Джон Кеннеди дожил до 114 лет, Советский Союз не распался, а история космонавтики пошла совсем другим путем.
Как эталонный пример жанра immersive sim Prey общается с игроком по большей части через взаимодействие с окружением, а не сообщает ему что-то напрямую в видеороликах или кат-сценах. Из-за этого и сюжетные линии, и подробности мира, в котором происходит действие, легко ускользают от невнимательного или торопливого игрока.
На самом деле авторы наполнили свою фантазию определенной научной логикой. Во время AMA-сессии1 на Reddit основатель студии и креативный директор игры Рафаэль Калантонио признался, что он и его коллеги потратили много сил на изучение «тонн научной и псевдонаучной литературы», чтобы сделать игровой мир согласованным.
1. AMA — сокращение от ask me anything. Во время таких сессий приглашенный гость обещает ответить на любой вопрос аудитории.
Меня из этой тонны интересует прежде всего физика. Информация о физических законах этого мира разбросана по игре буквально по крупицам. Часть спрятана на любимых мной маркерных досках с формулами, но далеко не все из них одинаково полезны — некоторые нужны исключительно для атмосферы. Понять, что действительно важно, а что нет, тоже потребовало дополнительных усилий.
Другой важный источник — отрывки книг, которые может найти протагонист. Также интересен дневник главного героя (или героини — на выбор игрока) по имени Морган — дополнительный материал к игре, который можно скачать на сайте издателя. Там есть полезные для понимания происходящего записи и формулы, которых нет на текстурах или в диалогах Prey.
Наконец, мне удалось достучаться до самого Рафаэля Калантонио. Он попытался помочь мне и перенаправил мое письмо своим бывшим коллегам, с которыми делал игру. Но ответа от них к моменту написания этого материала я так и не получил.
Физика и философия в мире Prey
Сначала — об общей физической картине. Ключевое отличие научного мира Prey от нашего — статус паранаук.
В течение долгого периода соответствующие дисциплины считались маргинальными, пока тщательный метаанализ двух тысяч экспериментов ганцфельдовского типа2 не доказал статистическую значимость телепатических эффектов. Эти исследования усилили позиции сторонников панпсихизма — концепции, согласно которой психика (а следовательно и одушевленность, и сознание — способность к разумному мышлению) фундаментальна и пронизывает весь естественный мир. Панпсихисты считают, что по крайней мере у некоторых сущностей на микроуровне есть психика (что, впрочем, не означает, что все физические объекты, собранные из этих сущностей, обязательно будут разумными).
2. Так называют эксперименты по сенсорной депривации испытуемых, в которых якобы можно проверить наличие экстрасенсорных способностей.
А если психика — это отдельное свойство элементарных частиц, то его следует описывать принятым в фундаментальной физике образом. В игре и околоигровых материалах нет конкретного указания на такое описание, но по косвенным признакам можно сделать предположение, что психика полноценно вписана в физические теории.
Психическому в физике Prey соответствует либо новый тип взаимодействия (и следовательно, новая элементарная частица), либо новая квантовая степень свободы (квантовое число), присущая всем частицам Стандартной модели. Таким образом, это физическое явление вездесуще и пронизывает всю Вселенную — либо аналогично бозону Хиггса, либо как некое отдельное свойство какого-то из квантовых полей.
Ученые в мире Prey смогли доказать, что сознание возникает благодаря способности мозга получать доступ к психическим компонентам физической реальности. Согласно их исследованиям, элементарные акты сознания — это не что иное, как постоянно коллапсирующие под действием гравитации суперпозиционные состояния в микротрубочках нейронов. Вместе с тем, модель Orch-OR объясняет, как квантовая суперпозиция существует между этими актами, не подвергаясь декогеренции со стороны теплого, влажного и шумного мозга. Наконец, ученые выяснили, что сознание находится в таком же соотношении к психике, как масса тела — к заключенной в нем внутренней энергии.
Второе важное отличие нашего и вымышленного миров в том, что в Prey физики в итоге построили теорию квантовой гравитации. Ключевую роль в этом сыграл ученый (или ученая) по фамилии Рейес, а итоговую теорию называют рейесовской теорией поля. Инженеры научились создавать искусственную гравитацию и, наоборот, отключать ее, например, для левитации.