Получится ли у Дональда Трампа перекроить правила мироустройства?

Монокль18+

Трамп затеял perestroika

Дональд Трамп выступил тараном изжившей себя партийной системы США. Задачей его второго срока станет борьба с бюрократией и построение нового мирового порядка, основанного на военно-стратегическом превосходстве Америки и высасывании ресурсов из союзников

Петр Скоробогатый

Дмитрий Новиков, заместитель руководителя департамента международных отношений, заместитель заведующего Международной лабораторией исследований мирового порядка и нового регионализма НИУ «Высшая школа экономики». Олег Сердечников

Двадцатого января Дональд Трамп официально стал не только 45-м, но уже и 47-м президентом США. Ожиданий от его второго срока даже больше, чем от первого: у него больше ресурсов, партийной поддержки, большинство в Конгрессе, подлиннее кадровая скамейка и большой опыт противостояния с так называемым deep state. Есть фундаментальная заявка на перекройку правил мироустройства и разрешение украинского конфликта. И уже много скандальных заявлений.

О том, что из этого получится, нам рассказал Дмитрий Новиков, кандидат политических наук, заместитель руководителя департамента международных отношений, заместитель заведующего Международной лабораторией исследований мирового порядка и нового регионализма НИУ «Высшая школа экономики».

— Я заметил, что для каждого нового президента США в России придумывают некую функциональную модель, и в зависимости от того, соответствует ли он ей, мы определяем свое отношение к главе Белого дома: нравится или не нравится. Нам, россиянам, ведь обязательно испытывать к американскому президенту какие-то эмоции. У вас к Трампу какие сложились?

— У меня нет к Трампу симпатий и антипатий с точки зрения аналитика, но у меня есть к нему симпатия чисто человеческая: безусловно, с ним американская политика стала гораздо интереснее.

Политика в США вообще развивается по цикличному механизму. Партийные системы живут примерно 25–30–35 лет, пока устаканиваются электоральные поля двух партий, те принципы, которые являются консенсусом, и те вопросы, которые являются тактическими противоречиями. Когда это происходит, считается, что партийная система сформировалась и нормально функционирует.

Но в период, когда партийная система подходит к своему концу, появляются блеклые, неинтересные кандидаты, потому что всем понятно, что они должны говорить. И наверх идут, как правило, технократы, которых поддерживают боссы. Решают верхушки партий, а харизма, личные достоинства играют гораздо меньшую роль. Потому что партийная машина все равно этого кандидата доведет до нужного результата.

Такие условия сложились, и Трамп, безусловно, выступил тараном с точки зрения и внутренней, и внешней политики. Он этим в каком-то смысле напоминал Бориса Николаевича Ельцина, который на фоне блеклых советских бюрократов тоже людям очень нравился и своей харизмой их мобилизовывал. Неважно, что он говорит, важно, как он говорит.

— Энергичный, свежий политик.

— Да, и не такой, как остальные, — вот это принципиально. И конечно, то, что Трампа на выборах 2016 года поддержали, — это был первый признак крушения партийной системы. Электорат в этом плане оказался гораздо быстрее и сообразительнее, чем профессиональные политтехнологи.

— То есть они не почувствовали, что эта партийная система подошла к концу?

— Да, а ведь она довольно долго существовала, с 1980-х. Ее легитимность поддерживалась окончанием холодной войны и расслабленностью американского истеблишмента. Примерно тридцать пять лет эта система работала без каких-либо изменений. Часто в такой ситуации одна из партий начинает превращаться из боссистской в вождистскую.

Откуда взялся Трамп

— А с какого «тарана» начиналась последняя партийная система?

— С Рейгана. Считается, что рейганомика и возврат «рейгановского консерватизма» в Республиканскую партию сформировали новый консенсус. Во-первых, появилась новая экономическая модель, построенная на очень большом государственном долге и гораздо меньшем вмешательстве государства в экономику, которое после Рейгана, правда, лишь нарастало. Во-вторых, разгорелось идеологическое противостояние консерваторов вокруг повестки, хорошо знакомой тем, кто следит за американскими выборами: аборты, вопрос религиозных свобод, свобод сексуальных, в меньшей степени расовых.

Республиканцы взяли на себя роль амортизатора этих процессов. В конечном счете они признали, что эмансипация необходима, но оппонировали этому, чтобы процесс был постепенным. А демократы взяли на себя роль катка в этом процессе.

Первая леди США с 1981 по 1989 год Нэнси Рейган (слева) и 40-й президента США Рональд Рейган. «Последняя партийная система США началась с Рейгана. Считается, что рейганомика и возврат “рейгановского консерватизма” в Республиканскую партию сформировали новый консенсус». AP Photo

— А почему так?

— В общем-то, нынешний истеблишмент Демократической партии в каком-то смысле наследники новых левых 1960-х годов. Считается, что с 1960-х до 1980-х годов Демократическая партия трансформировалась в партию меньшинств. До этого она была, скорее, квазисоциалистической, но ближе к нашему марксистскому пониманию того, что такое социализм, а не к пониманию социализма современного, который больше про ценности, идентификацию и так далее.

К 1980-м годам демократы собрали вокруг своей платформы все меньшинства и превратили их в свой электорат. А республиканцы, партия WASP (White Anglo-Saxon Protestants, белые англосаксонские протестанты. — «Монокль»), уже не противоречили этому фундаментально. Они исходят из того, что эмансипация — это свершившийся факт, который приходится поддерживать, но нужно фильтровать и замедлять этот процесс, чтобы он носил эволюционный, а не революционный характер. Вот она, суть идеологического противостояния и основа системы, которая вполне себе неплохо работала.

Обе партии друг друга дополняли. Потому что сильно пережать с эмансипацией, с Diversity, как они говорят (англ. «разнообразие». — «Монокль») — значит получить взрыв консервативного электората. А тут нужно не забывать, что Америка и сегодня одна из самых религиозных стран на Западе. Свыше 60 процентов населения ходят в церковь каждое воскресенье. И конечно, средняя, континентальная Америка, в отличие от побережья, консервативна и на бытовом уровне.

— Поэтому республиканцы выполняли роль балансира, амортизатора.

— Да. В рамках этой системы демократам в какой-то момент начало казаться, что они все-таки являются партией большинства. Причем у них для этого было вполне легитимное количественное обоснование. С 1992 года, когда Буш-старший проиграл на выборах, мы видим, что они всегда, кроме 2004 года, получали большинство голосов избирателей.

И это большинство населения США — люди прогрессивные. А республиканцы окучивают более дремучую Америку, включают ее в политический процесс, но позволяют проводить реформы, модернизировать американское общество в соответствии с прогрессивными представлениями демократов о политике, экономике и идеологии.

— Эта конструкция скорее умозрительная, научная, или американские элиты сознательно балансируют?

— Я думаю, на протяжении последних двадцати лет, ну или, по крайней мере, со времен Обамы точно, есть общее понимание, что примерно так и должно работать.

Еще после прихода администрации Джорджа Буша-младшего в 2000 году демократы говорили, что это ужасная катастрофа, власть взяли какие-то дремучие силы из Техаса. Но внутри страны никаких фундаментальных изменений, которые противоречили бы уже установленной с 1990-х годов повестке, Буш не осуществлял. Его главными реформами была сфера налогообложения и реформа, связанная с регулированием в том числе ипотечного рынка. Отсюда как бы ноги кризиса 2008 года растут. Но это типичная республиканская повестка: малое правительство, меньше налогов и меньше регуляторики для крупного бизнеса, который спонсировал и традиционно выступает за республиканцев.

Кстати, сейчас Республиканская партия во многом перестала быть партией именно крупного бизнеса, она превратилась в партию рабочих-крестьян.

— Хотя, казалось бы, «левые» совсем не они, а демократы.

— Да, но парадоксальным образом в Америке политико-идеологические лозунги оказываются важнее экономических. Европейская повестка заключается в том, что бедные голосуют за тех, кто предлагает более сильное государство, а в Америке бедные сбились в кучку вокруг тех, кто говорит, что государство должно быть меньше, потому что оно вам мешает. Для нас парадокс, для них норма.

— Если система двухпартийного баланса осознавалась и долго работала, почему в итоге она дала сбой?

— Видимо, в какой-то момент сложилось несколько трендов, которые в итоге составили идеальный шторм. Во-первых, это выхолащивание поддержки идеологии Diversity, особенно на уровне штатов, дальнейшее движение влево для части WASPов оказалось просто неприемлемым.

Во-вторых, проявились отложенные следствия кризиса 2007–2009 годов. Он до конца преодолен не был, потому что новую экономическую модель американцы не создали. Залили кризис деньгами, которые распределились крайне неровно: основными бенефициарами монетарной политики оказались побережья и Вашингтон.

Вы даже на статистике доходов домохозяйств можете это увидеть. В Калифорнии и Вашингтоне доходы растут. Причем в реальном выражении, они на 20–25 процентов выше, чем десять лет назад. А доходы домохозяйств в условном Колорадо либо стагнируют. либо снижаются. Причем снижаются они в основном у среднего класса, а стагнируют у тех, кто победнее, потому что им, как говорится, нечего терять, кроме своих цепей.

У среднего класса, естественно, это породило крайне негативные ощущения жизни в экономическом кризисе. Сравнивают они свою жизнь не с соседними странами, где, может быть, все гораздо хуже, а с собой десятилетней давности и приходят к неутешительным выводам.

Все это раздражение накопилось и выразилось в политическом протесте. Ладно у меня бы пузо было полное, тогда черт с ним, пусть у вас там кто с кем хочет, чем угодно и занимается.

Есть и третий фактор, с которого мы начали: это полное отсутствие харизматичных политиков, которые могли бы если не выступать эффективными инструментами передачи воли избирателей, то хотя бы имитировать этот процесс.

Вот мы и видим, откуда берется Трамп. В иное время, наверное, он вряд ли даже праймериз бы прошел. Но, попав в идеальный шторм, не только выиграл один раз, но и вернулся спустя четыре года.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что можно сделать в Майнкрафте? Топ-15 интересных идей для нескучного вечера Что можно сделать в Майнкрафте? Топ-15 интересных идей для нескучного вечера

Minecraft — это песочница, в которой можно воплотить самые невероятные планы

CHIP
Дружба среднего возраста Дружба среднего возраста

Размышляем, где взять новых друзей человеку, перешагнувшему 45-летний рубеж

Afternoon Seasons of life
Мультиколорные зумеры Мультиколорные зумеры

На рынок приходят новые потребители, и производителям предстоит с ними работать

Монокль
Актеры на стиле Актеры на стиле

Восемь советских артистов, которые вдохновляли своими оригинальными образами

Лиза
Аристократы и юмор: как Джилли Купер создала бестселлеры о высшем обществе Британии Аристократы и юмор: как Джилли Купер создала бестселлеры о высшем обществе Британии

Как Джилли Купер изменила отношение британцев к любовным романам

Forbes
Сети финансовой поддержки: как люди выручают друг друга в условиях кризиса Сети финансовой поддержки: как люди выручают друг друга в условиях кризиса

Как работает неформальная экономика во времена нестабильности

Forbes
Рост цен без сюрпризов Рост цен без сюрпризов

Росстат опубликовал данные по инфляции по итогам 2024 г.: рост цен составил 9,5%

Ведомости
Вызов самой себе Вызов самой себе

Леонела Мантурова — о выборе профессии и умении не сдаваться перед сложностями

OK!
Что получится, если скрестить автомобиль с коптером: концепт первой отечественной летающей машины Что получится, если скрестить автомобиль с коптером: концепт первой отечественной летающей машины

Футуристические идеи о летающем транспорте могут обрести материальную форму

ТехИнсайдер
Обзор Suzuki SX4: плюсы и минусы, комплектации, вторичка Обзор Suzuki SX4: плюсы и минусы, комплектации, вторичка

Все о Suzuki SX4: поколения, есть ли полный привод, сколько стоит

РБК
От Хичкока до Финчера: главные фильмы про маньяков в истории кино От Хичкока до Финчера: главные фильмы про маньяков в истории кино

Лучшие фильмы о маньяках: с высоким рейтингом и наиболее оригинальной концепцией

Forbes
Женственность и сексуальность: чем они отличаются и как их развить Женственность и сексуальность: чем они отличаются и как их развить

Психолог рассказывает о природе женственности и сексуальности

Psychologies
Спать надо всем Спать надо всем

Почему важно изучать сон водных млекопитающих?

Наука и жизнь
Микропластик проникает в мозг «автостопом» в иммунных клетках Микропластик проникает в мозг «автостопом» в иммунных клетках

Из-за чего микропластик застревает в кровеносных сосудах головного мозга

ТехИнсайдер
Что такое тест СМИЛ (MMPI) и для чего он нужен Что такое тест СМИЛ (MMPI) и для чего он нужен

Что такое тест СМИЛ и как его проходить правильно

РБК
Между войной и Великой депрессией Между войной и Великой депрессией

Мир после Первой мировой войны продолжал меняться с непривычной людям скоростью

Вокруг света
Ученые назвали главные факторы того, почему вы чувствуете себя уставшим Ученые назвали главные факторы того, почему вы чувствуете себя уставшим

Почему взрослые люди чувствуют себя постоянно уставшими?

ТехИнсайдер
Страна для путешествий Страна для путешествий

Внутренний турпоток в России в 2024 г. достиг исторического максимума

Ведомости
Отдых под знаменем Отдых под знаменем

Что включает в себя воспитательная программа для детского отдыха?

Ведомости
«Я проголосовала!»: как Сьюзен Энтони боролась за избирательное право для женщин «Я проголосовала!»: как Сьюзен Энтони боролась за избирательное право для женщин

Чем суфражистка Сьюзен Энтони может вдохновить современных активисток?

Forbes
На вес золота: 10 неожиданных фактов об этом ценном металле На вес золота: 10 неожиданных фактов об этом ценном металле

Что вы знаете о золоте?

ТехИнсайдер
Закупились отечественным Закупились отечественным

Госзакупки российских автомобилей выросли на 9% в 2024 г.

Ведомости
Почему мозгу нужно ошибаться и можно ли этого избежать Почему мозгу нужно ошибаться и можно ли этого избежать

Почему мы попадаемся в ловушку собственного мышления

Inc.
Первый резидент Кима Филби Первый резидент Кима Филби

Человек по имени Хиель Рейф сыграл немалую роль в истории разведки

Дилетант
Как стирать флисовые вещи, чтобы сохранить их мягкость и тепло: полезные советы Как стирать флисовые вещи, чтобы сохранить их мягкость и тепло: полезные советы

Как правильно стирать флисовые вещи, чтобы сохранить их первоначальные качества

ТехИнсайдер
Разрешить себе жить Разрешить себе жить

Почему середина жизни — время, когда можно все, особенно в любви

Afternoon Seasons of life
Бизнес расширил границы Бизнес расширил границы

Бизнес стал чаще летать за рубеж в 2024, это связано с новыми бизнес-контактами

Ведомости
Грибник грибника видит издалека. О новом фильме Франсуа Озона «Что случилось осенью» Грибник грибника видит издалека. О новом фильме Франсуа Озона «Что случилось осенью»

Криминальная драма Франсуа Озона «Что случилось осенью»

СНОБ
Вотум недоверия: с чем сталкиваются 20-летние, становясь руководителями Вотум недоверия: с чем сталкиваются 20-летние, становясь руководителями

Эйджизм и дискриминация: проблемы молодых управленцев

Forbes
Франшиза без труда: может ли франчайзи получать пассивный доход Франшиза без труда: может ли франчайзи получать пассивный доход

Что такое франшиза с пассивным доходом и можно ли на ней заработать?

Forbes
Открыть в приложении