Маркетплейс на диване: какие тренды будут двигать вперед российский e-commerce
Рынок онлайн-ретейла становится все более технологичным, прозрачным и конкурентным, создавая новые возможности для бизнеса и потребителей. О регионализации, маркетплейсизации и других трендах на рынке интернет-торговли в 2025 году рассказывает директор по электронной коммерции Т-Бизнеса Илья Кретов
После бурного роста маркетплейсов мы сейчас наблюдаем их закономерное замедление, которое продолжится и в 2025 году. По данным нашего исследования, во II квартале 2023 года ежегодный прирост продавцов на маркетплейсах составлял 34%, через год — 22%. Те изменения, которые уже сейчас происходят на рынке электронной коммерции, создают новые возможности для селлеров, которыми надо успеть воспользоваться.
Примерно 90% GMV (совокупной стоимости всех товаров, проданных на маркетплейсах за единицу времени) приходится на 10% наиболее крупных продавцов. Новые селлеры не создают дополнительной ценности для своей продукции и, как следствие, не формируют нового уникального спроса, который мог бы привлечь к ним клиентов. Проще говоря, селлеры выходят на рынок с теми же предложениями, которые уже есть у других продавцов, и получают небольшое количество трафика.
Маркетплейсам в этих условиях приходится искать новые источники роста: повышать комиссии за продажу, комиссии за логистику (топливо дорожает, услуги курьеров растут в цене), рекламные расценки. Если повышается комиссия, растет и конкуренция среди селлеров, потому что им жизненно необходимо продвигать свои товары, чтобы увеличить продажи.
При росте конкуренции мелким селлерам остается еще меньше места, значит, их количество продолжит снижаться. Им приходится активнее бороться за свою долю рынка. Они начинают искать, как еще можно привлечь покупателя, например, через расширение ассортимента или снижение цен.
Мы выделили пять тенденций, которые с высокой долей вероятности будут заметны в e-commerce в 2025 году. Среди них — тренд на регионализацию, выход селлеров напрямую к клиентам, минуя маркетплейсы, экосистемы и маркетплейсизация торговых сетей, применение искусственного интеллекта и усиление регуляторики.
Переход крупных селлеров на D2C-модель
Крупные селлеры в условиях роста конкуренции будут все больше развивать прямые каналы продаж (D2C-модель, direct-to-customer) и выходить к клиентам через собственные бренды и сайты. Как показывает исследование, наличие интернет-магазина или своего сайта играет важную роль в доверии к предпринимателю: 75% покупателей на маркетплейсах проверяют, есть ли у продавца сайт, чтобы уточнить информацию по товару или проверить надежность селлера.
Обладая собственным производством и средствами, крупные селлеры могут позволить себе отстраивать эту независимую от маркетплейсов модель и привлекать к ней трафик. Этому способствует и то, что комиссии маркетплейсов с высокой долей вероятности будут расти. И поиск новых площадок, где ниже комиссии, или переход к прямым продажам потребителю станет необходимостью для выживания бизнеса. Это общемировая тенденция, которую можно наблюдать в Америке и Восточной Азии. То есть маркетплейсы станут не единственным источником трафика, а одним из: селлер торгует на маркетплейсе и на еще 20 подходящих площадках. Уверен, что через два-три года это станет крупной темой.