Внутренняя коллекция
Матвей Юдов — химик и известный парфюмерный критик, к чьему экспертному мнению прислушиваются как профессионалы, так и восторженные арома-энтузиасты. Мы попросили Матвея рассказать о своих парфюмерных любимчиках, избегая классического описания ольфакторных пирамид с традиционным перечислением верхних нот, нот сердца и базы композиций.
Откровенно говоря, я никогда не считал себя коллекционером. Коллекция — это когда все стоит в серванте красивыми рядами, а каждый экспонат описан и каталогизирован. Мне встречались многие реальные коллекционеры, и там действительно все серьезно, но у них несколько иная задача. Я, например, никогда не покупал что-то только из-за внешнего вида упаковки (по большому счету, меня интересует только содержимое флакона: как в таких случаях говорят — «хоть в майонезной баночке») или потому что семь флаконов какого-то бренда у меня уже есть, а всего их восемь. Настоящие коллекционеры хранят многие свои флаконы в запечатанном виде, дорожат их идеальным магазинным состоянием, у меня же задерживается только то, что я сам время от времени ношу. Мне кажется, аромат приносит максимальную радость обладателю, только если регулярно используется по прямому назначению.
Да, наверное, среди моих флаконов можно найти редкости, «снятости», довольно дорогие экземпляры и всякие артефакты вроде демонстрационных флаконов, вручную изготовленных специально к выставке в единственном экземпляре, или лабораторные образцы известных брендов, которые, увы, так и не стали полноценными ароматами. Но самыми дорогими и любимыми, наверное, стали для меня какие-то вполне обычные вещи.
Мне сложно вспомнить какой-то особый переломный момент в жизни, в который я осознал бы, что хочу заниматься парфюмерией. Все, что касается запахов, меня интересовало с раннего детства, и флаконы начали появляться у меня как-то сами собой. Потом это стало моей профессией, поэтому в том, что у меня много флаконов, на мой взгляд, нет ничего странного. Я никогда не считал количество, могу только оценить, но, судя по всему, это число давно четырехзначное. Ну и что — в любом магазине банок тоже будет тысячи, это же никого не удивляет. Вообще, наверное, каждая коллекция представляет интерес только для владельца. Вот когда речь и заходит о «пяти ароматах, которые я бы взял с собой на Марс, если бы скрывался от налогов» (это, если что, формулировка из великолепной книги Луки Турина Perfumes: The Guide — угадайте, кстати, что взял бы он), выбор всегда очень сложен, потому что приходится сравнивать кислое с длинным: во-первых, не очень понятно, по какому конкретно критерию это все сортировать, во-вторых, то, что аромат дорог лично мне, совершенно ничего не говорит о его вкладе в сокровищницу мирового искусства. Все-таки восприятие запахов лежит в основном в эмоциональной сфере и чрезвычайно индивидуально.