«Азбука вкуса» пошла в огород
Ритейлер начал самостоятельно выращивать овощи для своих магазинов
В ноябре 2023 года торговая сеть объявила о запуске нового СТМ-бренда «Мосальский огород». В нем будут представлены овощи, выращенные на ферме компании, расположенной в Калужской области. «Азбука вкуса» запустила это сельхозпредприятие более 10 лет назад, но ранее оно было ориентировано на выпуск только животноводческой продукции. В перспективе ритейлер стремится полностью закрыть потребность своих супермаркетов в овощах «борщевого набора» собственным производством.
Собственную ферму в городе Мосальск Калужской области, ориентированную на откорм бычков породы black angus, российская частная сеть продовольственных супермаркетов «Азбука вкуса» запустила еще в 2013 году. Была создана собственная торговая марка «Мосальский», состоящая из более чем 30 товарных позиций — стейков, котлет для бургеров, ростбифа и других мясных продуктов. С 2016 года ритейлер начал выращивать на ферме и овощи (картофель, капусту, морковь, свеклу, тыкву и кабачки разных сортов), но только в качестве ингредиентов для готовой еды собственного производства. В прошлом году в компании было принято решение расширить проект и полноценно запустить новое направление — овощеводство. Для этого площадь сева была увеличена в 1,5 раза — до 60 га. Овощная продукция будет выпускаться под новым саб-брендом — СТМ «Мосальский огород».
По картофелю сухой очистки собственного производства «Азбука вкуса» уже обеспечивает свою полку на 80 %. В планах ритейлера также покупка специальной мойки картофеля, которая поможет закрыть потребность в мытом картофеле на 70 %. К лету в магазинах сети появятся и ранние культуры — зеленый лук и молодой чеснок. В перспективе компания планирует на 100 % обеспечивать себя собственными овощами «борщевого набора».
Поскольку ритейлер делает ставку на экологичное производство, все овощи на ферме выращивают без использования минеральных удобрений, а урожай капусты, кабачков, лука и чеснока собирают вручную. Для посадки, уборки, калибровки и сортировки картофеля, свеклы и моркови используется полный комплекс сельскохозяйственной техники. «Мы тщательно следим за всем процессом производства продукта и контролируем качество на каждом этапе: от росточка до появления товара на полке», — подчеркивает директор по сельско-хозяйственному производству торговой сети Эдуард Бонадыков.
Причины и предпосылки
Инициатива «Азбуки вкуса» не первый подобный проект в России. Например, несколько лет выращиванием овощей в защищенном грунте для своей сети магазинов занимается «Магнит», а сибирский ритейлер «Гигант» производит овощную продукцию в своих теплицах «Сады Гиганта», а также в открытом грунте. Основной причиной появления подобных инициатив эксперты называют желание ритейлера полностью контролировать качество продукции, которую они продают.
«Азбука вкуса» позиционирует себя как обособленную сеть, которая специализируется на органических и экологических товарах, напоминает исполнительный директор Национального плодоовощного союза Андрей Казаков. При этом не вся продукция является таковой даже при наличии сертификатов, ее нужно тщательно проверять. Зато можно быть уверенным в том, что продукция органическая, и избежать подлога, если самому ее выращивать и осуществлять полный контроль всего процесса. «Когда компания сама занимается производством, она знает, какие вещества вносит при подкормке растений, какую воду использует, следит за дозой применяемых средств и так далее, — объясняет эксперт. — Если же покупать экологическую продукцию со стороны, то могут возникать вопросы к подлинности сертификатов: либо должен быть надежный партнер по поставке таких овощей, либо нужно выращивать их самостоятельно».
В современном ритейле ключевым фактором успеха является способность предложить покупателям уникальный и разнообразный ассортимент, комментирует независимый эксперт по инновациям в этой отрасли Борис Агатов. По его словам, торговые сети, такие как «Азбука вкуса», стремятся не просто к диверсификации продуктовой линейки, но и к повышению контроля качества и происхождения товаров. «Организация собственного производства овощей позволит компании не только расширить ассортимент собственной торговой марки, но и гарантировать высокие стандарты качества продукции», — вторит он Казакову. К тому же выращивание картофеля, капусты, кабачков и тыквы под брендом «Мосальский огород» не только улучшит ассортимент, но и даст возможность более эффективно управлять ценообразованием и предложением, а также отвечать на растущий спрос потребителей на продукты местного производства. «Это стратегическое решение является частью более широкого тренда в ритейле, направленного на создание уникальных торговых предложений и укрепление доверия клиентов», — добавляет эксперт.
Исполнительный директор компании «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев также считает, что в целом проект укладывается в общий тренд, который наблюдается у ритейлеров, по повышению цепочки вертикальной интеграции и имплементации в свой бизнес производственных активов. По его мнению, цель данной инициативы компании не в том, чтобы снизить себестоимость за счет владения активом, а в том, чтобы предложить продукт, характеристики которого находятся полностью под ее контролем.