Как Fakoshima сумел закрепиться на российском рынке

ForbesБизнес

Как дизайнер и химик создали заметный российский парфюмерный бренд Fakoshima

Борис Пашкин, Ксения Демидкина

Ярослав Симонов и Константин Шиляев (Фото DR)

Бренд Fakoshima появился в 2013 году и много лет развивался как оптический. Заметным он стал относительно недавно — благодаря выпуску парфюмерной линии в 2020 году, а также росту спроса на локальные марки после 2022-го. В прошлом году проект выручил около 30 млн рублей, и большую часть принесли продажи ароматов. Рассказываем, как Fakoshima сумел закрепиться на российском рынке.

Основатели Fakoshima Perfumes (суббренд Fakoshima) Константин Шиляев и Ярослав Симонов встречают корреспондента Forbes в своей парфюмерной лаборатории. Смесь ярких ароматов — первое, на что обращаешь внимание при входе в маленькую комнату, похожую на кладовку со шкафом и горой коробок. В глаза бросается мраморный стол с этажеркой, на которой расставлены баночки с концентратами. Это парфюмерный орган — главный инструмент Симонова, за которым он придумывает ароматы.

Fakoshima возник как бренд оптики — дизайнер по образованию Шиляев с партнерами создал его больше 10 лет назад. Первые очки — угловатой формы и с треугольником на лбу — нашли поклонников среди коллекционеров, знаменитостей, стилистов и модных редакторов, но широким спросом не пользовались. Прибыль бренд начал получать только с 2020 года — помог выпуск более универсальных и носибельных моделей.

Новым этапом для Fakoshima стал запуск парфюмерной линейки. Она появилась в том же 2020 году благодаря знакомству Шиляева с химиком Ярославом Симоновым (в 2023 году он стал номинантом рейтинга Forbes «30 до 30»). В следующем году парфюм бренда стал продаваться в сети «Золотое Яблоко», а в 2022-м это направление обогнало по выручке оптическое. Как Шиляев и Симонов создали одну из самых заметных российских нишевых марок ароматов?

Дитя тусовок

Константин Шиляев родом из Кирова — там он выучился на графического дизайнера в филиале Московского гуманитарно-экономического института. На последних курсах попал на практику к основателю санкт-петербургского бренда уличной одежды Eхtra, а после вуза устроился дизайнером витрин в компанию Bosco di Ciliegi (специализируется на продажах люксовых товаров) и перебрался в Москву.

Шиляев часто ходил в клубы, и частью его тусовочного образа были очки всевозможных цветов и форм. Со временем он увлекся оптикой и стал коллекционировать необычные оправы. Хобби превратилось в бизнес благодаря случаю: в конце 2011 года перед очередной вечеринкой Шиляев устроил сборы с друзьями в своей квартире, и подруга невзначай спросила, почему бы вместо коллекционирования не создать что-то свое. Шиляев тогда уже не работал в Bosco, а занимался оформлением витрин и мероприятий в рамках собственного небольшого агентства Good Deed. Параллельно он начал изучать историю и технологию производства оптики, а также рисовать эскизы оправ.

В то время в России были энтузиасты, которые экспериментировали с различными материалами для оптики, вспоминает Шиляев. «Но в целом все находилось в зачаточном состоянии — в основном все занимались дистрибуцией и продажей очков зарубежных брендов», — продолжает он. Схожими впечатлениями о рынке 2011–2012 годов делится сооснователь марки оправ из дерева WoodSun Иван Драпков: «Круг людей в этой теме был очень мал — все друг друга знали».

Шиляев осознал, что «за всю историю моды не было ни одного дизайнера модной оптики из России». Это мотивировало его попробовать в производстве свои силы. Бренд получил название Fakoshima — поклонник культуры Японии Шиляев взял первые слоги своих имени и фамилии и на их основе составил слово на японский манер. Первую коллекцию оптики, Bardo Update, Константин придумал в 2012 году. Она родилась из его увлечения киберпанком (подвид научной фантастики) и буддизмом. Отличительным элементом очков стал треугольник в оправе, который «олицетворял защиту третьего глаза», рассказывает Шиляев.

Главной сложностью на старте стал поиск контрактного производства, работающего с ацетатом целлюлозы — распространенным материалом для оправ. Шиляев вспоминает, что попытки найти такие фабрики в России зашли в тупик. Дизайнеру не нравилось качество финального продукта — у местных производств, к примеру, не было подходящей фурнитуры. В итоге он остановился на контрактном производстве в Японии, с представителями которого познакомился на профильной парижской выставке Silmo (впоследствии Fakoshima перенесл производство в китайский Шэньчжэнь). Инвестиции в запуск составили несколько десятков тысяч долларов — деньги дали партнеры, называть которых дизайнер отказался.

Как выяснил Forbes, сооснователями и инвесторами бренда стали IT-разработчик Роман Ильюхов и Алексей Мельников, который тогда работал в продакшене Цирка дю Солей и занимался выводом шоу в Россию и страны СНГ. Мельников познакомились с Шиляевым еще в 2000-х, после посещения одного из магазинов, витрину которого оформлял дизайнер. Он говорит, что впоследствии стал финансово помогать Шиляеву с оптическим хобби, а в результате поверил в его идею и позвал в партнеры Ильюхова. «Это было диковато, но интересно, и нам захотелось построить серьезный бизнес», — рассказывает он. Мельников занялся в проекте развитием на международном рынке и продажами, Ильюхов — запуском производства и логистикой, а Шиляев — созданием дизайна очков.

Очки для Тильды

Днем рождения марки Шиляев считает 4 июля 2013 года. Тогда на мероприятии в честь открытия ресторана «Кофемания» на Лубянке присутствовала британская актриса Тильда Суинтон. Шиляев узнал об этом от своей подруги-стилиста. К тому времени у Fakoshima были готовы первые прототипы Bardo Update из ацетата, и дизайнер решил подарить Суинтон одну пару. «Я быстро собрался и помчался туда на велосипеде. Все потому, что эскизы первых коллекций я рисовал на портретах Тильды, вырванных из журналов», — вспоминает дизайнер. Он уговорил незнакомца из списка гостей передать очки, и спустя время охрана пригласила его к актрисе. «Мы совсем недолго общались, но фраза: It’s fantastic! Please keep going («Это фантастика! Пожалуйста, продолжайте». —

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Революция зарплат неизбежна: почему компаниям в России не хватает сотрудников Революция зарплат неизбежна: почему компаниям в России не хватает сотрудников

В России, вероятно, происходит «революция зарплат»

Forbes
Хангерфордская трагедия: первое массовое убийство в истории Британии Хангерфордская трагедия: первое массовое убийство в истории Британии

В 12:30 утра из пистолета Майкла Райана раздался первый выстрел

ТехИнсайдер
Как техногики выручили 1,6 млрд рублей на шутере в виртуальной реальности Как техногики выручили 1,6 млрд рублей на шутере в виртуальной реальности

Как построить бизнес на шутере с VR-шлемом

Forbes
Марина Орлова: «Мне интересно делать то, чего еще не было» Марина Орлова: «Мне интересно делать то, чего еще не было»

Топ-менеджер Марина Орлова — об управлении и устойчивом развитии

Bones
Что происходит с организмом, если долго хранить девственность Что происходит с организмом, если долго хранить девственность

Вредно ли для организма долго жить с девственностью или нет?

Psychologies
Елена Этуш: «Владимир Абрамович, как умный человек, понимал, что всенародную славу и любовь принесли ему именно комедии Гайдая» Елена Этуш: «Владимир Абрамович, как умный человек, понимал, что всенародную славу и любовь принесли ему именно комедии Гайдая»

«Владимир Абрамович никогда не разрешал мне говорить, что он великий актер»

Караван историй
Эксперт рассказал, чего никогда не стоит делать в отеле Эксперт рассказал, чего никогда не стоит делать в отеле

Что стоит помнить в отпуске, чтобы сделать его комфортным для себя и окружающих

Maxim
«Вот, что мы любим»: как появился фастфуд «Вот, что мы любим»: как появился фастфуд

Бургеры с картошкой фри — неотъемлемая часть истории культуры еды

ТехИнсайдер
Почему так мало архитектуры Почему так мало архитектуры

Почему российская архитектура стала очень рациональной, нейтральной и однотипной

Монокль
Галерист Марина Лошак: Выход из зоны комфорта — важный этап взросления души Галерист Марина Лошак: Выход из зоны комфорта — важный этап взросления души

Марина Лошак о глобальном тренде на нишевое неочевидное искусство

СНОБ
Что выбрать: покупку автомобиля или такси, каршеринг, подписку Что выбрать: покупку автомобиля или такси, каршеринг, подписку

Что позволяет экономить больше: авто, такси, каршеринг или другая альтернатива?

РБК
А часики тикают А часики тикают

Признаки раннего старения организма

Лиза
6 известных актрис, которые начинали как модели 6 известных актрис, которые начинали как модели

Их сразу полюбила камера, с радостью приняли подиумы и обложки модных изданий

Maxim
Только через мой труд Только через мой труд

Что такое трудоголизм и как от него уберечься без вреда для карьеры?

Men Today
Конец Орды Конец Орды

При Иване III Московское княжество освободилось от ордынской зависимости

Дилетант
«Присцилла» Софии Копполы: как выглядела жена Элвиса Пресли — в его глазах и на самом деле «Присцилла» Софии Копполы: как выглядела жена Элвиса Пресли — в его глазах и на самом деле

Как развивались отношения Присциллы с Элвисом Пресли?

Psychologies
10 советов, как определить, что человек врет 10 советов, как определить, что человек врет

Как понять, что собеседник пытается вас обмануть

Inc.
«Центральная Азия: от века империй до наших дней» «Центральная Азия: от века империй до наших дней»

Колониальный порядок Российской империи в Туркестане

N+1
Красное платье вдовы: как женский костюм играет важную роль в популярных сериалах Красное платье вдовы: как женский костюм играет важную роль в популярных сериалах

Как одежда отражает внутреннюю трансформацию героинь?

Forbes
Малиновый фреш и стеклянные дожди: самые необычные факты о космосе или что еще скрывает от нас необъятная Вселенная Малиновый фреш и стеклянные дожди: самые необычные факты о космосе или что еще скрывает от нас необъятная Вселенная

Невероятных факты о космосе, которые заставят задуматься об удивительном мире

ТехИнсайдер
Восполняем недостаток солнца в зимнее время: что надо знать о витамине D Восполняем недостаток солнца в зимнее время: что надо знать о витамине D

Чувствуете упадок сил, а кожа стала сухой и тусклой?

Psychologies
Около половины видов мигрирующих животных столкнулись с падением численности Около половины видов мигрирующих животных столкнулись с падением численности

Мигрирующие животные особенно подвержены влиянию человеческой деятельности

N+1
Помните СССР? Вот как рождается «коллективный разум»: интересные факты! Помните СССР? Вот как рождается «коллективный разум»: интересные факты!

Хорошо ли, когда в обществе у всех людей один и тот же опыт?

ТехИнсайдер
Кто придумал кукурузные хлопья и как их делают: история первых быстрых завтраков Кто придумал кукурузные хлопья и как их делают: история первых быстрых завтраков

Это блюдо буквально завоевало весь мир, но придумали его совершенно случайно

ТехИнсайдер
«Наша работа состоит из череды ошибок»: психотерапевт о своих неудачах в работе с клиентами «Наша работа состоит из череды ошибок»: психотерапевт о своих неудачах в работе с клиентами

Как психологи проживают неудачные кейсы и превращают их в точку роста

Psychologies
MAXIM поговорил с Ришелье из фильма «Три мушкетёра: Миледи» MAXIM поговорил с Ришелье из фильма «Три мушкетёра: Миледи»

Что в французских фильмах о Мушкетерах особенного, объясняет актер Эрик Руф

Maxim
Алхимия на службе медицины Алхимия на службе медицины

Парацельс совершил переворот в медицинской науке и наводнил ее измышлениями

Знание – сила
Подождите выбрасывать: 10 гениальных идей, что можно сделать из старой шторки для душа Подождите выбрасывать: 10 гениальных идей, что можно сделать из старой шторки для душа

Несколько потрясающих идей необычных методов использования душевой занавески

ТехИнсайдер
Грусть длиной в полгода: что такое «сезонная депрессия» и как ее распознать Грусть длиной в полгода: что такое «сезонная депрессия» и как ее распознать

Почему наступает «сезонная депрессия» и что можно сделать, чтобы ее победить

Forbes
Почему с горных вершин не спускают погибших там туристов Почему с горных вершин не спускают погибших там туристов

Трупы буквально усеивают Эверест, но никто не спешит их хоронить, почему?

Maxim
Открыть в приложении