Как Fakoshima сумел закрепиться на российском рынке

ForbesБизнес

Как дизайнер и химик создали заметный российский парфюмерный бренд Fakoshima

Борис Пашкин, Ксения Демидкина

Ярослав Симонов и Константин Шиляев (Фото DR)

Бренд Fakoshima появился в 2013 году и много лет развивался как оптический. Заметным он стал относительно недавно — благодаря выпуску парфюмерной линии в 2020 году, а также росту спроса на локальные марки после 2022-го. В прошлом году проект выручил около 30 млн рублей, и большую часть принесли продажи ароматов. Рассказываем, как Fakoshima сумел закрепиться на российском рынке.

Основатели Fakoshima Perfumes (суббренд Fakoshima) Константин Шиляев и Ярослав Симонов встречают корреспондента Forbes в своей парфюмерной лаборатории. Смесь ярких ароматов — первое, на что обращаешь внимание при входе в маленькую комнату, похожую на кладовку со шкафом и горой коробок. В глаза бросается мраморный стол с этажеркой, на которой расставлены баночки с концентратами. Это парфюмерный орган — главный инструмент Симонова, за которым он придумывает ароматы.

Fakoshima возник как бренд оптики — дизайнер по образованию Шиляев с партнерами создал его больше 10 лет назад. Первые очки — угловатой формы и с треугольником на лбу — нашли поклонников среди коллекционеров, знаменитостей, стилистов и модных редакторов, но широким спросом не пользовались. Прибыль бренд начал получать только с 2020 года — помог выпуск более универсальных и носибельных моделей.

Новым этапом для Fakoshima стал запуск парфюмерной линейки. Она появилась в том же 2020 году благодаря знакомству Шиляева с химиком Ярославом Симоновым (в 2023 году он стал номинантом рейтинга Forbes «30 до 30»). В следующем году парфюм бренда стал продаваться в сети «Золотое Яблоко», а в 2022-м это направление обогнало по выручке оптическое. Как Шиляев и Симонов создали одну из самых заметных российских нишевых марок ароматов?

Дитя тусовок

Константин Шиляев родом из Кирова — там он выучился на графического дизайнера в филиале Московского гуманитарно-экономического института. На последних курсах попал на практику к основателю санкт-петербургского бренда уличной одежды Eхtra, а после вуза устроился дизайнером витрин в компанию Bosco di Ciliegi (специализируется на продажах люксовых товаров) и перебрался в Москву.

Шиляев часто ходил в клубы, и частью его тусовочного образа были очки всевозможных цветов и форм. Со временем он увлекся оптикой и стал коллекционировать необычные оправы. Хобби превратилось в бизнес благодаря случаю: в конце 2011 года перед очередной вечеринкой Шиляев устроил сборы с друзьями в своей квартире, и подруга невзначай спросила, почему бы вместо коллекционирования не создать что-то свое. Шиляев тогда уже не работал в Bosco, а занимался оформлением витрин и мероприятий в рамках собственного небольшого агентства Good Deed. Параллельно он начал изучать историю и технологию производства оптики, а также рисовать эскизы оправ.

В то время в России были энтузиасты, которые экспериментировали с различными материалами для оптики, вспоминает Шиляев. «Но в целом все находилось в зачаточном состоянии — в основном все занимались дистрибуцией и продажей очков зарубежных брендов», — продолжает он. Схожими впечатлениями о рынке 2011–2012 годов делится сооснователь марки оправ из дерева WoodSun Иван Драпков: «Круг людей в этой теме был очень мал — все друг друга знали».

Шиляев осознал, что «за всю историю моды не было ни одного дизайнера модной оптики из России». Это мотивировало его попробовать в производстве свои силы. Бренд получил название Fakoshima — поклонник культуры Японии Шиляев взял первые слоги своих имени и фамилии и на их основе составил слово на японский манер. Первую коллекцию оптики, Bardo Update, Константин придумал в 2012 году. Она родилась из его увлечения киберпанком (подвид научной фантастики) и буддизмом. Отличительным элементом очков стал треугольник в оправе, который «олицетворял защиту третьего глаза», рассказывает Шиляев.

Главной сложностью на старте стал поиск контрактного производства, работающего с ацетатом целлюлозы — распространенным материалом для оправ. Шиляев вспоминает, что попытки найти такие фабрики в России зашли в тупик. Дизайнеру не нравилось качество финального продукта — у местных производств, к примеру, не было подходящей фурнитуры. В итоге он остановился на контрактном производстве в Японии, с представителями которого познакомился на профильной парижской выставке Silmo (впоследствии Fakoshima перенесл производство в китайский Шэньчжэнь). Инвестиции в запуск составили несколько десятков тысяч долларов — деньги дали партнеры, называть которых дизайнер отказался.

Как выяснил Forbes, сооснователями и инвесторами бренда стали IT-разработчик Роман Ильюхов и Алексей Мельников, который тогда работал в продакшене Цирка дю Солей и занимался выводом шоу в Россию и страны СНГ. Мельников познакомились с Шиляевым еще в 2000-х, после посещения одного из магазинов, витрину которого оформлял дизайнер. Он говорит, что впоследствии стал финансово помогать Шиляеву с оптическим хобби, а в результате поверил в его идею и позвал в партнеры Ильюхова. «Это было диковато, но интересно, и нам захотелось построить серьезный бизнес», — рассказывает он. Мельников занялся в проекте развитием на международном рынке и продажами, Ильюхов — запуском производства и логистикой, а Шиляев — созданием дизайна очков.

Очки для Тильды

Днем рождения марки Шиляев считает 4 июля 2013 года. Тогда на мероприятии в честь открытия ресторана «Кофемания» на Лубянке присутствовала британская актриса Тильда Суинтон. Шиляев узнал об этом от своей подруги-стилиста. К тому времени у Fakoshima были готовы первые прототипы Bardo Update из ацетата, и дизайнер решил подарить Суинтон одну пару. «Я быстро собрался и помчался туда на велосипеде. Все потому, что эскизы первых коллекций я рисовал на портретах Тильды, вырванных из журналов», — вспоминает дизайнер. Он уговорил незнакомца из списка гостей передать очки, и спустя время охрана пригласила его к актрисе. «Мы совсем недолго общались, но фраза: It’s fantastic! Please keep going («Это фантастика! Пожалуйста, продолжайте». —

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели

Bed rotting: обычная лень или способ восстановить силы?

Forbes
«Разговоры с таксистами об устройстве Вселенной» «Разговоры с таксистами об устройстве Вселенной»

Почему для выживания людям, вероятно, потребуется расселиться за пределы Земли

N+1
Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу

Лабубу-тренд: эффект сюрприза или ностальгия?

Inc.
Слово пацанам Слово пацанам

На свете много мужчин, которые начинают общение с грубости и хамства. Зачем?

VOICE
Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много

Почему авиакомпании используют самолеты, которые можно называть пожилыми?

Maxim
От Парижа до Бразилии: как 100 лет назад эмигрантки строили международную карьеру От Парижа до Бразилии: как 100 лет назад эмигрантки строили международную карьеру

Истории эмигранток, которым удалось добиться мирового признания

Forbes
С какими проблемами люди старшего возраста чаще всего обращаются к психологу С какими проблемами люди старшего возраста чаще всего обращаются к психологу

С какими проблемами люди старшего возраста чаще всего обращаются к психологам

Psychologies
Тактильные часы Готфрида Вильгельма Лейбница Тактильные часы Готфрида Вильгельма Лейбница

Текст и рисунки рукописи Лейбница относятся к часам оригинальной конструкции

Наука и жизнь
Паукообразные обезьяны повторили мимику сородичей во время игры Паукообразные обезьяны повторили мимику сородичей во время игры

У людей нечеловеческих приматов есть так называемое игровое лицо

N+1
Держать шаг: как бренд из Кирова создает обувь для клиентов по всей России Держать шаг: как бренд из Кирова создает обувь для клиентов по всей России

Кто создает обувь в России, в чем сложность развития фешен-бизнеса в регионе

Forbes
Если не хочется работать: что делать в таком случае, рассказывает психолог Если не хочется работать: что делать в таком случае, рассказывает психолог

Когда мы слышим «не хочу работать вообще никогда», то сразу начинаем обвинять

Psychologies
Последний поход генерала Юденича Последний поход генерала Юденича

Осенью 1919 года гражданская война в России достигла кульминации

Дилетант
Как выбрать просекко: подробный гид Как выбрать просекко: подробный гид

Как делают просекко и как выбрать его по этикетке.

СНОБ
Мороз и солнце Мороз и солнце

Еще лет двадцать назад на остров Ольхон на Байкале почти не ступала нога туриста

Лиза
Михaил Барышников Михaил Барышников

Тиара-невидимка и другие волшебные артефакты: Posié

Собака.ru
Ирина Винер: «Слезы моих детей я не прощаю никому, жестко отвечаю любому, кем бы он ни был» Ирина Винер: «Слезы моих детей я не прощаю никому, жестко отвечаю любому, кем бы он ни был»

Если ребенок чувствует ложь, что его обманывают — все, пощады не жди!

Коллекция. Караван историй
Константин Юшкевич: «Меня должны окружать приятные люди, чтобы не шел на работу как на каторгу» Константин Юшкевич: «Меня должны окружать приятные люди, чтобы не шел на работу как на каторгу»

Подходит мужчина-ровесник и осыпает восторгами: «Вы так нравитесь моей маме!»

Коллекция. Караван историй
Все тексты только о любви: 7 книг и взглядов на тему Все тексты только о любви: 7 книг и взглядов на тему

Рассматривает любовь в литературе через призму веков и подходов

РБК
Идеальный дом Идеальный дом

Модная классика и экостиль: квартира с двумя террасами

SALON-Interior
Хватит так делать! Почему нужно перестать выливать жидкость от консервированного горошка Хватит так делать! Почему нужно перестать выливать жидкость от консервированного горошка

Что такое аквафаба от зеленого горошка и чем она полезна?

ТехИнсайдер
Узнайте, почему после расставания вам и плохо, и хорошо! Интересные факты из психологии Узнайте, почему после расставания вам и плохо, и хорошо! Интересные факты из психологии

Что такое «парадокс разбитого сердца»?

ТехИнсайдер
5 главных признаков того, что мужчина вам изменяет 5 главных признаков того, что мужчина вам изменяет

Лучше держать в голове основные признаки поведения, которые указывают на измену

Psychologies
Почему важно сознательно заботиться о себе? Вот как это улучшит уровень жизни: простые факты Почему важно сознательно заботиться о себе? Вот как это улучшит уровень жизни: простые факты

Забота о себе и самодисциплина — две концепции, которые не кажутся связанными

ТехИнсайдер
Резиденция божеств: почему альпинисты не могут покорить гору Кайлас в Тибете Резиденция божеств: почему альпинисты не могут покорить гору Кайлас в Тибете

Таинственная и необычная история горы Кайлас

ТехИнсайдер
Подождите выбрасывать: 10 гениальных идей, что можно сделать из старой шторки для душа Подождите выбрасывать: 10 гениальных идей, что можно сделать из старой шторки для душа

Несколько потрясающих идей необычных методов использования душевой занавески

ТехИнсайдер
«Я никогда не думал, что живу в свинцовые годы» «Я никогда не думал, что живу в свинцовые годы»

Режиссер Михаил Богин о своей жизни до и после эмиграции

Weekend
Инженеры научились вызывать галлюцинации у автомобилей Инженеры научились вызывать галлюцинации у автомобилей

Выяснилось, что «умом» автомобилей могут воспользоваться злоумышленники

Maxim
Труды Ньютона, магия и секс: кто и зачем крадет книги из библиотек — и что предпочитают воры? Труды Ньютона, магия и секс: кто и зачем крадет книги из библиотек — и что предпочитают воры?

Как библиотеки во всем мире борются с ворами?

Правила жизни
Голубые глаза оказались лучше приспособлены к тусклому свету по сравнению с карими Голубые глаза оказались лучше приспособлены к тусклому свету по сравнению с карими

Цвет радужки у людей влияет на то, как глаза воспринимают свет

N+1
За что страдало искусство За что страдало искусство

Как политические активисты учились уничтожать картины и скульптуры

Weekend
Открыть в приложении